Русская народная песня, этот специфический сплав поэтического слова, мелодической интонации и ритмического действия, на протяжении столетий оставалась не только украшением быта или формой досуга, но и являлась основным музыкальным инструментом осмысления мира для традиционной общины. В данном жанре закреплялись, передавались и воспроизводились фундаментальные представления о мироздании, о жизни и смерти, о долге и любви. Современность, которая характеризуется быстрым темпом жизни, глобальностью и зачастую малозначительным отношением к культурному наследию, архетипическими пластами народной песни принимает важную актуальность. Культурное достояние позволяет не только сохранить связь с исторической памятью, но и выявить устойчивые психологические и культурологические устойчивости, которые продолжают создавать национальное самосознание и менталитет.
Исследование характеризуется необходимостью междисциплинарного понятия фольклорного текста как специфического феномена, который находится на границе культурологии, психологии, филологии и музыкознания. Народная песня выступает главным объектом для такой совокупности и представляет собой важной демонстрацией сформировавшихся исторических знаний.
Основным понятием, обеспечивающим связь между психологическим и культурологическим аспектом анализа, выступает архетип. Исходя из учения К. Г. Юнга, архетипы являются не только готовыми образами, но и врождёнными, универсальными психическими образцами, которые повторяют опыт многих поколений. «Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы» [1, с. 41]. Мифы, сны, сказки и фольклор предрасполагают к формированию конкретных обликов и замыслов.
Если в культурологическом ключе смещается акцент, то архетипы изучаются как прочные ментальные и символические конструкции и формируют центр этнического мировоззрения. Данный пример раскрывается в русской народной песне и осуществляется в узнаваемых образах-символах: Мать-Земля, Дом, Дорога, Герой, Чужой.
Песня представляет собой целостную, образно-символическую систему взглядов на мир, как традиционное мировоззрение. Идеология основывается на существующих метафорах и не разделяет искусство, верование и быт, в отличие от устоявшейся картины. Ключевые установки, которые находятся в песнях, включают:
- Гармонию с природой (человек – часть природного цикла).
- Цикличность времени (время как вечное возвращение, а не линейный прогресс).
- Примат общины и семьи над индивидуальным «я».
- Сакральность слова и действия (вера в реальную силу обряда и заклинания).
Русская народная песня – это «звучащая картина мира», текст, в котором архетипы выступают существующими носителями совместных эмоций и культурных кодов.
Жанр в фольклоре – функциональная «матрица», которая находит актуальность в конкретных архетипах, в связи с определённым жизненным или календарным случаем. Универсальные архетипы адаптируются к конкретным задачам поддержания миропорядка через образ жанровой системы.
Календарно-обрядовые песни («Весна красна, тёплое летице»). Функция таких песен магически-ритуальная и направлена на обеспечение плодородия. В данном контексте преобладает архетип Матери-Земли, который становится одушевлённым существом и способен «родить» урожай. По мнению А. Н. Афанасьева - «Всякое явление, созерцаемое в природе, делалось понятным и доступным человеку только чрез сближение со своими собственными ощущениями и действиями, и как эти последние были выражением его воли, то отсюда он естественно должен был заключить о бытии другой воли (подобной – человеческой), кроющейся в силах природы» [2, с. 19].
Архетипы Брачного Союза, Любви и Перехода сфокусированы на основе свадебных песен («Утушка луговая»). Природные образы обозначают плодовитость и являются благословлением союза.
Триада в колыбельных песнях («Котя, котенька, коток») формируется на образах Матери, Дома и Защиты. Песня как оберег младенца в священном кругу рода.
Лирические песни («То не ветер ветку клонит») вовлечены во внутренний мир и особое чувство универсальных схем. Главенствует архетип Любви в трагическом ключе, переплетаясь с архетипом Судьбы.
Исторические песни («Ты кормилец наш, славный Тихий Дон») связаны с коллективной летописью. Основные архетипы – Герой, Народ-Страдалец и Родина. Образ реки кроется в сущности исторической судьбы. Антитеза «своего» и «чужого» воплощается с помощью архетипа Врага. Патриотизм и идея жертвенного служения родной земле является ключевой установкой.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что архетипическое ядро («Земля», «Дом», «Судьба») меняется в зависимости от контекста и формирует логичную модель мира.
