Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Взаимодействие государственного и общественного контроля (на примере народных др...

Взаимодействие государственного и общественного контроля (на примере народных дружин и отделений полиции города Псков)

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственный контроль
общественный контроль
народные дружины
полиция
охрана общественного порядка

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия государственного и общественного контроля на примере взаимодействия народной дружины города Псков и отделений полиции города Псков. Анализируется текущее состояние, проблемы взаимодействия и перспективы развития на региональном уровне.

Текст статьи

Введение

В настоящее время взаимодействие государственного и общественного контроля невозможно переоценить. Государственный контроль является важнейшим инструментом реализации властных полномочий на местах. Он направлен на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений. Но не стоит забывать, что его эффективность зависит, в том числе, и от вовлеченности граждан со своей стороны.

С помощью общественного контроля в настоящее время не только в разы повышается эффективность государственного контроля, но, также, закладывается «фундамент» для формирования культуры правомерного поведения будущих поколений, что, в дальнейшем, обеспечит снижение противоправных действий, совершаемых гражданами.

Народные дружины в своем взаимодействии с правоохранительными органами иллюстрируют пример синергии государственного и общественного контроля. Исследование опыта Народной дружины города Псков дает возможность не только оценить эффективность механизмов их взаимодействия с полицией и выявить ключевые проблемы, но и разработать предложения по совершенствованию взаимодействия государственного и общественного контроля в муниципалитетах, что, в дальнейшем, даст возможность экстраполировать данный опыт в другие муниципалитеты на территории всей Российской Федерации.

Из вышесказанного становится очевидна актуальность данной работы. Необходимость исследования данного вопроса обусловлена возрастающей потребностью в эффективных механизмах обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Подкрепить актуальность стало возможным с помощью собранным статистическим данным за первые 8 месяцев 2025 года. Показатели, приведенные в данной работе, в том числе, снижение преступности в общественных местах, свидетельствуют о потенциале общественного контроля.

Методы и результат исследования

Государственный контроль – деятельность уполномоченных органов власти и должностных лиц по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению последствий нарушения закона.

Для выполнения вышеупомянутых задач рассматриваемые органы и должностных лица уполномочены проводить мероприятия, необходимые для установления законности и безопасности граждан (например, полиция может регулярно проводить рейды и проверки, чтобы убедиться в соблюдении законодательства гражданами) [1].

Принято различать формы государственного контроля по основаниям, классификация которых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Формы государственного контроля

№ п/п

Основание

Классификация

1

По объёму и содержанию

Общий (все направления деятельности) и специальный (конкретные направления)

2

По направленности и организационно-правовым формам

Внешний (в отношении объектов, не подчиненных контролирующему органу или должностному лицу) и внутренний (в пределах ведения)

3

По стадиям осуществления

Предварительный, текущий и последующий

4

По временному режиму

Постоянный (систематический) и временный (периодический)

5

По субъекту

Контроль Президента РФ, органов представительной (законодательной) власти и органов исполнительной власти

В настоящей статье внимание акцентируется на форме государственного контроля, осуществляемого полицией. К такому контролю можно отнести: предварительный контроль (проверку документов на входе на массовые мероприятия), текущий контроль (патрулирование улиц) и последующий контроль (розыскные мероприятия) [2].

Также видится необходимым выделить постоянный контроль (ежедневные дежурства на улицах) и временный (проверка сведений, полученных от граждан в ходе приёма заявления в отделениях).

Государственный контроль осуществляется и внутри ведомства. К основным действиям полиции, относящимся к государственному надзору внутри ведомства, можно отнести: проверки и инспекции соблюдения прав и обязанностей полицейских (ведомственный контроль), судебный и прокурорский надзор за действиями полиции (проверка законности и обоснованности их решений и действий), контроль за исполнением полицией постановлений по административным правонарушениям, а также постоянный контроль руководителей полиции за деятельностью подчинённых, включая проверки работы, заслушивание отчетов и анализ выполнения планов [3].

