Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Техническое обслуживание и ремонт азотных гидроаккумуляторов в топливных система...

Техническое обслуживание и ремонт азотных гидроаккумуляторов в топливных системах судовых дизелей

18 декабря 2025

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

гидроаккумулятор
демпфер пульсаций
азотный компенсатор
судовой дизель
техническое обслуживание

Аннотация статьи

В статье представлены устройство, принцип действия и практические аспекты технического обслуживания азотных гидроаккумуляторов, применяемых в гидравлических и топливных системах судовых дизелей для демпфирования пульсаций. Подробно описаны методы диагностики состояния разделительной мембраны, процедура её замены и алгоритм последующей заправки азотом до расчетного давления. Материал основан на практическом опыте обслуживания гидроаккумуляторов объемом 20 и 60 литров в условиях машинного отделения.

Текст статьи

Гидравлические и топливные системы современных судовых дизелей работают при высоких давлениях и подвержены пульсирующим нагрузкам, генерируемым насосным оборудованием. Эти пульсации негативно влияют на ресурс трубопроводов, точность контрольно-измерительных приборов и общую надежность системы. Для их демпфирования и стабилизации давления применяются азотные гидроаккумуляторы. Эти устройства являются критически важными компонентами, требующими регулярного контроля и квалифицированного обслуживания для обеспечения бесперебойной работы энергетической установки [1].

image.png

Рис. 1. Судовая топливная система с азотными гидроаккумуляторами

Актуальность темы определяется необходимостью поддержания высокой эксплуатационной готовности судовых энергетических установок. Отказ демпфера пульсаций приводит к увеличению вибраций и ударных нагрузок в гидравлическом контуре, что ускоряет износ дорогостоящего оборудования (насосов высокого давления, расходомеров, датчиков) и повышает риск аварийных ситуаций. Основными проблемами в эксплуатации являются деградация разделительной мембраны и утечка азота, что ведет к потере гидроаккумулятором своих демпфирующих свойств. Своевременная диагностика и квалифицированное восстановление работоспособности аккумулятора представляют собой важнейшие задачи для судового инженерно-технического персонала.

Азотный гидроаккумулятор представляет собой сосуд высокого давления, внутри которого эластичная резиновая мембрана разделяет газовую полость, заполненную азотом под давлением, от жидкостной полости, подключенной к гидравлической системе (топливо/масло). На корпусе установлен клапанный блок, содержащий заправочные клапаны, манометр и предохранительные устройства. Донный клапан предотвращает экструзию мембраны в трубопровод при снижении давления в жидкостной полости [2].

Принцип действия основан на буферных свойствах сжатого азота. Пульсации давления, создаваемые насосами, компенсируются газовой подушкой, которая сглаживает пиковые значения и нивелирует мгновенные просадки давления в системе [2].

image.png

Рис. 2. Азотный гидроаккумулятор в разрезе

Работоспособность гидроаккумулятора определяется соответствием предзарядного давления азота установленному значению, обычно составляющему 50–80% от рабочего давления системы (например, при 12 бар топлива – 4,8–9,8 бар для аккумуляторов разного объема). Измерение давления проводится через сервисный клапан после изоляции аккумулятора от гидравлической системы для исключения влияния давления рабочей жидкости на точность показаний [3, с. 86-92].

image.png

Рис. 3. Схема клапанного блока азотного гидроаккумулятора

Диагностика и разборка:

  1. При снижении давления азота выполняется его дозаправка. Если давление не стабилизируется, требуется замена мембраны.
  2. Резкое падение давления до нуля при подключении манометра указывает на разрыв мембраны.
  3. Перед вскрытием необходимо полностью сбросить давление азота через сервисный клапан. Остаточное топливо следует удалять через верхнюю горловину, избегая дренирования через донный клапан, что обусловлено требованиями безопасности.
  4. После демонтажа клапанного блока и торцевой крышки извлекается изношенная мембрана, содержащая остатки топлива. Внутренняя полость аккумулятора подлежит тщательной очистке.

Замена мембраны и сборка:

  1. Для замены используется ремонтный комплект, включающий новую мембрану, уплотнительные элементы, смазку и, при необходимости, монтажный воротник для облегчения установки.
  2. Мембрана, смазанная рекомендованным маслом, аккуратно устанавливается в корпус с использованием монтажного воротника, который затем удаляется.
  3. Торцевая крышка затягивается с моментом, строго регламентированным производителем, согласно технической документации (руководству по эксплуатации) [4].

image.png

Рис. 4. Технический мануал азотных гидроаккумуляторов

Заправка азотом и проверка:

  1. Заправка азотом осуществляется из баллона через шланг высокого давления.
  2. Газ подается в аккумулятор через клапанный блок (V1, V2, V3 согласно типовой схеме) поэтапно, с контролем по манометру. Конечное давление фиксируется после отключения заправочной линии (закрытие V3).
  3. После достижения номинального давления проводится обязательная проверка герметичности всех соединений, включая контрольное отверстие на фланце, с использованием мыльного раствора. Появление пузырей газа или утечки топлива из контрольного отверстия свидетельствует о негерметичности и требует повторной сборки.

Регламентное техническое обслуживание азотных гидроаккумуляторов, включающее регулярный контроль предзарядного давления и своевременную замену изношенных мембран, является критически важной профилактической мерой для обеспечения стабильности и долговечности судовых топливных и гидравлических систем. Представленный пошаговый алгоритм диагностики, ремонта и заправки обеспечивает системный подход к восстановлению функциональности данного узла. Фиксация проведенных работ (дата, предзарядное давление азота) на устройстве служит элементом грамотной технической эксплуатации, предоставляя ценную информацию для последующих обслуживающих экипажей и обеспечивая преемственность опыта.

Список литературы

  1. HYDAC Technology GmbH. Hydraulic Accumulators: Selection, Installation and Maintenance. – Sulzbach, Germany: HYDAC, 2021.
  2. Шерстнев Н.В. Обслуживание и ремонт судовых дизелей: В 4 томах Том 1: Особенности компоновки, наружный осмотр и контроль работы дизелей. Обслуживание и ремонт узлов и деталей остовов / Н.В. Шерстнев: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2022. – 350 с. – (Высшее образование: Специалитет; 1). – ISBN 978-5-16-017379-5. – DOI 10.12737/1850286. – EDN FWKKGQ.
  3. Кузнецов В.А. Мониторинг технического состояния судовых малооборотных дизелей / В.А. Кузнецов // Вестник Одесского национального морского университета. – 2019. – No. 60. – P. 86-92. – DOI 10.33082/2226-1893-2019-3-86-92. – EDN LADSXW.
  4. Шерстнев Н.В. Обслуживание и ремонт судовых дизелей. В 4 томах: Том 2: Обслуживание и ремонт узлов и деталей групп движения / Н.В. Шерстнев: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2022. – 299 с. – (Высшее образование: Специалитет; 2). – ISBN 978-5-16-017403-7. – DOI 10.12737/1851519. – EDN EWETMF.

Поделиться

16

Шаров Д. Д. Техническое обслуживание и ремонт азотных гидроаккумуляторов в топливных системах судовых дизелей // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13921-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-azotnyh-gidroakkumulyatorov-v-toplivnyh-sistemah-sudovyh-dizelej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января