Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Исследование применения традиционной китайской культуры в современном дизайне об...

10.5281/zenodo.17931265

Исследование применения традиционной китайской культуры в современном дизайне общественных пространств

14 декабря 2025

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

традиционная китайская культура
дизайн общественных пространств
культурные символы
продолжение культурного контекста
инновационное применение

Аннотация статьи

Углубление процесса урбанизации в Китае сделало актуальной задачу сохранения и применения выдающейся традиционной китайской культуры в современном дизайне общественных пространств, что стало важной темой в современном городском развитии. Данная статья направлена на изучение путей творческой трансформации и инновационного развития традиционной китайской культуры в современном дизайне общественных пространств. Путем анализа типологических характеристик традиционных культурных символов, выделения методов современного дизайнерского переосмысления и рассмотрения ключевых примеров, таких как обновление пекинской центральной оси и обновление древних домов в Фуцзяне, в статье объясняются механизмы интеграции традиционной мудрости и современного дизайнерского языка. Исследование показывает, что с помощью таких стратегий, как трансляция символов, создание художественного замысла (ицзин) и технологические инновации, современные общественные пространства могут достичь органического единства исторического контекста и современных функций, предоставляя теоретическую основу и практическое руководство для формирования городского облика с китайской спецификой.

Текст статьи

Городские общественные пространства, как важные носители общественной жизни города и ключевое воплощение бренда и имиджа города, напрямую связывают качество своего дизайна с культурным наследием и качеством жизни жителей. В контексте глобализации дизайн общественных пространств в китайских городах сталкивается с проблемой баланса между национальной идентичностью и международными стандартами, что требует тонкого и продуманного подхода к интеграции культурного наследия в современные проекты. Этот процесс подразумевает не просто механическое заимствование традиционных элементов, но их глубокую творческую переработку, позволяющую сохранить культурную аутентичность, отвечая при этом вызовам современного урбанизма.

Традиционная китайская культура обширна и глубока, охватывая такие многомерные аспекты, как философские идеи, эстетические концепции и строительные техники, предоставляя богатый источник вдохновения для современного дизайна. Её философская глубина и практическая мудрость, накопленные за тысячелетия, предлагают уникальные решения для современных градостроительных задач. Основной вопрос данного исследования заключается в том, как осуществить творческую трансформацию этих культурных генов в современном дизайне общественных пространств – от космологической концепции «единства неба и человека» (тяньжэнь хэи) до пространственного сознания «взаимопорождения пустоты и полноты» (сюйши сяншэн), от экологической мудрости «следования законам природы» (дао фа цзыжань) до наследия мастерства «духа ремесленничества» (гунцзян цзиншэнь). Это требует выхода за рамки простого цитирования и перехода к переосмыслению фундаментальных принципов.

Система символов традиционной китайской культуры обширна и богата, её можно классифицировать на шесть основных типов: символы географических объектов, идеологические и духовные символы, государственно-политические символы, культурно-художественные символы, символы обычаев и ритуалов, а также символы современных технологий. Эти символы совместно формируют многослойную систему выражения китайской культуры, и их применение должно выходить за рамки простого подражания форме, уделяя внимание передаче духовного содержания и ценностного наполнения. Эффективная интеграция этих символов предполагает их адаптацию к современным материалам, технологиям и функциональным требованиям, что позволяет говорить о формировании нового визуального языка, укорененного в традиции, но обращенного в будущее.

Теория «художественного замысла» (ицзин) в традиционной китайской художественной теории имеет важное эвристическое значение для современного пространственного дизайна. В дизайне современных общественных пространств эта концепция воплощается в целостном формировании ситуационной атмосферы, а не просто в формальном творчестве, направляя внимание на создание глубокого эмоционального переживания и многогранного восприятия пространства. Ключ к созданию художественного замысла заключается в понимании диалектического отношения между «пустотой» (сюй) и «полнотой» (ши), что находит свое выражение в сложной игре света и тени, ритмической организации элементов и продуманной композиции. Концепция «использования пустоты» (любай) в классической китайской эстетике трансформировалась в современном дизайне в тщательную организацию негативного пространства, которое становится активным компонентом восприятия, стимулирующим воображение и создающим ощущение свободы и открытости.