Общественный контроль – это деятельность групп граждан, СМИ или иных общественных объединений, направленная на помощь, контроль, выявление и оценку работы органов власти и должностных лиц. Его цель – это обеспечение эффективности в работе вышеупомянутых субъектов и защита прав граждан [4].

Принято выделять ряд основных форм общественного контроля (табл. 2).

Таблица 2

Формы общественного контроля

№ п/п

Форма

Краткая характеристика

1

Общественный мониторинг

Периодическое или постоянное наблюдение за деятельностью органов власти (и организаций) или должностных лиц

2

Общественная проверка

Сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств вышеупомянутых субъектов

3

Общественная экспертиза

Профессиональная оценка актов, решений, документов и деятельности вышеупомянутых органов и должностных с участием специалистов

4

Общественное обсуждение

Публичное обсуждение вопросов и решений с участием граждан и организаций

5

Общественные (публичные) слушания

Собрания граждан по важным вопросам МСУ

Рассматриваемый вид общественного контроля не влияет напрямую на политику на региональном и муниципальном уровне, но позволяет влиять на улучшение работы уполномоченных органов и должностных лиц.

Рассмотрим одну из организаций, осуществляющих общественный контроль на территории города Псков – народную дружину города Псков.

В апреле 2012 года на общем собрании граждан города Псков было принято решение о создании народных дружин. На тот момент положение о деятельности народных дружин на территории города было утверждено Псковской городской Думой. В соответствии с рекомендациями УМВД были разработаны маршруты патрулирования народных дружинников в наиболее криминогенных местах города [5].

В состав народных дружин были включены студенты с активной жизненной позицией и желанием помогать органам правопорядка в профилактике, предупреждении и пресечении правонарушений. На момент создания народной дружины Завеличенского района в дружину вошли около 20 неравнодушных студентов. В процессе развития организации в нее изъявили желание вступить представители всех слоев общества.

В 2014 году вышел федеральный закон, регламентирующий участие граждан в охране общественного порядка. На этом этапе развития в дружину Завеличенского района входило уже более 50 человек. В том же году Администрация Псковской области приняла Закон Псковской области «Об участии граждан в деятельности НД на территории ПО», где был описан порядок деятельности народных дружин на территории области, и была разработана символика народных дружин (удостоверения, повязки, светоотражающие жилетки и нагрудные знаки) [6]. Далее был принят Устав народной дружины «Завеличье», который регламентировал деятельность НД «Завеличье» [7].

С момента создания народных дружин Псковская городская Дума и Администрация города Псков материально стимулируют данную деятельность и особо отличившимся вручают ценные подарки, грамоты [8, 9].

В настоящее время народная дружина города Псков насчитывает 106 дружинников.

Цели и ценности народной дружины представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Цели народной дружины города Псков

№ цели

Цель

1

Содействовать органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.

2

Участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины.

3

Участвовать в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

4

Принимать участие в распространении правовых знаний, разъяснении норм поведения в общественных местах.

Таблица 4

Ценности народной дружины города Псков

№ ценности

Ценность

1

Молодежь, доверяющая органам правопорядка и желающая оказывать помощь в борьбе с преступностью.

2

Безопасная среда для жизни в городе.

3

Активный слой населения, готовый оказывать содействие и всестороннюю поддержку в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

4

Правовая грамотность населения.

Что касается народной дружины города Псков как органа общественного контроля – данный вид общественного контроля, как становится очевидно из приведенных выше фактов, помогает полиции следить за порядком в городе. Дружинники совместно с сотрудниками отделений полиции патрулируют улицы, предупреждают правонарушения, помогают разъяснять гражданам, как вести себя в общественных местах, и участвуют в охране порядка на массовых мероприятиях. Конкретные мероприятия, проводимые во взаимодействии с отделениями полиции, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Совместные мероприятия, проводимые народной дружиной города Псков с отделениями полиции города Псков

№ п/п

Мероприятие

Описание

1

Совместное патрулирование

Дружинники выходят на улицы вместе с полицейскими, осуществляют патруль по определённым маршрутам, обращая внимание на правонарушения (например, на граждан, находящихся в нетрезвом виде, в общественных местах).

