Введение
В настоящее время взаимодействие государственного и общественного контроля невозможно переоценить. Государственный контроль является важнейшим инструментом реализации властных полномочий на местах. Он направлен на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений. Но не стоит забывать, что его эффективность зависит, в том числе, и от вовлеченности граждан со своей стороны.
С помощью общественного контроля в настоящее время не только в разы повышается эффективность государственного контроля, но, также, закладывается «фундамент» для формирования культуры правомерного поведения будущих поколений, что, в дальнейшем, обеспечит снижение противоправных действий, совершаемых гражданами.
Народные дружины в своем взаимодействии с правоохранительными органами иллюстрируют пример синергии государственного и общественного контроля. Исследование опыта Народной дружины города Псков дает возможность не только оценить эффективность механизмов их взаимодействия с полицией и выявить ключевые проблемы, но и разработать предложения по совершенствованию взаимодействия государственного и общественного контроля в муниципалитетах, что, в дальнейшем, даст возможность экстраполировать данный опыт в другие муниципалитеты на территории всей Российской Федерации.
Из вышесказанного становится очевидна актуальность данной работы. Необходимость исследования данного вопроса обусловлена возрастающей потребностью в эффективных механизмах обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
Подкрепить актуальность стало возможным с помощью собранным статистическим данным за первые 8 месяцев 2025 года. Показатели, приведенные в данной работе, в том числе, снижение преступности в общественных местах, свидетельствуют о потенциале общественного контроля.
Методы и результат исследования
Государственный контроль – деятельность уполномоченных органов власти и должностных лиц по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению последствий нарушения закона.
Для выполнения вышеупомянутых задач рассматриваемые органы и должностных лица уполномочены проводить мероприятия, необходимые для установления законности и безопасности граждан (например, полиция может регулярно проводить рейды и проверки, чтобы убедиться в соблюдении законодательства гражданами) [1].
Принято различать формы государственного контроля по основаниям, классификация которых представлена в таблице 1.
Таблица 1
Формы государственного контроля
№ п/п | Основание | Классификация |
1 | По объёму и содержанию | Общий (все направления деятельности) и специальный (конкретные направления) |
2 | По направленности и организационно-правовым формам | Внешний (в отношении объектов, не подчиненных контролирующему органу или должностному лицу) и внутренний (в пределах ведения) |
3 | По стадиям осуществления | Предварительный, текущий и последующий |
4 | По временному режиму | Постоянный (систематический) и временный (периодический) |
5 | По субъекту | Контроль Президента РФ, органов представительной (законодательной) власти и органов исполнительной власти |
В настоящей статье внимание акцентируется на форме государственного контроля, осуществляемого полицией. К такому контролю можно отнести: предварительный контроль (проверку документов на входе на массовые мероприятия), текущий контроль (патрулирование улиц) и последующий контроль (розыскные мероприятия) [2].
Также видится необходимым выделить постоянный контроль (ежедневные дежурства на улицах) и временный (проверка сведений, полученных от граждан в ходе приёма заявления в отделениях).
Государственный контроль осуществляется и внутри ведомства. К основным действиям полиции, относящимся к государственному надзору внутри ведомства, можно отнести: проверки и инспекции соблюдения прав и обязанностей полицейских (ведомственный контроль), судебный и прокурорский надзор за действиями полиции (проверка законности и обоснованности их решений и действий), контроль за исполнением полицией постановлений по административным правонарушениям, а также постоянный контроль руководителей полиции за деятельностью подчинённых, включая проверки работы, заслушивание отчетов и анализ выполнения планов [3].
Общественный контроль – это деятельность групп граждан, СМИ или иных общественных объединений, направленная на помощь, контроль, выявление и оценку работы органов власти и должностных лиц. Его цель – это обеспечение эффективности в работе вышеупомянутых субъектов и защита прав граждан [4].
Принято выделять ряд основных форм общественного контроля (табл. 2).
Таблица 2
Формы общественного контроля
№ п/п | Форма | Краткая характеристика |
1 | Общественный мониторинг | Периодическое или постоянное наблюдение за деятельностью органов власти (и организаций) или должностных лиц |
2 | Общественная проверка | Сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств вышеупомянутых субъектов |
3 | Общественная экспертиза | Профессиональная оценка актов, решений, документов и деятельности вышеупомянутых органов и должностных с участием специалистов |
4 | Общественное обсуждение | Публичное обсуждение вопросов и решений с участием граждан и организаций |
5 | Общественные (публичные) слушания | Собрания граждан по важным вопросам МСУ |
Рассматриваемый вид общественного контроля не влияет напрямую на политику на региональном и муниципальном уровне, но позволяет влиять на улучшение работы уполномоченных органов и должностных лиц.
