В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. В связи с этим поиск эффективных способов сохранения здоровья учащихся является одной из актуальных проблем школьного образования.
Здоровьесберегающие технологии профессора В. Ф. Базарного:
- Обучение школьников в режиме смены динамических поз. Обучение проводится в режиме смены динамических поз, в частности перевода их из позы «сидя» в позу «стоя». Достигается это за счёт использования специальной ростомерной парты и конторки. Конторка регулируется по высоте, чтобы, работая за ней, ребенку не надо было сгибать спину. Верхний край конторки должен находиться на уровне «солнечного сплетения». Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляют осанку.
- Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные (пластиковые) планки, подвешенные к люстрам в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне т. д.
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
Эта гимнастика используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей во время занятий. На каждом уроке используется несколько упражнений с целью профилактики улучшения зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений фиксируется взгляд на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения. Все упражнения разбиваются по дням недели: одно упражнение в день. Вначале упражнение делаем все вместе, когда всё усвоено, дети выполняют его самостоятельно.
В качестве одного из основных компонентов системы формирования ценностного отношения к здоровью выступает содержание образования. При его эффективной реализации в образовательном процессе у младших школьников систематизируются знания, формируются умения оценивать ситуации, связанные со здоровьем и оптимальным образом жизни. Это оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств личности и формирует ответственное отношение к здоровью. Поэтому в содержательную часть урока включаем вопросы и задания, связанные с формированием ответственного отношения к здоровью как к ценности в различных аспектах.
Система интегрированных уроков ведется по следующим направлениям: анализ пословиц и поговорок, словарная работа, написание диктантов и творческих работ соответствующей тематики.
При знакомстве с новыми словарными словами делается акцент на их связи с темой здоровьесбережения. Например, при знакомстве с правописанием названий овощей и фруктов – картофель, помидор, банан, морковь, огурец – обращается внимание на то, что эти продукты богаты витаминами и минеральными веществами. Причём, уже с первого класса дети приобщаются к поисковой деятельности – готовят небольшие по объёму сообщения о пользе данных продуктов.
Беседа о пользе плавания проводится при изучении слова «бассейн», о соблюдении режима питания – при изучении слов «завтрак, обед, ужин». Знакомясь со словом «компьютер», учащиеся вспоминают правила гигиены зрения при работе на компьютере. Учащиеся разъясняют, что «комната» должна быть чистой, светлой, проветренной. А употребление слова «здравствуйте» – это пожелание здоровья.
Орфографические пятиминутки, цель которых – актуализация определённых орфографических правил, можно также использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, используя афоризмы о здоровье.
Написание диктантов и творческих работ соответствующей тематики также позволяет пропагандировать здоровый образ жизни. Темы диктантов, обучающих изложений и сочинений: «Музыка лечит», «Человек и велосипед», «Болезни кошачьей царапины», «Секреты хорошего настроения», «Если хочешь быть здоров …» и другие.
На уроках математики идет решение задач, содержащих первоначальные знания о здоровье человека, здоровом образе жизни. Так интегрированный урок математики и окружающего мира с использованием интерактивных средств по теме «Письменные приёмы сложения двузначных чисел. Человек. Органы слуха» позволил определить уровень шума, вызывающий неприятные ощущения. На уроке учащимся была представлена таблица, в которой указаны источники шума и уровень шума в децибелах. Было предложено задание проанализировать данные таблицы и дополнительные сведения относительно уровня шума, безвредного для здоровья, ответить на вопросы: «Какой уровень рабочего шума на уроке? Какой уровень рабочего шума на перемене? Как изменится уровень рабочего шума на уроке, если ты ведёшь разговор со своим соседом? Какие источники шума вредят твоему слуху? Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на улице? Громко разговариваешь на перемене?»
В школах реализуется курс «Разговор о правильном питании» разработанный М. Безруких, Т. Филипповой. Этот образовательный курс привлекает к решению проблемы правильного питания педагогов, учащихся, родителей, медицинских работников. Предмет интересен тем, что заставляет думать о том, что нужно делать, если хочешь быть здоров и поступать соответственно своим убеждениям. Как показала практика, этот курс способствует формированию у учащихся 1-2 класса основ здорового образа жизни, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)