Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки таких путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).
Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующего направления для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагогов, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Нами определены основные преимущества использования компьютерных технологий для развития речи дошкольников:
- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- обеспечение психологического комфорта во время занятий;
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения и работоспособности детей.
Учителем-логопедом и воспитателями используются различные компьютерные ресурсы: готовые продукты и самостоятельно-разработанные инструментарий:
- Готовые продукты – компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы;
- Самостоятельно-разработанный инструментарий – составленные с помощью программы Power Point игры и презентации; веб-страницы и веб-сайты; компьютерные тесты; цифровые видеоролики, слайд-шоу, аудиозаписи и др.
Среди развивающих и обучающих компьютерных программ нами используются: «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать. Страна Буквария», «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык», др.
Применение информационно-коммуникативных технологий наряду с другими методами способствовало развитию связной речи и формированию звуковой стороны речи у дошкольников с ТНР, при соблюдении гигиенических требований.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционную работу являются мультимедийные презентационные технологии, в частности в программе Power Point. Нами используются следующие виды: демонстрационное сопровождение, анимационные модели, слайд-шоу, тесты, мультимедиа игры.
Мультимедиа игры предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий игры позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия, и позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Целью нашей работы было разработать шаблон медиа-игры, подстраивающейся под любые задачи, с простым и понятным интерфейсом, легко и быстро изменяемый, в подготовке которого могли принять участие воспитанники группы с ОНР. Наиболее отвечающими этой цели оказалась игры-тесты по принципу правильного выбора, создаваемые нами в программе Power Point с использованием гиперссылок.
Нами разработан алгоритм создания такого мультимедийного образовательного ресурса:
- Определение темы и задач ресурса;
- Разработка структуры ресурса;
- Отбор и структурирование учебного материала;
- Отбор иллюстративного материала (в т. ч. фотографирование);
- Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видеоинформации;
- Объединение подготовленной информации в единый проект, создание анимации, средств навигации и т. п.;
- Окончательная настройка демонстрации, запись звукового сопровождения.
Наши мультимедиа ресурсы разрабатываются по лексическим темам в соответствии с перспективным планом и задачами Программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи. Игры, созданные на основе предложенного шаблона, могут использоваться при групповом и индивидуальном занятии, предусматривают самопроверку.
Простой интерфейс дал возможность воспитанникам стать полноценными участниками создания медиа ресурсов: дошкольники принимали участие в подборе иллюстраций для игр, фотографировали объекты на заданные темы.
Развивать и стимулировать речевые высказывания помогли игровые приемы с фотографиями. Моделируя последовательность фотоиллюстраций, дети проговаривали свои действия в логической последовательности, учились составлять связные высказывания по типу рассуждений.
В качестве упражнений по формированию правильного звукопроизношения у воспитанников с ОНР нами использовалась подготовка мультимедиа ресурсов с записью звука. Дошкольники участвовали в озвучивании презентаций: произносили в микрофон изолированные звуки, звукоподражания, слова, предложения с различной интонацией, силой голоса. При прослушивании и сравнении с образцом воспитанники выявляли недочёты, которые при последующей записи старались исправлять.
Таким образом, и процесс создания мультимедиа ресурса можно рассматривать как средство формирования звуковой культуры речи, развития связной речи, закрепления навыков речевого общения, формирования навыков контроля и самоконтроля, развития творческой инициативы у дошкольников с ОНР. Внедрение современных компьютерных технологий в работу с дошкольников с общим недоразвитием речи позволило сделать коррекционно-развивающий процесс более продуктивным. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков у дошкольников. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы обучения, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

.png&w=640&q=75)