Демонстрация архетипического содержания осуществляется с помощью особой системы поэтических и музыкальных средств, где функция миросозерцательная и магическая.
Повтор и рефрен – фундаментальный принцип. Дублирующиеся слова («баю-бай», «ой, люли») лежат в основе ритма и соответствуют обрядовому действию (укачивание, хоровод), а также создают магический эффект заклинания, сила которого усиливается многократно.
Метафора и параллелизм как способ мифологического мышления, раскрывают параллели между миром природы и человека («То не ветер ветку клонит, то моё сердечко стонет»).
Звуковая организация (звукопись, аллитерации) имеет внушающий характер. Звук имеет прямое воздействие, что связано с архетипом Первозвука.
Синкретизм – нерасторжимое единство слова, напева, ритма и обрядового действия. Это показатель полноценного традиционного сознания, где искусство являлось частью жизни.
Противопоставление русских народных песен различных характеров показывает глубинное единство и диалектическую взаимосвязь архетипов, которое образует единую картину мира.
Жанровая система не ломает мировоззрение, а только демонстрирует его полноту и сложность, а также предлагает для каждой жизненной ситуации архетипический «код» и художественный язык для средств выражения. «Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту произведений народного музыкального творчества, осознать их образный смысл, важно знать их роль в народной культуре, их жизненное предназначение, что в конечном счете и определяет жанровую природу народной музыки» – считал В. М. Щуров [3, с. 4].
Прочность архетипов испытывается способностью к усвоению в новых исторических реалиях. В настоящее время российская музыкальная культура (авторская песня, фолк-рок, этно-поп) трансформирует традиционные образы, но при этом сохраняет сущность ядра.
Архетип Родины-Земли можно рассмотреть в творчестве Татьяны Куртуковой («Матушка Земля»). Природные образы (берёза, поле) сохраняют священность русской земли, но и приобретают философское значение. Земля – уже не только кормилица, но и «Святая Русь», духовная категория, воспринимаемая противопоставлением «матушка» – «занозонька». В данной песне передается сложность современного национального самосознания.
Архетип Любви-Судьбы в песне Монелины «Любит не любит», сохраняется традиционный мотив гадания и сильной зависимости. Кроме того, открывается новый акцент: «Сердце отболит, пройдёт, станет лишь мудрей». Печальный опыт любви не означает конец, а лишь движение к личностному росту и внутренней силе.
Архетип Дома. В музыкальной композиции группы «Победа» «А дома лучше» образ переходит в обряд воспоминаний потерянного рая. Дом – это эмоциональное и духовное укрытие, где противостоят вражда и бездушие глобального мира («душа у них чужа»).
Данные песни транслируют, что авторы нового поколения размышляют над традициями и пропускают архетипы через личный опыт и тяготы нынешнего мира. Видоизменяется форма, усложняется смысл, но архетипическое ядро (нужда в защите, плачь по гармонии, стремление к любви и индивидуальности) является узнаваемым и необходимым образом, обеспечивающий культурное наследие.
Проделанное исследование дает возможность утверждать, что русская народная песня характеризуется в сложную организованную семиотическую и мировоззренческую систему, где основная функция кодирование, трансляция и сохранение культурных архетипов. Через жанровую дифференциацию, устойчивую систему образов-символов и особые художественные средства (повтор, метафорический параллелизм, синкретизм) песня формировала полноценную, уютную и духовно насыщенную картину мира.
Картина базируется на неделимой связи человека с природой, цикличности времени, главных общинных ценностей и вере в священную силу слова. Архетипы Матери-Земли, Дома, Любви-Судьбы и Героя, колеблется в зависимости от жанра и образуют устойчивый фундамент национального самосознания.
Жизнеспособность системы доказывается способностью к изменениям. В нынешней культуре традиционные архетипы теряют прямую обрядовую функцию, но при этом принимает характер глубоких культурных символов и объектов самопознания, а также продолжают наполнять творческий поиск и осуществлять функцию идентификации в динамичном мире.
Подводя итоги изучения архетипических основ народной песни – это не только изучение исторического прошлого, но и способ к пониманию глубинных, вневременных механизмов культурной памяти и духовного самоопределения нации.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)