Главная
Конференции
Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права
ИКТ как эффективное средство коррекционно-развивающего обучения дошкольников с о...

ИКТ как эффективное средство коррекционно-развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии
компьютерные технологии
специальная педагогика
коррекционно-развивающая работа
дошкольники

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Обоснована педагогическая эффективность специализированных и адаптированных компьютерных программ, а также мультимедийных презентационных технологий как средства повышения мотивации, психологического комфорта и наглядности обучения.

Текст статьи

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки таких путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующего направления для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагогов, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Нами определены основные преимущества использования компьютерных технологий для развития речи дошкольников:

  • повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  • обеспечение психологического комфорта во время занятий;
  • развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  • развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  • совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  • формирование личности ребёнка в целом;
  • повышение качества обучения и работоспособности детей.

Учителем-логопедом и воспитателями используются различные компьютерные ресурсы: готовые продукты и самостоятельно-разработанные инструментарий:

  • Готовые продукты – компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы;
  • Самостоятельно-разработанный инструментарий – составленные с помощью программы Power Point игры и презентации; веб-страницы и веб-сайты; компьютерные тесты; цифровые видеоролики, слайд-шоу, аудиозаписи и др.

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ нами используются: «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать. Страна Буквария», «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык», др. 

Применение информационно-коммуникативных технологий наряду с другими методами способствовало развитию связной речи и формированию звуковой стороны речи у дошкольников с ТНР, при соблюдении гигиенических требований.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционную работу являются мультимедийные презентационные технологии, в частности в программе Power Point. Нами используются следующие виды: демонстрационное сопровождение, анимационные модели, слайд-шоу, тесты, мультимедиа игры.

Мультимедиа игры предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий игры позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия, и позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Целью нашей работы было разработать шаблон медиа-игры, подстраивающейся под любые задачи, с простым и понятным интерфейсом, легко и быстро изменяемый, в подготовке которого могли принять участие воспитанники группы с ОНР. Наиболее отвечающими этой цели оказалась игры-тесты по принципу правильного выбора, создаваемые нами в программе Power Point с использованием гиперссылок.

Нами разработан алгоритм создания такого мультимедийного образовательного ресурса:

  1. Определение темы и задач ресурса;
  2. Разработка структуры ресурса;
  3. Отбор и структурирование учебного материала;
  4. Отбор иллюстративного материала (в т. ч. фотографирование);
  5. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видеоинформации;
  6. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание анимации, средств навигации и т. п.;
  7. Окончательная настройка демонстрации, запись звукового сопровождения.

Наши мультимедиа ресурсы разрабатываются по лексическим темам в соответствии с перспективным планом и задачами Программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи. Игры, созданные на основе предложенного шаблона, могут использоваться при групповом и индивидуальном занятии, предусматривают самопроверку.

Простой интерфейс дал возможность воспитанникам стать полноценными участниками создания медиа ресурсов: дошкольники принимали участие в подборе иллюстраций для игр, фотографировали объекты на заданные темы.

Развивать и стимулировать речевые высказывания помогли игровые приемы с фотографиями. Моделируя последовательность фотоиллюстраций, дети проговаривали свои действия в логической последовательности, учились составлять связные высказывания по типу рассуждений.

В качестве упражнений по формированию правильного звукопроизношения у воспитанников с ОНР нами использовалась подготовка мультимедиа ресурсов с записью звука. Дошкольники участвовали в озвучивании презентаций: произносили в микрофон изолированные звуки, звукоподражания, слова, предложения с различной интонацией, силой голоса. При прослушивании и сравнении с образцом воспитанники выявляли недочёты, которые при последующей записи старались исправлять.

Таким образом, и процесс создания мультимедиа ресурса можно рассматривать как средство формирования звуковой культуры речи, развития связной речи, закрепления навыков речевого общения, формирования навыков контроля и самоконтроля, развития творческой инициативы у дошкольников с ОНР. Внедрение современных компьютерных технологий в работу с дошкольников с общим недоразвитием речи позволило сделать коррекционно-развивающий процесс более продуктивным. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков у дошкольников. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы обучения, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы

  1. Адаменко М., Адаменко Н. Компьютер для современных детей. Настольная книга активного школьника и дошкольника. ДМК-Пресс, 2016 г.
  2. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М, Филинъ, 2013 г.
  3. Горюнова М. Солоневичева М., Интерактивные доски и их использование в учебном процессе. BHV, 2019 г.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, Союз, 2011.

Поделиться

7

Алексеева М. А. ИКТ как эффективное средство коррекционно-развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи // Искусственный интеллект и этика: диалог компьютерных наук, философии и права : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13861-ikt-kak-effektivnoe-sredstvo-korrekcionno-razvivayushego-obucheniya-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января