Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

В статье характеризуются особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития и вызванные этим трудности, с которыми дети данной категории сталкиваются в общеобразовательных учреждениях. Рассматриваются результаты проведенного автором экспериментального исследования, на основе которых формулируются рекомендации для специалистов, работающих с детьми с ЗПР.

Аннотация статьи
самооценка
инклюзия
дети с ОВЗ
младшие школьники с задержкой психического развития
особые образовательные потребности
специальные условия образования
Ключевые слова

В общеобразовательных учреждения страны с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Открываются новые вакансии дефектологов, психологов, тьюторов. Появляется необходимость разработки качественных программ и новых подходов, учитывающих особые образовательные потребности этих детей и их личностные особенности.

Одной из наиболее многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья в школах, являются дети с задержкой психического развития. Это очень разнородная группа учащихся, «имеющая особые образовательные потребности, определяющиеся на основе закономерностей, общих для всех типов нарушенного развития. Это, во-первых, трудности взаимодействия с окружающим миром, одни из которых обусловлены особенностями познания окружающей действительности, формированием неадекватного образа мира, а другие - с изменением или искажением способов общения с другими людьми, приводящими к обеднению социального опыта, трудностям социализации. Во-вторых, это - своеобразие развития их личности, проявляющееся в неадекватной самооценке, отставании развития эмоциональной сферы» [1, с. 31].

Дети с задержкой психического развития требуют особого внимания не только в процессе обучения, но и во внеурочное время. Многочисленные конфликты и недопонимание между детьми с ЗПР и другими участниками образовательного процесса мешают основной цели инклюзии - включению этих детей в социум. Цель нашего исследования - изучить особенности самооценки детей с ЗПР, её роль в процессе социализации, разработать методические рекомендации для специалистов, работающих с детьми с ЗПР.

По мнению Г.А. Цукерман, «самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач» [5, с.15].

Самооценка может касаться различных аспектов деятельности индивида, важных для него и значимых в его жизни. Так, например, у младших школьников самооценка зависит не только от успешной учёбы, но и от успехов в детском коллективе, поскольку в этом возрасте им уже присуще чувство собственного достоинства. Так, Л.С. Выготский считает, что именно в младшем школьном возрасте, когда ребёнок способен проявлять дифференцированное отношение к себе, начинает формироваться самооценка [3, с. 205].

Развитие самооценки влияет на процесс становления самоконтроля. Младшие школьники, например, могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе и есть основа самооценки младших школьников [3, с.64].

Помимо этого, у школьников с ЗПР процесс формирования самооценки подчинён специфическим закономерностям развития, обусловленным типом дизонтогенеза, и нуждается в коррекционной поддержке специалиста.

Поскольку задержка психического развития классифицируется на отдельные группы, согласно исследованиям К. С. Лебединской, целесообразно рассмотреть особенности самооценки каждой из них.

Так, эмоционально-волевая сфера ребенка при ЗПР конституционального характера находится на более раннем этапе психического развития. Наблюдается преобладание игровой деятельности, представления детей поверхностны. В данном случае, следует отметить, что сущность самооценки у младших школьников с ЗПР конституционального характера определяется психофизическим инфантилизмом, иначе говоря, соответствует более младшему возрасту, критерии оценивания нестабильны, успешность или не успешность обучения не несут существенной нагрузки при самооценке детей данной категории [2, с.17].

При ЗПР соматогенного генеза причиной могут быть различные хронические заболевания, инфекции, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Самооценка младших школьников соматогенного генеза определяется чувством соматической неполноценности, тревожностью, социальными фобиями, присущими детям данной категории. Следовательно, как правило, самооценка детей этой категории неадекватно занижена. Дети ставят простые цели, воспринимают достижения сверстников с некоторым восторгом и уверены, что их собственные достижения намного ниже, а их успехи не так весомы, как успехи их товарищей [2, с.17].