Рассмотрим одну из организаций, осуществляющих общественный контроль на территории города Псков – народную дружину города Псков.
В апреле 2012 года на общем собрании граждан города Псков было принято решение о создании народных дружин. На тот момент положение о деятельности народных дружин на территории города было утверждено Псковской городской Думой. В соответствии с рекомендациями УМВД были разработаны маршруты патрулирования народных дружинников в наиболее криминогенных местах города [5].
В состав народных дружин были включены студенты с активной жизненной позицией и желанием помогать органам правопорядка в профилактике, предупреждении и пресечении правонарушений. На момент создания народной дружины Завеличенского района в дружину вошли около 20 неравнодушных студентов. В процессе развития организации в нее изъявили желание вступить представители всех слоев общества.
В 2014 году вышел федеральный закон, регламентирующий участие граждан в охране общественного порядка. На этом этапе развития в дружину Завеличенского района входило уже более 50 человек. В том же году Администрация Псковской области приняла Закон Псковской области «Об участии граждан в деятельности НД на территории ПО», где был описан порядок деятельности народных дружин на территории области, и была разработана символика народных дружин (удостоверения, повязки, светоотражающие жилетки и нагрудные знаки) [6]. Далее был принят Устав народной дружины «Завеличье», который регламентировал деятельность НД «Завеличье» [7].
С момента создания народных дружин Псковская городская Дума и Администрация города Псков материально стимулируют данную деятельность и особо отличившимся вручают ценные подарки, грамоты [8, 9].
В настоящее время народная дружина города Псков насчитывает 106 дружинников.
Цели и ценности народной дружины представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Цели народной дружины города Псков
№ цели | Цель |
1 | Содействовать органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка. |
2 | Участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины. |
3 | Участвовать в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. |
4 | Принимать участие в распространении правовых знаний, разъяснении норм поведения в общественных местах. |
Таблица 4
Ценности народной дружины города Псков
№ ценности | Ценность |
1 | Молодежь, доверяющая органам правопорядка и желающая оказывать помощь в борьбе с преступностью. |
2 | Безопасная среда для жизни в городе. |
3 | Активный слой населения, готовый оказывать содействие и всестороннюю поддержку в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. |
4 | Правовая грамотность населения. |
Что касается народной дружины города Псков как органа общественного контроля – данный вид общественного контроля, как становится очевидно из приведенных выше фактов, помогает полиции следить за порядком в городе. Дружинники совместно с сотрудниками отделений полиции патрулируют улицы, предупреждают правонарушения, помогают разъяснять гражданам, как вести себя в общественных местах, и участвуют в охране порядка на массовых мероприятиях. Конкретные мероприятия, проводимые во взаимодействии с отделениями полиции, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Совместные мероприятия, проводимые народной дружиной города Псков с отделениями полиции города Псков
№ п/п | Мероприятие | Описание |
1 | Совместное патрулирование | Дружинники выходят на улицы вместе с полицейскими, осуществляют патруль по определённым маршрутам, обращая внимание на правонарушения (например, на граждан, находящихся в нетрезвом виде, в общественных местах). |
2 | Обмен информацией | Дружинники сообщают в полицию обо всех замеченных нарушениях, проблемных местах, подозрительных лицах и несанкционированных рекламах наркотических средств на муниципальной собственности (создан чат, где присутствуют представители различных органов власти и дружинники). |
3 | Участие в массовых мероприятиях | Народная дружина помогает обеспечивать безопасность на праздниках, митингах и спортивных событиях, контролируя порядок и предотвращая конфликты. |
4 | Взаимодействие с муниципалитетом | Городская Администрация поддерживает дружину материально. Также, непосредственно глава Администрации города участвует в организации и координации работы дружины. |
5 | Проведение профилактической работы | Дружинники распространяют памятки, проводят беседы с гражданами о правилах поведения, профилактики правонарушений и защита от мошенничества, что помогает повысить правосознание граждан города Псков. |
Подытоживая, отметим, что дружинники – это граждане города Псков, работающие совместно с полицией, общественный контроль со стороны которых направлен на обеспечение безопасности и комфорта жизни граждан рассматриваемого муниципалитета.
Видится необходимым в таблице 6 отметить ряд обязательных элементов в работе народной дружины и ее взаимодействия с отделениями полиции города Псков.