2

Обмен информацией

Дружинники сообщают в полицию обо всех замеченных нарушениях, проблемных местах, подозрительных лицах и несанкционированных рекламах наркотических средств на муниципальной собственности (создан чат, где присутствуют представители различных органов власти и дружинники).

3

Участие в массовых мероприятиях

Народная дружина помогает обеспечивать безопасность на праздниках, митингах и спортивных событиях, контролируя порядок и предотвращая конфликты.

4

Взаимодействие с муниципалитетом

Городская Администрация поддерживает дружину материально. Также, непосредственно глава Администрации города участвует в организации и координации работы дружины.

5

Проведение профилактической работы

Дружинники распространяют памятки, проводят беседы с гражданами о правилах поведения, профилактики правонарушений и защита от мошенничества, что помогает повысить правосознание граждан города Псков.

Подытоживая, отметим, что дружинники – это граждане города Псков, работающие совместно с полицией, общественный контроль со стороны которых направлен на обеспечение безопасности и комфорта жизни граждан рассматриваемого муниципалитета.

Видится необходимым в таблице 6 отметить ряд обязательных элементов в работе народной дружины и ее взаимодействия с отделениями полиции города Псков.

Таблица 6

Основные положения, касающиеся работы НД

№ п/п

Описание

1

Маршруты патрулирования народных дружин, а также места и время проведения мероприятий по охране общественного порядка участников согласовываются с отделениями полиции (по поручению органов местного самоуправления).

2

Народные дружинники участвуют в охране общественного порядка только совместно и под руководством сотрудников полиции.

3

Командиры дружин избираются самими дружинниками, однако их деятельность согласуется с органами местного самоуправления.

4

Дружинникам запрещается самостоятельное применение мер физического воздействия и других полномочий, превышающих их полномочия.

5

Любые действия дружинников должны осуществляться в рамках согласованных правил и инструкций МВД.

Таким образом, народная дружина города Псков действует в тесном сотрудничестве и под контролем МВД региона, соблюдая установленные правила для обеспечения общественной безопасности и законности.

Проиллюстрировать высокую результативность совместной деятельности можно посредством анализа статистики, предоставленной Управлением МВД по городу Псков. Результаты деятельности НД города Псков за первые 8 месяцев 2025 года представлены в таблице 7.

Таблица 7

Проделанная работа по охране общественного порядка с января по сентябрь 2025 года сотрудниками НД города Псков

Мероприятие

Количественный показатель

Осуществлено выходов на охрану общественного порядка

728

Участие в охране общественного порядка на мероприятиях с массовым пребыванием людей

180

Участие в оперативно-профилактических мероприятиях, проводимых УМВД России по городу Псков

31

Количество расклеенных баннеров по предупреждению правонарушений

3705

Участие в оперативно-следственных мероприятиях, проводимых УМВД России по городу Псков

209

Доставлено (передано) нарушителей в отделения полиции

3

Вызвано нарядов на место совершения правонарушений

6

Вызывалась «скорая помощь» для оказания помощи лицам в сильном алкогольном опьянении

5

Сделано замечаний лицам за совершение правонарушений

4275

Проведено разъяснительных бесед и бесед профилактического характера

4144

Выявлено надписей по распространению наркотиков

148

Вручено повесток призывникам Горвоенкомата

107

Опираясь на вышеназванные данные и на аналитическую записку начальнику УМВД России по городу Псков, где было указано, что на 5,9% уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, совершенных на улицах города уменьшилось на 8%, снижено до 0 количество преступлений по ст. 132, 135.1, 244, 260, 109, 245, 327 и 325 УК РФ, также за год снизилось на 14% количество преступлений небольшой и средней тяжести на улицах города.

