Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Работа подкрановых балок двутаврового сечения при изгибе со стеснённым кручением

Работа подкрановых балок двутаврового сечения при изгибе со стеснённым кручением

Научный руководитель

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

подкрановая балка
кручение
стесненное кручение
изгиб

Аннотация статьи

Цель статьи заключается в анализе работы подкрановых балок при центрально и внецентренно приложенной нагрузке. Мы подберём сечение и проанализируем, как каждый из этих типов нагрузки влияет на механические характеристики балок, какие изменения происходят в их работе. А также к каким деформациям приводит смещение нагрузки, что позволит лучше понять поведение стальных конструкций и оптимизировать их проектирование для повышения надежности и безопасности.

Текст статьи

1. Введение

Подкрановые балки двутаврового сечения наиболее распространены при проектировании промышленных зданий с мостовыми кранами. Их надежность и устойчивость под действием нагрузок от кранового оборудования критически важны для безопасной и эффективной работы различных производственных процессов. Ключевой задачей при проектировании таких балок является анализ их поведения при внецентренном приложении нагрузок от чего возникает не простой изгиб, а изгиб со стеснённым кручением. Чем больше знаний о механизме работы этих конструкций, тем эффективнее можно будет избегать ошибки при проектировании и обеспечивать безопасную эксплуатацию.

2. Расчет подкрановых балок

Для проведения виртуального расчета была создана модель в расчетном комплексе ЛИРА-САПР 2016.

В качестве модели подкрановой балки с одной осью симметрии использовалась подкрановая балка Б6К-7 по серии 1.426-1 «Стальные подкрановые балки», рассмотренная в разделе 2. Тормозная конструкция представляет из себя балку из швеллера № 24 и уложенного по нему стального листа толщиной 10 мм. Анализ напряженно-деформированного состояния конструкции при действии нагрузки в центре тяжести балки представлен на рисунках 3–5. Анализ напряженно-деформированного состояния конструкции при действии нагрузки с эксцентриситетом 50 мм представлен на рисунках 6–8.

Расчетная модель загружена следующими видами нагрузок:

  1. Загружение № 1 – собственный вес. (постоянная нагрузка);
  2. Загружение № 2 – нагрузка от крана по линиям влияния (кратковременная);
  3. Загружение № 3 – тормоз по линиям влияния (кратковременная).

Рассмотрим загружение № 1. Для определения действующей нагрузки от собственного веса используем опцию ПК «ЛИРА-САПР» для собственного веса.

Рассмотрим загружения № 2-3. Расчетная нагрузка для двухколесного крана грузоподъёмность 50 т, приходящая на одно колесо.

image.png, (1)

image.png, (2)

На балку нагрузка с колеса передаётся через рельс. Ширина рельса составляет 0,13 м, а длину участка примем 0,2 м, толщина полки составляет 0,016 м. Тогда нагрузка от колеса и тормозная нагрузка составят:

image.png, (3)

image.png, (4)

Анализ напряженно-деформированного состояния в условиях стесненного кручения методом конечных элементов

Анализ напряженно-деформированного состояния рассмотрим в наиболее загруженных сечениях и точках для РСН, чтобы увидеть наиболее приближенную к реальности работу конструкции.

image.png

Рис. 1 Рассматриваемые точки

image.png

Рис. 2. Рассматриваемые сечения

image.png

Рис. 3. Напряжённо-деформированное состояние балки (РСН 1) – деформация сечений (перемещения в мм, напряжения в МПа)

image.png

Рис. 4. Напряжённо-деформированное состояние балки (РСН 1) – общая картина деформирования

image.png

Рис. 5. Напряжённо-деформированное состояние балки (РСН 1) – картина распределения нормальных напряжений

image.png

Рис. 6. Напряжённо-деформированное состояние балки (РСН 1) – деформация сечений (перемещения в мм, напряжения в МПа)

 image.png

Рис. 7. Напряжённо-деформированное состояние балки (РСН 1) – общая картина деформирования

 image.png

Рис. 8. Напряжённо-деформированное состояние балки (РСН 1) – картина распределения нормальных напряжений