Таблица 6
Основные положения, касающиеся работы НД
№ п/п | Описание |
1 | Маршруты патрулирования народных дружин, а также места и время проведения мероприятий по охране общественного порядка участников согласовываются с отделениями полиции (по поручению органов местного самоуправления). |
2 | Народные дружинники участвуют в охране общественного порядка только совместно и под руководством сотрудников полиции. |
3 | Командиры дружин избираются самими дружинниками, однако их деятельность согласуется с органами местного самоуправления. |
4 | Дружинникам запрещается самостоятельное применение мер физического воздействия и других полномочий, превышающих их полномочия. |
5 | Любые действия дружинников должны осуществляться в рамках согласованных правил и инструкций МВД. |
Таким образом, народная дружина города Псков действует в тесном сотрудничестве и под контролем МВД региона, соблюдая установленные правила для обеспечения общественной безопасности и законности.
Проиллюстрировать высокую результативность совместной деятельности можно посредством анализа статистики, предоставленной Управлением МВД по городу Псков. Результаты деятельности НД города Псков за первые 8 месяцев 2025 года представлены в таблице 7.
Таблица 7
Проделанная работа по охране общественного порядка с января по сентябрь 2025 года сотрудниками НД города Псков
Мероприятие | Количественный показатель |
Осуществлено выходов на охрану общественного порядка | 728 |
Участие в охране общественного порядка на мероприятиях с массовым пребыванием людей | 180 |
Участие в оперативно-профилактических мероприятиях, проводимых УМВД России по городу Псков | 31 |
Количество расклеенных баннеров по предупреждению правонарушений | 3705 |
Участие в оперативно-следственных мероприятиях, проводимых УМВД России по городу Псков | 209 |
Доставлено (передано) нарушителей в отделения полиции | 3 |
Вызвано нарядов на место совершения правонарушений | 6 |
Вызывалась «скорая помощь» для оказания помощи лицам в сильном алкогольном опьянении | 5 |
Сделано замечаний лицам за совершение правонарушений | 4275 |
Проведено разъяснительных бесед и бесед профилактического характера | 4144 |
Выявлено надписей по распространению наркотиков | 148 |
Вручено повесток призывникам Горвоенкомата | 107 |
Опираясь на вышеназванные данные и на аналитическую записку начальнику УМВД России по городу Псков, где было указано, что на 5,9% уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, совершенных на улицах города уменьшилось на 8%, снижено до 0 количество преступлений по ст. 132, 135.1, 244, 260, 109, 245, 327 и 325 УК РФ, также за год снизилось на 14% количество преступлений небольшой и средней тяжести на улицах города.
По итогам плодотворной работы сотрудниками УМВД России по городу Псков было отмечено, что эффективность борьбы с преступными посягательствами имущественной направленности напрямую зависит от уровня организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел, а также органов МСУ и иных структур, участвующих в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании указанных преступлений.
В последние годы значительно увеличилось число правонарушений, совершаемых на дорогах города, и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий. Для предотвращений дальнейшего увеличения настоящих данных значительную помощь ГИБДД УМВД России по городу Псков в профилактике ДТП и преступлений оказывает народная дружина. Дружинники участвуют в надзоре за соблюдением ПДД, а также в пропаганде и разработке профилактических мер. Также члены народной дружины участвуют в розыске водителей, скрывшихся с места ДТП и в розыске угнанных транспортных средств. За 9 месяцев 2025 года членами НД совершено 216 выходов в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Заключение
Исходя из проделанного анализа, можно выделить ряд проблем, мешающих максимально эффективно взаимодействовать членам народной дружины с органами правопорядка и выполнять свои полномочия на маршрутах для патрулирования: нехватка полномочий, нехватка информационной поддержки и профильного обучения (дружинники не всегда могут обладать полной информацией, например, с правовой точки зрения, так как отсутствует обучение юридической направленности), низкая осведомленность населения о работе НД (это приводит к недостаточно плотному взаимодействию с обществом), неравномерность нагрузки и денежных поощрений дружинников (несоизмеримо низкая оплата труда – 500 руб. (до вычета налогов) за патруль, который длится 4 часа при любых погодных условиях с риском для жизни и здоровья, возникающем со стороны граждан, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении).
Для решения вышеназванных проблем предлагаются к внедрению в практику следующие направления: проведение профессионального обучения и/или лекционных часов, касающихся основ КОАП РФ и оказания первой медицинской помощи, проведение занятий по самообороне, издание нормативно-правовых актов на муниципальном уровне, уполномочивающих дружинников на составление протоколов, проведение активной PR-кампании с целью привлечения новых квалифицированных кадров и информирования населения, увеличение поощрений, выплачиваемых дружинникам, разработка комплексных мер по обеспечению дорожной безопасности (например, создание специализированных подразделений в НД, которые будут заниматься непосредственно помощью сотрудникам ГИБДД УМВД России по городу Псков).
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)