По итогам плодотворной работы сотрудниками УМВД России по городу Псков было отмечено, что эффективность борьбы с преступными посягательствами имущественной направленности напрямую зависит от уровня организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел, а также органов МСУ и иных структур, участвующих в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании указанных преступлений.

В последние годы значительно увеличилось число правонарушений, совершаемых на дорогах города, и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий. Для предотвращений дальнейшего увеличения настоящих данных значительную помощь ГИБДД УМВД России по городу Псков в профилактике ДТП и преступлений оказывает народная дружина. Дружинники участвуют в надзоре за соблюдением ПДД, а также в пропаганде и разработке профилактических мер. Также члены народной дружины участвуют в розыске водителей, скрывшихся с места ДТП и в розыске угнанных транспортных средств. За 9 месяцев 2025 года членами НД совершено 216 выходов в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Заключение

Исходя из проделанного анализа, можно выделить ряд проблем, мешающих максимально эффективно взаимодействовать членам народной дружины с органами правопорядка и выполнять свои полномочия на маршрутах для патрулирования: нехватка полномочий, нехватка информационной поддержки и профильного обучения (дружинники не всегда могут обладать полной информацией, например, с правовой точки зрения, так как отсутствует обучение юридической направленности), низкая осведомленность населения о работе НД (это приводит к недостаточно плотному взаимодействию с обществом), неравномерность нагрузки и денежных поощрений дружинников (несоизмеримо низкая оплата труда – 500 руб. (до вычета налогов) за патруль, который длится 4 часа при любых погодных условиях с риском для жизни и здоровья, возникающем со стороны граждан, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении).

Для решения вышеназванных проблем предлагаются к внедрению в практику следующие направления: проведение профессионального обучения и/или лекционных часов, касающихся основ КОАП РФ и оказания первой медицинской помощи, проведение занятий по самообороне, издание нормативно-правовых актов на муниципальном уровне, уполномочивающих дружинников на составление протоколов, проведение активной PR-кампании с целью привлечения новых квалифицированных кадров и информирования населения, увеличение поощрений, выплачиваемых дружинникам, разработка комплексных мер по обеспечению дорожной безопасности (например, создание специализированных подразделений в НД, которые будут заниматься непосредственно помощью сотрудникам ГИБДД УМВД России по городу Псков).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/92dd2b5bacbe0c35bc07c3096528f0e5046d4af9/ (дата обращения: 11.12.2025).
  2. Государственный контроль (надзор) в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_контроль_(надзор)_в_России (дата обращения: 11.12.2025). 
  3. Контроль и надзор за деятельностью полиции (ст. 49-53) // Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12182530/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 11.12.2025).
  4. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/1dcba3d7e829174e9bee9bd9eb9f055dadc031da/ (дата обращения: 11.12.2025).
  5. Закон Псковской области от 05.12.2014 № 1460-ОЗ «О добровольных народных дружинах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://perm-gov.ru/doc/57265 (дата обращения: 11.12.2025).
  6. Положение о добровольных народных дружинах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/924020737 (дата обращения: 11.12.2025).
  7. Устав НД «Завеличье» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc445814960_661258063?hash=… (дата обращения: 11.12.2025).
  8. Постановление Администрации города Пскова от 19.03.2015 № 591 «Об утверждении Правил осуществления материального стимулирования членов народных дружин» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/462708613 (дата обращения: 11.12.2025).
  9. Постановление Администрации Псковской области от 25.11.2019 № 414 «О размерах и порядке материального стимулирования народных дружинников в Псковской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/462723066 (дата обращения: 11.12.2025).

Поделиться

37

Рудакова А. Д. Взаимодействие государственного и общественного контроля (на примере народных дружин и отделений полиции города Псков) // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13883-vzaimodejstvie-gosudarstvennogo-i-obshestvennogo-kontrolya-na-primere-narodnyh-druzhin-i-otdelenij-policii-goroda-pskov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января