Таблица

Сравнительные результаты

№ точек

В центре тяжести балки

С эксцентриситетом 50 мм

Разница значений

x

y

z

σ

x

y

z

σ

x

y

z

σ

1 сечение

1

0,32

2,41

–4,7

–175

0,3

2,43

–10,2

–166

–0,02

0,02

–5,5

9

2

0,3

2,4

–5,2

–98

0,39

2,42

–0,05

–96

0,09

0,02

5,15

2

3

0,59

0,75

–4,6

154

0,73

26,7

–4,03

–75

0,14

25,9

0,57

–229

4

0,56

0,75

–5,0

167

0,17

26,7

–6,09

392

–0,4

25,9

–1,1

225

2 сечение

1

1,25

2,0

–5,2

–161

1,26

2,1

–20,6

–165

0,01

0,1

–15

–4

2

0,94

2,0

–5,2

–80

0,9

2,1

5,63

–100

–0,04

0,1

10,8

–20

3

–0,2

0,5

–3,8

121

1,02

18,4

–4,21

11,9

1,22

17,9

–0,4

–109

4

–0,3

0,45

–5,2

126

–1,8

18,4

–3,82

217

–1,5

17,9

1,38

91

По результатам, полученным при проведении виртуального эксперимента, можно заметить, что при приложении нагрузки в центре тяжести балки схема её работы приближена к изгибу (верхняя полка сжата, нижняя растянута). Тогда как при приложении с эксцентриситетом появляются дополнительные деформации от кручения и соответственно изменение напряжённого состояния всей конструкции. В нижней полке образуются зоны сжатия (сеч. 1 т. 3), что требует дополнительных проверок, которые при приложении нагрузки к центру тяжести балки не выполняются. Также в нижней полке значение напряжений становится выше предела текучести (сеч. 1 т. 4). Часть балки, которая достигла предела текучести, перестаёт работать из-за чего происходит перераспределение усилий во всей конструкции. Значит какие-то части балки нагрузятся больше, чем при обычном расчете, что тоже требует отдельного рассмотрения и расчета.

3. Заключение

Проведенные исследования показали, что наличие стеснённого кручения значительно влияет на распределение напряжений в балке, увеличивая риск возникновения деформаций и потенциального разрушения. Эти результаты подчеркивают важность учёта всех факторов, влияющих на прочность и устойчивость конструкций при проектировании. Правильное понимание механики работы подкрановых балок поможет в создании более безопасных и надежных решений, которые смогут выдерживать эксплуатационные нагрузки и избегать преждевременных отказов. В дальнейшем необходимо продолжать исследования в этой области для уточнения расчетных методов и улучшения качества конструкций.

Список литературы

  1. Гребенщиков А.В. Основы расчета конструкций из стали. - Москва: Стройиздат, 2015.
  2. Тихомиров С.В. Исследование прочности и жесткости двутавровых балок. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018.
  3. Носов А.Г. Динамика и прочность металлических конструкций. - Москва: Машиностроение, 2019.
  4. Чекалин В.В. Режимы работы конструкций при изгибе и кручении. - Казань: Казанский университет, 2020.
  5. СНиП II-23-81. Конструкция стальные. - Москва: Госстрой, 1982.
  6. Ковалев В.Ф. Статическая и динамическая прочность конструкций. – Новосибирск: НГТУ, 2021.
  7. Баранов И.И., Малышев Ю.А. Основы расчетов стальных конструкций: Учебник для вузов. – Москва: Юрайт, 2022.
  8. Лазарев С.Н. Прочность и деформативность строительных конструкций. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2023.

Поделиться

33

Молочкова А. Ю. Работа подкрановых балок двутаврового сечения при изгибе со стеснённым кручением // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13866-rabota-podkranovyh-balok-dvutavrovogo-secheniya-pri-izgibe-so-stesnyonnym-krucheniem

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Архитектура, строительство»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января