Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Совершенствование взаимодействия общеобразовательной организации с социальными п...

Совершенствование взаимодействия общеобразовательной организации с социальными партнерами

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социальное партнерство
общеобразовательная организация
управление взаимодействием
интеграция образовательных ресурсов
оценка эффективности
образовательная экосистема
профильное обучение

Аннотация статьи

В статье представлены результаты исследования по совершенствованию взаимодействия школы с социальными партнерами. На основе анализа литературы уточнены сущность, принципы и формы партнерства в образовании. Эмпирическая часть, проведённая в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» г. Набережные Челны, выявила развитую, но слабо управляемую партнёрскую сеть. Для решения основных проблем предложен комплекс мер по совершенствованию взаимодействия с социальными партнерами.

Текст статьи

В условиях динамичных социально-экономических изменений способность школы к адаптации и инновационному развитию во многом определяется эффективностью её связей с внешней средой. Социальное партнерство перестает быть вспомогательным инструментом, превращаясь в стратегический ресурс, обеспечивающий обновление содержания образования, приближение его к запросам рынка труда и формирование открытой образовательной среды [1, с. 34; 2, с. 14]. Однако потенциал партнерства часто остается нереализованным из-за отсутствия системного подхода к его управлению на уровне конкретной образовательной организации.

Цель исследования – на основе теоретического анализа и эмпирического изучения практики конкретной школы разработать и обосновать комплекс мер по совершенствованию направлений взаимодействия общеобразовательной организации с социальными партнерами.

Теоретические основы социального партнерства в образовании

Анализ научной литературы позволил определить социальное партнерство в образовании как сложный, многогранный феномен, выступающий одновременно социокультурным институтом и особым типом конструктивных, добровольных и взаимовыгодных отношений между образовательной организацией и субъектами внешней среды (органами власти, бизнес-структурами, учреждениями культуры, науки, общественными организациями, семьями) [3, с. 61; 4, с. 35]. Его сущность раскрывается через совместное определение целей, равное распределение ответственности и синергетический обмен ресурсами.

Функционирование партнерства базируется на ключевых принципах: равноправия и взаимного уважения, социальной ответственности, добросовестности, открытости, взаимной выгоды, системности и стратегической ориентированности [5, с. 44; 1, с. 72]. Формы взаимодействия варьируются по степени интеграции – от разовых мероприятий и проектной деятельности до долгосрочных программ и сетевых образовательных моделей [6, ст. 15; 7, с. 102, 156].

Методология и база эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проведено на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» имени Героя России Сергея Чебнёва. Использован комплекс методов: анализ уставных документов, программ развития, договоров о сотрудничестве за 2023–2025 гг. [8, 9, 10], а также анкетный опрос пяти представителей администрации школы, непосредственно отвечающих за координацию внешних связей. Обработка данных осуществлялась методами количественного и качественного контент-анализа.

Анализ практики социального партнерства МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56»

Школа обладает развитой и диверсифицированной партнерской сетью, включающей девять ключевых организаций: ПАО «КАМАЗ», Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Набережночелнинский государственный педагогический университет (НГПУ), детский технопарк «Кванториум», Исполнительный комитет г. Набережные Челны, картонно-бумажный комбинат им. С. П. Титова, Совет ветеранов СВО и др.

Взаимодействие структурировано по четырем основным направлениям:

  1. Стратегическое профильное и предпрофессиональное обучение (инженерные, психолого-педагогические классы).
  2. Дополнительное образование и профориентация.
  3. Социально-воспитательная деятельность.
  4. Институциональное партнерство с органами власти и общественными организациями.

Анализ выявил системные проблемы, ограничивающие эффективность сотрудничества:

  1. Отсутствие единого координационного центра приводит к высокой операционной нагрузке на администрацию, ситуативности решений и рассогласованности графиков.
  2. Ресурсы и программы партнеров (например, занятия в «Кванториуме», проекты для «КАМАЗа») существуют параллельно основной образовательной программе, не будучи глубоко интегрированными в учебный план и содержание предметов.
  3. Мониторинг эффективности фокусируется преимущественно на количественных показателях (число мероприятий, охват), не затрагивая качественных изменений в компетенциях учащихся и долгосрочных образовательно-карьерных траекториях выпускников [11, с. 31].