При ЗПР психогенного генеза основным ядром является неблагополучная семья или психические травмы. Очевидно, здесь следует говорить об аномалии в развитии личности. Поэтому самооценка, являясь социальным приобретением и результатом воспитания при ЗПР психогенного генеза, отражает нарушенные представления ребенка о реальной жизни, изменённые «социальной матрицей», что, безусловно, искажает формирование оценочных эталонов и определение ребенком собственного места в окружающем мире.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза нарушения эмоционально-волевой и познавательной сфер самые яркие и стойкие. Эти дети характеризуются эмоционально-волевой незрелостью, вследствие чего на формирование самооценки оказывают влияние такие факторы, как личностная незрелость, интеллектуальная недостаточность, проявление церебральной астении и др. [2, с.17].

Таким образом, у большинства детей с ЗПР процесс становления самооценки является достаточно непростым. Им труднее осознать себя как личность, определить собственные качества, отношение окружающих к себе. Самооценка для таких детей является способом определения успешности их интеграции в общество.

Было исследовано 255 младших школьников в одном из отделений ГБОУ школы №1554. Из них: 35 школьников с заключением центральной психолого-медико-педагогической комиссии, которым рекомендованы адаптированные общеобразовательные программы для детей с ЗПР, и 220 детей с нормальным развитием.

Для диагностики были отобраны методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн [4] и «Лесенка» В.Г. Щур [6].

В Таблице приведены средние данные обследования по параметрам в процентах, округленных до десятых, где, чем ниже процент, тем ниже оценка самого себя школьником.

Таблица

 Параметр

Категория детей

«Лесенка» Щур

Здоровье

Характер

Ум

Способности

Авторитет у сверстников

Красота

Уверенность

Дети, не имеющие заключения ЦПМПК

70,6

71

75,3

75,7

79,5

73,4

76,3

73,6

Дети с ЗПР

90

71,1

81,2

76,3

82,4

71,5

87,9

85,2

По полученным данным видно, что результаты детей с ЗПР значительно превышают результаты их одноклассников по таким параметрам, как характер, красота и уверенность в себе. Школьники с ЗПР ставят себя примерно на две ступени выше по методике «Лесенка». А по параметрам здоровья, ума и способностей больших отличий не наблюдается.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что, в целом, самооценка детей с ЗПР выше самооценки их сверстников. Лишь по такому параметру, как «авторитет у сверстников», результаты детей с ЗПР незначительно ниже прочих.

 Итак, результаты нашего исследования показали, что дети с ЗПР имеют особенности самооценки, обусловленные спецификой психического развития, а также, что развитие самооценки у детей с ЗПР имеет тенденцию к отставанию по сравнению с обычными детьми.

Проблемы в развитии личности детей с ЗПР свидетельствуют о том, что необходима целенаправленная, специально организованная коррекционная работа психолога совместно со всеми специалистами, работающими с этими детьми. Педагогу-психологу необходимо составить программу психолого-педагогической коррекции самооценки на основе результатов проведённой диагностики особенностей развития личности детей.

В рамках этой программы возможно применение различных способов и технологий, способствующих формированию адекватной самооценки младших школьников: создание ситуации успеха путём осуществления дифференцированного и индивидуального подходов в обучении; вовлечение в общественную жизнь класса и школы; тренинги личностного роста; исключение ситуации социальной изоляции детей с ЗПР путём организации совместной продуктивной деятельности; сопоставление успехов детей с прежними достижениями, констатация правильности выполнения задания и прочие.

Таким образом, следует сказать, что формирование адекватной самооценки является важным направлением в работе педагога-психолога, необходимо своевременно и грамотно проводить эту работу с младшими школьниками с ЗПР, чтобы не допустить отклонений в развитии самооценки и появления проблем в установлении межличностных отношений.

Текст статьи
  1. Богданова Т.Г. Системный подход в анализе особых образовательных потребностей // Пермский педагогический журнал – 2016. – №8. – С. 28–32.
  2. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. – 1975. – № 6. – С. 8–17.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 205 с.
  4. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1988. – C. 110–128.
  5. Цукерман Г.А., Венгер, А.Л. Развитие учебной самостоятельности. / Г. А. Цукерман. – М.: ОИРО, 2010. – 432 с.
  6. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей. / Психология личности. Теория и эксперимент. - М., 1982.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря