Городские общественные пространства, как важные носители общественной жизни города и ключевое воплощение бренда и имиджа города, напрямую связывают качество своего дизайна с культурным наследием и качеством жизни жителей. В контексте глобализации дизайн общественных пространств в китайских городах сталкивается с проблемой баланса между национальной идентичностью и международными стандартами, что требует тонкого и продуманного подхода к интеграции культурного наследия в современные проекты. Этот процесс подразумевает не просто механическое заимствование традиционных элементов, но их глубокую творческую переработку, позволяющую сохранить культурную аутентичность, отвечая при этом вызовам современного урбанизма.
Традиционная китайская культура обширна и глубока, охватывая такие многомерные аспекты, как философские идеи, эстетические концепции и строительные техники, предоставляя богатый источник вдохновения для современного дизайна. Её философская глубина и практическая мудрость, накопленные за тысячелетия, предлагают уникальные решения для современных градостроительных задач. Основной вопрос данного исследования заключается в том, как осуществить творческую трансформацию этих культурных генов в современном дизайне общественных пространств – от космологической концепции «единства неба и человека» (тяньжэнь хэи) до пространственного сознания «взаимопорождения пустоты и полноты» (сюйши сяншэн), от экологической мудрости «следования законам природы» (дао фа цзыжань) до наследия мастерства «духа ремесленничества» (гунцзян цзиншэнь). Это требует выхода за рамки простого цитирования и перехода к переосмыслению фундаментальных принципов.
Система символов традиционной китайской культуры обширна и богата, её можно классифицировать на шесть основных типов: символы географических объектов, идеологические и духовные символы, государственно-политические символы, культурно-художественные символы, символы обычаев и ритуалов, а также символы современных технологий. Эти символы совместно формируют многослойную систему выражения китайской культуры, и их применение должно выходить за рамки простого подражания форме, уделяя внимание передаче духовного содержания и ценностного наполнения. Эффективная интеграция этих символов предполагает их адаптацию к современным материалам, технологиям и функциональным требованиям, что позволяет говорить о формировании нового визуального языка, укорененного в традиции, но обращенного в будущее.
Теория «художественного замысла» (ицзин) в традиционной китайской художественной теории имеет важное эвристическое значение для современного пространственного дизайна. В дизайне современных общественных пространств эта концепция воплощается в целостном формировании ситуационной атмосферы, а не просто в формальном творчестве, направляя внимание на создание глубокого эмоционального переживания и многогранного восприятия пространства. Ключ к созданию художественного замысла заключается в понимании диалектического отношения между «пустотой» (сюй) и «полнотой» (ши), что находит свое выражение в сложной игре света и тени, ритмической организации элементов и продуманной композиции. Концепция «использования пустоты» (любай) в классической китайской эстетике трансформировалась в современном дизайне в тщательную организацию негативного пространства, которое становится активным компонентом восприятия, стимулирующим воображение и создающим ощущение свободы и открытости.
Социальное измерение дизайна общественных пространств проявляется во внимании к структуре сообщества и культурной идентичности, что предполагает активное вовлечение жителей в процессы проектирования и обсуждения. Суть участия сообщества заключается не только в восстановлении эмоциональной связи жителей с пространством, но и в формировании у них чувства сопричастности, ответственности и коллективной заботы о территории, что превращает пространство в подлинное общественное достояние. Такой подход способствует укреплению социального капитала, стимулирует гражданскую активность и обеспечивает долгосрочную устойчивость проекта, поскольку пространство наполняется жизнью и смыслами самими горожанами.
Успешное включение Центральной оси Пекина (Чжунчжоусянь) в Список всемирного наследия стало примером обновления исторических городских районов, продемонстрировавшим возможность гармоничного сочетания сохранения наследия и современного развития. Инновация обновления Центральной оси заключается не только в создании многоуровневой системы культурной передачи, но и в разработке комплексного подхода, который включает в себя научные исследования, правовое регулирование, общественное участие и умелое внедрение современных функций в исторический контекст. Этот опыт демонстрирует важность целостного видения, при котором памятники истории рассматриваются не как изолированные объекты, а как часть живого городского организма.
Применение традиционной культуры в современных общественных пространствах также сталкивается с многочисленными вызовами. Упрощённое заимствование культурных символов все еще широко распространено, что часто приводит к созданию поверхностных, лишенных глубины и подлинности образов. Будущее применение традиционной культуры в дизайне общественных пространств будет определяться тремя основными тенденциями: цифровое наследие, подразумевающее использование передовых технологий для документирования, анализа и интерпретации наследия; экологическая интеграция, направленная на воплощение принципов устойчивого развития; и общинная ориентация, ставящая во главу угла потребности и ценности местных сообществ. Эти тенденции взаимосвязаны и вместе формируют новую парадигму проектирования, ориентированную на создание осмысленных, устойчивых и инклюзивных сред.
На основе вышеупомянутых тенденций данная статья предлагает следующие стратегические рекомендации: во-первых, создание общей системы дизайна под руководством культуры, которая бы служила концептуальной основой для всех этапов проекта; во-вторых, установление механизмов управления с участием многих сторон, обеспечивающих диалог между властями, экспертами, бизнесом и жителями; в-третьих, инновационные пути интеграции технологий, которые бы открывали новые возможности для творческого выражения традиционных ценностей в современном материале. Эти стратегии, реализуемые в комплексе, помогут достичь гармоничного единства культурного наследия и городского развития, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего.
Применение традиционной китайской культуры в современном дизайне общественных пространств является конкретной практикой культурной уверенности в градостроительстве, отражающей растущее осознание ценности собственного наследия. В будущем, с углубленным развитием цифровых и экологических технологий, традиционная культура получит более творческое и разнообразное выражение в дизайне общественных пространств, способствуя формированию уникальной городской идентичности. В конечном счете, глубокая интеграция традиционной культуры и современного дизайна будет способствовать формированию новой городской цивилизации с китайской спецификой, предоставляя восточную мудрость для глобального городского развития и предлагая альтернативные пути осмысления городской среды.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)