Результаты анкетирования администрации (N=5) подтвердили эти выводы: 100% респондентов указали на высокую нагрузку, связанную с координацией; 80% отметили отсутствие единого координационного центра; 60% констатировали слабую интеграцию партнерских программ в ООП. При этом наиболее ценными видами поддержки были названы кадровые и экспертно-методические ресурсы партнеров.

Комплекс мер по совершенствованию взаимодействия

Для преодоления выявленных проблем предложена трехуровневая модель совершенствования:

  1. Организационно-управленческий уровень: формализация системы управления через создание Координационного совета по социальному партнерству с участием ключевых партнеров, введение института кураторов по направлениям и разработку детальных дорожных карт (годовых планов взаимодействия) с каждым партнером.
  2. Содержательно-методический уровень: глубокая интеграция через проектирование и внедрение сетевых образовательных модулей, объединяющих темы школьной программы с практико-ориентированными задачами партнеров (например, модуль «Инженерная графика» для инженерных классов). Внедрение механизмов зачета образовательных результатов, достигнутых в рамках партнерских программ, в школьную систему оценки.
  3. Оценочно-диагностический уровень: внедрение системы многоуровневого мониторинга, включающей «Паспорт социального партнерства» для каждого направления (фиксация количественных и качественных результатов, кейсов) и отсроченную оценку эффективности через отслеживание образовательных и карьерных траекторий выпускников [11, с. 39].

Прогностическая оценка эффективности предложенных мер

Ожидается, что реализация модели позволит достичь следующих результатов:

  • В управленческом аспекте: снижение операционной нагрузки на администрацию, повышение согласованности процессов, переход к плановому и стратегическому управлению партнерской сетью.
  • В образовательном аспекте: рост учебной мотивации и академических результатов учащихся за счет практической значимости обучения, формирование осознанных профессиональных предпочтений и компетенций.
  • В стратегическом аспекте: укрепление цепочки «школа – вуз – предприятие», повышение вклада школы в формирование кадрового резерва региона и удержание талантливой молодежи.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что наличие развитой партнерской сети является необходимым, но недостаточным условием для повышения качества образования. Ключевым фактором становится системное управление этим взаимодействием, его глубокая содержательная интеграция в образовательный процесс и оценка, ориентированная на долгосрочные результаты [1, с. 160].

Разработанный комплекс мер представляет собой практико-ориентированную программу перехода от множества разрозненных контактов к целостной, управляемой образовательной экосистеме. Предложенная модель обладает потенциалом для адаптации и внедрения в других общеобразовательных организациях, стремящихся максимально эффективно использовать ресурсы социального партнерства для достижения стратегических образовательных целей.

Список литературы

  1. Лукьянова М.И., Подчалимова Г.Н. Социальное партнерство в образовательной организации: теория и практика управления: монография. Москва: ИНФРА-М, 2021. 189 с.
  2. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность. Санкт-Петербург: Югорск, 2003. 128 с.
  3. Менеджмент, маркетинг в профессиональном образовании. Организация социального партнерства / И.Г. Доценко [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 243 с.
  4. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. Москва, 2001. 221 с.
  5. Бочкарев В.И. Управление социальным партнерством: как школе работать с внешним окружением. Москва: Сентябрь, 2020. 176 с.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2024) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  7. Адамский А.И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в образовании. Москва: Эврика, 2019. 215 с.
  8. Коллективный договор муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа № 56» на 2024–2026 год от 24.06.2024 г. URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org1494/files/КОЛЛЕКТИВНЫЙ%20ДОГОВОР%201.pdf (дата обращения: 23.11.2025).
  9. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №56» от 22.12.2015 г. URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org1494/files/Устав(64).PDF (дата обращения: 23.11.2025).
  10. Официальный сайт Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа № 56» имени Героя России Сергея Чебнёва. URL: https://edu.tatar.ru/n_chelny/sch_56 (дата обращения: 23.11.2025).
  11. Подчалимова Г.Н., Белякова С.Н. Оценка эффективности социального партнерства школы: критерии и показатели // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 31-40.

Поделиться

8

Дмитриева Е. А. Совершенствование взаимодействия общеобразовательной организации с социальными партнерами // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13864-sovershenstvovanie-vzaimodejstviya-obsheobrazovatelnoj-organizacii-s-socialnymi-partnerami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января