Главная
Конференции
Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов
Влияние семьи на развитие музыкальной культуры и способностей ребенка

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры и способностей ребенка

Автор(-ы):

Холодова Юлия Валерьевна

Деревянкина Елена Ивановна

Пенькова Галина Борисовна

Бояджян Лариса Ивановна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

музыкальное воспитание ребенка
развитие способностей
роль родителей

Аннотация статьи

В статье рассматривается особая роль музыки в воспитании ребёнка. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Текст статьи

Семья, окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него, воздействует на него всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше – примером, поступками, действиями, увлечениями – отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк».

Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Прослушивание дома с ребёнком детских песен и инструментальной музыки развивает воображение детей. Слушая музыку, ребёнок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их в своей фантазии.

Первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни, – колыбельные. Все средства выразительности колыбельной: темп, мелодика, ритмическая структура – направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить. Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, сначала слушая колыбельные песни, а позднее пытаясь издавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыке.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.

Свои первые впечатления о прекрасном связывают с семьёй М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому. Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к произведениям искусства.

Но, однако, не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качество, в отличие от общественного в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до трёх лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители должны понимать, что этот период очень важен для последующего развития ребенка. Мама и папа должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыкальное развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей даже с очень хорошими задатками. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьёзной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, театральная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Во многих семьях есть музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Для всестороннего развития дошкольника особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, творчески активной, развитой физически и интеллектуально. Этому способствует музыкальное и хореографическое искусство, которые вызывают у людей духовное удовольствие, наслаждение слышать и ощущать, становятся важным средством культурного отдыха и развлечения.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, игра на детских музыкальных инструментах);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С. Баха, В.А. Моцарта.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. Музыка и хореография являются важным фактором эстетического воздействия на детей. Связь между музыкой и жестом, музыкой и движением свойственна и органична для природы ребенка. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает танцевальное действие. Именно в этой̆ активности и кроются особенности музыкально-хореографического воспитания. Удачный и интересный танец, его постановка определяется главным образом правильностью выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Важно только в работе с детьми использовать полноценную в художественном отношении музыку (классическую или народные произведения), уметь выразительно и эмоционально раскрыть ее содержание, а главное – самому ее любить. Доступная для ребенка музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает его, помогает понять характер танца, его развитие.

В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна – это совместное слушание музыки, совместное музицирование. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

 Танцевальные движения являются средствами музыкального воспитания, способствуют не только развитию музыкальной восприимчивости, но и способствуют физическому развитию детей. Движения под музыку создают позитивное настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега и прыжков. Ребенок, владеющий правильной постановкой корпуса, радует окружающих. Но ее формирование – процесс длительный, требующий усилий педагога и самого ребёнка.

Дети, занимающиеся танцами, выделяются не только осанкой, но и аккуратностью и опрятностью, элегантностью и хорошими манерами.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение являются главными качествами в музыкально-ритмической деятельности и определяют достижения во многих делах и в быту. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести, опоздать, не выучить, не выполнить, не доработать, потому что от тебя находятся в зависимости другие.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны наиболее полно использовать его возможности.

Список литературы

  1. Баркан А.А. Практическая психология или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: Современный композитор, 1982.

Поделиться

4273

Холодова Ю. В., Деревянкина Е. И., Пенькова Г. Б., Бояджян Л. И. Влияние семьи на развитие музыкальной культуры и способностей ребенка // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 117-121. URL: https://apni.ru/article/1389-vliyanie-semi-na-razvitie-muzikalnoj-kulturi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля