Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Отражение культурных архетипов и традиционного мировоззрения в русской народной ...

Отражение культурных архетипов и традиционного мировоззрения в русской народной песне

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

русская народная песня
культурные архетипы
традиционное мировоззрение
коллективное бессознательное
семиотика фольклора
жанровая система
художественные средства
национальная идентичность
трансформация архетипов

Аннотация статьи

В статье рассматривается целостный анализ русской народной песни как носителя культурных архетипов и традиционного мировоззрения. Механизмы кодирования фундаментальных образов-символов (Мать-Земля, Дом, Любовь-Судьба, Герой) в песенных текстах различных жанров опираются на теорию коллективного бессознательного К. Г. Юнга и методологию культурологического и семиотического подходов. Исследование доказывает, что народная песня является не просто эстетическим объектом, а целостной семиотической системой, которая обеспечивает сущность национальной культурной идентичности. Кроме того, жанровая дифференциация уделяет внимание не только структурной основе для актуализации особых комплексов архетипов, но и анализу художественных средств, которые выступают в образе языка архетипов.

Текст статьи

Русская народная песня, этот специфический сплав поэтического слова, мелодической интонации и ритмического действия, на протяжении столетий оставалась не только украшением быта или формой досуга, но и являлась основным музыкальным инструментом осмысления мира для традиционной общины. В данном жанре закреплялись, передавались и воспроизводились фундаментальные представления о мироздании, о жизни и смерти, о долге и любви. Современность, которая характеризуется быстрым темпом жизни, глобальностью и зачастую малозначительным отношением к культурному наследию, архетипическими пластами народной песни принимает важную актуальность. Культурное достояние позволяет не только сохранить связь с исторической памятью, но и выявить устойчивые психологические и культурологические устойчивости, которые продолжают создавать национальное самосознание и менталитет.

Исследование характеризуется необходимостью междисциплинарного понятия фольклорного текста как специфического феномена, который находится на границе культурологии, психологии, филологии и музыкознания. Народная песня выступает главным объектом для такой совокупности и представляет собой важной демонстрацией сформировавшихся исторических знаний.

Основным понятием, обеспечивающим связь между психологическим и культурологическим аспектом анализа, выступает архетип. Исходя из учения К. Г. Юнга, архетипы являются не только готовыми образами, но и врождёнными, универсальными психическими образцами, которые повторяют опыт многих поколений. «Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы» [1, с. 41]. Мифы, сны, сказки и фольклор предрасполагают к формированию конкретных обликов и замыслов.

Если в культурологическом ключе смещается акцент, то архетипы изучаются как прочные ментальные и символические конструкции и формируют центр этнического мировоззрения. Данный пример раскрывается в русской народной песне и осуществляется в узнаваемых образах-символах: Мать-Земля, Дом, Дорога, Герой, Чужой.

Песня представляет собой целостную, образно-символическую систему взглядов на мир, как традиционное мировоззрение. Идеология основывается на существующих метафорах и не разделяет искусство, верование и быт, в отличие от устоявшейся картины. Ключевые установки, которые находятся в песнях, включают:

  • Гармонию с природой (человек – часть природного цикла).
  • Цикличность времени (время как вечное возвращение, а не линейный прогресс).
  • Примат общины и семьи над индивидуальным «я».
  • Сакральность слова и действия (вера в реальную силу обряда и заклинания).

Русская народная песня – это «звучащая картина мира», текст, в котором архетипы выступают существующими носителями совместных эмоций и культурных кодов.

Жанр в фольклоре – функциональная «матрица», которая находит актуальность в конкретных архетипах, в связи с определённым жизненным или календарным случаем. Универсальные архетипы адаптируются к конкретным задачам поддержания миропорядка через образ жанровой системы.

Календарно-обрядовые песни («Весна красна, тёплое летице»). Функция таких песен магически-ритуальная и направлена на обеспечение плодородия. В данном контексте преобладает архетип Матери-Земли, который становится одушевлённым существом и способен «родить» урожай. По мнению А. Н. Афанасьева - «Всякое явление, созерцаемое в природе, делалось понятным и доступным человеку только чрез сближение со своими собственными ощущениями и действиями, и как эти последние были выражением его воли, то отсюда он естественно должен был заключить о бытии другой воли (подобной – человеческой), кроющейся в силах природы» [2, с. 19].

Архетипы Брачного Союза, Любви и Перехода сфокусированы на основе свадебных песен («Утушка луговая»). Природные образы обозначают плодовитость и являются благословлением союза.

Триада в колыбельных песнях («Котя, котенька, коток») формируется на образах Матери, Дома и Защиты. Песня как оберег младенца в священном кругу рода.

Лирические песни («То не ветер ветку клонит») вовлечены во внутренний мир и особое чувство универсальных схем. Главенствует архетип Любви в трагическом ключе, переплетаясь с архетипом Судьбы.

Исторические песни («Ты кормилец наш, славный Тихий Дон») связаны с коллективной летописью. Основные архетипы – Герой, Народ-Страдалец и Родина. Образ реки кроется в сущности исторической судьбы. Антитеза «своего» и «чужого» воплощается с помощью архетипа Врага. Патриотизм и идея жертвенного служения родной земле является ключевой установкой.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что архетипическое ядро («Земля», «Дом», «Судьба») меняется в зависимости от контекста и формирует логичную модель мира.

Демонстрация архетипического содержания осуществляется с помощью особой системы поэтических и музыкальных средств, где функция миросозерцательная и магическая.

Повтор и рефрен – фундаментальный принцип. Дублирующиеся слова («баю-бай», «ой, люли») лежат в основе ритма и соответствуют обрядовому действию (укачивание, хоровод), а также создают магический эффект заклинания, сила которого усиливается многократно.

Метафора и параллелизм как способ мифологического мышления, раскрывают параллели между миром природы и человека («То не ветер ветку клонит, то моё сердечко стонет»).

Звуковая организация (звукопись, аллитерации) имеет внушающий характер. Звук имеет прямое воздействие, что связано с архетипом Первозвука.

Синкретизм – нерасторжимое единство слова, напева, ритма и обрядового действия. Это показатель полноценного традиционного сознания, где искусство являлось частью жизни.

Противопоставление русских народных песен различных характеров показывает глубинное единство и диалектическую взаимосвязь архетипов, которое образует единую картину мира.

Жанровая система не ломает мировоззрение, а только демонстрирует его полноту и сложность, а также предлагает для каждой жизненной ситуации архетипический «код» и художественный язык для средств выражения. «Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту произведений народного музыкального творчества, осознать их образный смысл, важно знать их роль в народной культуре, их жизненное предназначение, что в конечном счете и определяет жанровую природу народной музыки» – считал В. М. Щуров [3, с. 4].

Прочность архетипов испытывается способностью к усвоению в новых исторических реалиях. В настоящее время российская музыкальная культура (авторская песня, фолк-рок, этно-поп) трансформирует традиционные образы, но при этом сохраняет сущность ядра.

Архетип Родины-Земли можно рассмотреть в творчестве Татьяны Куртуковой («Матушка Земля»). Природные образы (берёза, поле) сохраняют священность русской земли, но и приобретают философское значение. Земля – уже не только кормилица, но и «Святая Русь», духовная категория, воспринимаемая противопоставлением «матушка» – «занозонька». В данной песне передается сложность современного национального самосознания.

Архетип Любви-Судьбы в песне Монелины «Любит не любит», сохраняется традиционный мотив гадания и сильной зависимости. Кроме того, открывается новый акцент: «Сердце отболит, пройдёт, станет лишь мудрей». Печальный опыт любви не означает конец, а лишь движение к личностному росту и внутренней силе.

Архетип Дома. В музыкальной композиции группы «Победа» «А дома лучше» образ переходит в обряд воспоминаний потерянного рая. Дом – это эмоциональное и духовное укрытие, где противостоят вражда и бездушие глобального мира («душа у них чужа»).

Данные песни транслируют, что авторы нового поколения размышляют над традициями и пропускают архетипы через личный опыт и тяготы нынешнего мира. Видоизменяется форма, усложняется смысл, но архетипическое ядро (нужда в защите, плачь по гармонии, стремление к любви и индивидуальности) является узнаваемым и необходимым образом, обеспечивающий культурное наследие.

Проделанное исследование дает возможность утверждать, что русская народная песня характеризуется в сложную организованную семиотическую и мировоззренческую систему, где основная функция кодирование, трансляция и сохранение культурных архетипов. Через жанровую дифференциацию, устойчивую систему образов-символов и особые художественные средства (повтор, метафорический параллелизм, синкретизм) песня формировала полноценную, уютную и духовно насыщенную картину мира.

Картина базируется на неделимой связи человека с природой, цикличности времени, главных общинных ценностей и вере в священную силу слова. Архетипы Матери-Земли, Дома, Любви-Судьбы и Героя, колеблется в зависимости от жанра и образуют устойчивый фундамент национального самосознания.

Жизнеспособность системы доказывается способностью к изменениям. В нынешней культуре традиционные архетипы теряют прямую обрядовую функцию, но при этом принимает характер глубоких культурных символов и объектов самопознания, а также продолжают наполнять творческий поиск и осуществлять функцию идентификации в динамичном мире.

Подводя итоги изучения архетипических основ народной песни – это не только изучение исторического прошлого, но и способ к пониманию глубинных, вневременных механизмов культурной памяти и духовного самоопределения нации.

Список литературы

  1. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991.
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М.: Современный писатель, 1995.
  3. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора. – М.: Музыка, 2007.

Поделиться

48

Яковлева М. В. Отражение культурных архетипов и традиционного мировоззрения в русской народной песне // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13893-otrazhenie-kulturnyh-arhetipov-i-tradicionnogo-mirovozzreniya-v-russkoj-narodnoj-pesne

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января