Социальное измерение дизайна общественных пространств проявляется во внимании к структуре сообщества и культурной идентичности, что предполагает активное вовлечение жителей в процессы проектирования и обсуждения. Суть участия сообщества заключается не только в восстановлении эмоциональной связи жителей с пространством, но и в формировании у них чувства сопричастности, ответственности и коллективной заботы о территории, что превращает пространство в подлинное общественное достояние. Такой подход способствует укреплению социального капитала, стимулирует гражданскую активность и обеспечивает долгосрочную устойчивость проекта, поскольку пространство наполняется жизнью и смыслами самими горожанами.

Успешное включение Центральной оси Пекина (Чжунчжоусянь) в Список всемирного наследия стало примером обновления исторических городских районов, продемонстрировавшим возможность гармоничного сочетания сохранения наследия и современного развития. Инновация обновления Центральной оси заключается не только в создании многоуровневой системы культурной передачи, но и в разработке комплексного подхода, который включает в себя научные исследования, правовое регулирование, общественное участие и умелое внедрение современных функций в исторический контекст. Этот опыт демонстрирует важность целостного видения, при котором памятники истории рассматриваются не как изолированные объекты, а как часть живого городского организма.

Применение традиционной культуры в современных общественных пространствах также сталкивается с многочисленными вызовами. Упрощённое заимствование культурных символов все еще широко распространено, что часто приводит к созданию поверхностных, лишенных глубины и подлинности образов. Будущее применение традиционной культуры в дизайне общественных пространств будет определяться тремя основными тенденциями: цифровое наследие, подразумевающее использование передовых технологий для документирования, анализа и интерпретации наследия; экологическая интеграция, направленная на воплощение принципов устойчивого развития; и общинная ориентация, ставящая во главу угла потребности и ценности местных сообществ. Эти тенденции взаимосвязаны и вместе формируют новую парадигму проектирования, ориентированную на создание осмысленных, устойчивых и инклюзивных сред.

На основе вышеупомянутых тенденций данная статья предлагает следующие стратегические рекомендации: во-первых, создание общей системы дизайна под руководством культуры, которая бы служила концептуальной основой для всех этапов проекта; во-вторых, установление механизмов управления с участием многих сторон, обеспечивающих диалог между властями, экспертами, бизнесом и жителями; в-третьих, инновационные пути интеграции технологий, которые бы открывали новые возможности для творческого выражения традиционных ценностей в современном материале. Эти стратегии, реализуемые в комплексе, помогут достичь гармоничного единства культурного наследия и городского развития, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего.

Применение традиционной китайской культуры в современном дизайне общественных пространств является конкретной практикой культурной уверенности в градостроительстве, отражающей растущее осознание ценности собственного наследия. В будущем, с углубленным развитием цифровых и экологических технологий, традиционная культура получит более творческое и разнообразное выражение в дизайне общественных пространств, способствуя формированию уникальной городской идентичности. В конечном счете, глубокая интеграция традиционной культуры и современного дизайна будет способствовать формированию новой городской цивилизации с китайской спецификой, предоставляя восточную мудрость для глобального городского развития и предлагая альтернативные пути осмысления городской среды.

Список литературы

  1. Юй Хайянь, Юй Чэнсянь, Ши Вэйцзин. Исследование применения традиционной культуры Нинбо в дизайне современных инсталляций общественных пространств // Минжи фэншан. 2016. № 6. С. 60-89.
  2. Сун Либинь, Ван Мяо. Применение деконструкции традиционных культурных архетипов в преподавании дизайна пространства современных музеев: на примере Музея народного искусства Китайской академии искусств // Современное профессиональное образование. 2022. № 22. С. 46-48.
  3. Гао Сун. Применение и практика элементов культуры традиционной уличной сцены в дизайне современного офисного пространства: дис. Цзилиньский институт искусств, 2015.

Поделиться

24

Шэнь Ш.. Исследование применения традиционной китайской культуры в современном дизайне общественных пространств // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13874-issledovanie-primeneniya-tradicionnoj-kitajskoj-kultury-v-sovremennom-dizajne-obshestvennyh-prostranstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января