Главная
Конференции
Экономика и социум: преодоление неравенства через гуманитарные практики
Конкретизированные требования нормативно-правовой базы по организации и проведен...

Конкретизированные требования нормативно-правовой базы по организации и проведению правового воспитания курсантов морского университета

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

воспитательно-правовая деятельность
конкретизированные требования
курсанты
морской университет
нормативно-правовая база
правовое воспитание
формирование

Аннотация статьи

Правовое воспитание учащейся молодежи является одной из приоритетных задач руководства и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений страны. В статье определена нормативно-правовая база правового воспитания и конкретизированы их требования по организации и проведению воспитательно-правовой деятельности. Автором обобщены ключевые требования руководящих документов по организации правового воспитания курсантов морского университета.

Текст статьи

Актуальность темы организации и проведения правового воспитания курсантов морского университета связана с несколькими факторами [6, с. 196-199; 7, с. 88-91; 8, с. 71-75; 9]:

  • производимые в последние десятилетия политические и социально-экономические изменения в Российской Федерации. В современных условиях возросла потребность страны в грамотных, высококомпетентных профессионалов, конкурентоспособных на современном рынке труда;
  • важность наличия у каждого выпускника вуза сформированной активной гражданской позиции. Она должна включать не только гражданственность и патриотизм, но и широкое правовое мировоззрение, законопослушность, правовую воспитанность и правовую культуру;
  • необходимость преодоления правового нигилизма среди молодёжи. Также важно формировать у юношей и девушек уважение к государству, Конституции и законам Российской Федерации, чувство личной ответственности и добросовестности.

Следовательно, актуальность темы не вызывает сомнений.

Основное содержание статьи

Мы живем в современном, демократическом, правовом государстве. А это означает, что любая деятельность должна быть легальной и соответствовать требованиям государства и социума. Данное утверждение целиком и полностью относится и к воспитательно-правовой деятельности. В Российской Федерации ныне приняты и действую более 20 документов, относящихся к сфере правового воспитания граждан, в том числе и учащейся молодежи.

Рассмотрим важнейшие из них и ключевые положения, регулирующие организацию и проведение правовое воспитание учащейся молодежи:

1. Конституция Российской Федерации. Она является основой всей правовой системы, закрепляющая базовые принципы воспитания и образования граждан государства.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. В статье 2 закона воспитание определяется как деятельность, направленная на формирование трудолюбия, ответственного отношения к труду, а также чувства патриотизма, гражданственности и уважения к закону. В статье 34 этого закона закреплены права обучающихся, включая право на участие в формировании содержания профессионального образования [3].

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает базовые принципы правового воспитания, включая профилактику правонарушений. Статья 2 закона провозглашает следующие принципы: признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; законность; гласность; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Данная совокупность принципов могут служить основой для разработки программ правового воспитания, акцентируя внимание на важности соблюдения законов и ответственности за их нарушение [1].

Кроме того, этот закон определяет меры превентивного характера, т. е. предусматривает механизмы предупреждения и пресечения экстремистской деятельности, включая объявление предостережений и вынесение предупреждений организациям и СМИ. Это демонстрирует важность профилактической работы в правовой сфере.

Следовательно, положения рассматриваемого закона создают правовую базу для разработки и реализации профилактических программ, которые могут включать элементы правового просвещения и воспитания.

4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». Данный закон прямо упоминает правовое просвещение и правовое информирование молодёжи как одно из основных направлений молодёжной политики. Это положение закреплено в статье 6 закона, где перечислены ключевые направления деятельности в сфере молодёжной политики. Это означает, что государство признаёт важность формирования правовой грамотности и осведомлённости молодых граждан, включая студентов вузов, как часть комплексной работы с молодёжью. Правовое просвещение направлено на: повышение осведомлённости о правах и обязанностях; формирование уважения к закону и правопорядку; профилактику правонарушений через образовательные и информационные мероприятия [2].

5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - включает задачи по укреплению законности и правопорядка, что напрямую связано с правовым воспитанием.

6. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – подчёркивает важность воспитания уважения к закону и правопорядку. В Указе воспитание в духе уважения к традиционным ценностям названо ключевым инструментом государственной политики в области образования и культуры. Это необходимо для формирования гармонично развитой личности. Традиционные ценности включают, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, историческую память и преемственность поколений. Уважение к закону и правопорядку может рассматриваться как часть этих ценностей, поскольку они обеспечивают стабильность и безопасность общества. Документ подчеркивает: укрепление гражданского единства и межнационального согласия на основе традиционных ценностей, способствует созданию общества, где соблюдение законов воспринимается как общая ответственность [4].

7. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В Указе воспитание патриотичной и социально-ответственной личности названо одной из национальных целей развития РФ. Это предполагает формирование у молодёжи уважения к закону и правопорядку как части социальной ответственности. Среди важнейших целей – создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально-ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей к 2030 году. Традиционные ценности включают, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, историческую память и преемственность поколений. Уважение к закону и правопорядку может рассматриваться как часть этих ценностей. Документ устанавливает, что увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75%. Хотя прямо не указано, что эти программы включают правовое воспитание, они могут включать элементы формирования правовой грамотности [5].

8. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Документ определяет следующие ключевые аспекты, касающиеся воспитания молодёжи и её роли в обеспечении национальной безопасности:

  • Воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности названо одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала. Это предполагает формирование у молодёжи уважения к закону и правопорядку как части социальной ответственности;
  • Обучение и воспитание детей и молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей выделено как задача государственной политики. К традиционным ценностям относятся, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений. Уважение к закону и правопорядку может рассматриваться как часть этих ценностей, поскольку они обеспечивают стабильность и безопасность общества;
  • Предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодёжи, названо одной из задач в сфере государственной и общественной безопасности. Это подразумевает важность формирования правосознания и предотвращения противоправного поведения;
  • Развитие системы образования и культуры направлено на формирование развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Правовое воспитание может быть частью этого процесса.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Доктрина содержит следующие требования:

  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства названо одной из целей образования. Это предполагает формирование у молодёжи уважения к правам и свободам личности, высокой нравственности и способности к социализации в условиях гражданского общества;
  • Формирование культуры мира и межличностных отношений включает развитие понимания правовых норм как основы стабильного общества;
  • Ликвидация детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодёжи обозначены как задачи государства в сфере образования. Это подразумевает важность профилактики правонарушений и формирования законопослушного поведения;
  • Поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как часть системы образования способствует развитию гражданской правовой культуры молодёжи.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Определяет приоритеты и подчёркивает необходимость формирования правовой культуры и гражданской ответственности у обучающихся.

11. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года. Правовое просвещение молодёжи выделено как одно из приоритетных направлений. Это направление включено в общий контекст противодействия деструктивному поведению молодёжи и её информационной защиты. Ключевые аспекты, касающиеся правового просвещения молодёжи:

  • Противодействие деструктивному поведению и правовое просвещение указаны среди приоритетных направлений реализации стратегии. Это подразумевает системную работу по формированию правовой грамотности и законопослушного поведения среди молодых граждан;
  • Меры по правовому просвещению включают: проведение мероприятий по правовому просвещению молодёжи и вовлечению её в законотворческую деятельность в форме конкурсов законодательных инициатив и других форм; создание и внедрение в образовательных организациях программ непрерывного просвещения различных возрастных и социально-демографических групп молодёжи по тематике безопасности дорожного движения; проведение мероприятий в образовательных организациях высшего образования по повышению правовой культуры, в том числе в области безопасности дорожного движения; развитие системы правовой грамотности молодёжи для предупреждения правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая запуск информационных ресурсов правового просвещения и правовой поддержки молодёжи;
  • Связь с другими направлениями. Правовое просвещение рассматривается в контексте формирования законопослушного поведения, противодействия экстремизму, терроризму и другим негативным социальным явлениям.

12. Концепция развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года акцентирует внимание на формировании уважения к закону и правопорядку как ключевых компонентов воспитания.

13. Приказ Минобрнауки России от 03.10.2017 № 09-1995 «О направлении рекомендаций» (с методическими рекомендациями по повышению правовой грамотности) – содержит рекомендации по организации мероприятий, направленных на формирование правовой культуры у студентов и преподавателей.

14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» – устанавливает требования к структуре образовательных программ, включая рабочие программы воспитания.

Рассмотрение положений нормативно-правовой базы правового воспитания курсантов морского вуза позволяют конкретизировать требования к результатам воспитательно-правовой деятельности:

  • формирование у курсантов правовой культуры, включающей знание норм права, уважение к закону, навыки правомерного поведения;
  • выработка у курсантов умения применять правовые знания в профессиональной деятельности, например, при решении задач, связанных с морским правом и международными конвенциями;
  • развитие у курсантов правосознания и готовности к соблюдению конституционных прав и обязанностей.

Таким образом, на основании проведенного теоретического анализа можем констатировать:

  1. Организация и проведение правового воспитания курсантов морских вузов в России регулируется комплексом нормативно-правовых актов, включая федеральные законы, приказы Минобрнауки РФ, локальные акты вузов и методические рекомендации. Основные требования направлены на формирование правовой культуры, знаний законодательства и навыков правомерного поведения.
  2. Нормативно-правовая база предусматривает системный подход к правовому воспитанию курсантов, сочетающий учебные программы, внеучебные мероприятия и методическое сопровождение. Конкретные требования могут различаться в зависимости от учебного заведения и его локальных актов.
  3. Правовое воспитание в морских вузах реализуется через комплексный подход, сочетающий учебные программы, внеучебную деятельность и методическую поддержку, основанную на федеральных и локальных нормативных актах.
  4. Положения, рассмотренных документов создают правовую базу для разработки и реализации программ, направленных на формирование уважения к закону и правопорядку через укрепление традиционных ценностей и противодействие деструктивным идеологиям.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от. 27 октября 2025 г. № 385-ФЗ) // URL: https://base.garant.ru/12127578/?ysclid=mj8yftt7h3302310828(дата обращения: 04.12.2025).
  2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2025 № 258-ФЗ) // URL: https://base.garant.ru/400156192/?ysclid=mj8yhpn9mm880524213 (дата обращения: 04.12.2025).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025) // URL: https:// base.garant.ru/70291362/?ysclid=mj8yime6kv312496406 (дата обращения: 04.12.2025).
  4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=mj7gsedriv962734062 (дата обращения: 04.12.2025).
  5. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/408892634/?ysclid=mj7gpqaeqt238957412 (дата обращения: 04.12.2025).
  6. Некрасова И.Е. Правовое воспитание курсантов морского университета: сущность, дефиниция, характерные черты / И.Е. Некрасова // Межотраслевые исследования. Безбарьерная среда научной деятельности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28 ноября 2025 г., г. Казань). – Уфа: Аэтерна, 2025. – С. 196-199.
  7. Некрасова И.Е. Программно-диагностический подход формирования правовой культуры у курсантов морского вуза / Л.В. Асилян, И.Е. Некрасова // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. – 2025. – № 2(51). – С. 88-91.
  8. Томилин А.Н. Формирование профессионального патриотизма у учащейся молодежи / А.Н. Томилин, С.Н. Томилина, Р.Р. Туктаров // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Системная перестройка – Фундамент устойчивого инновационного развития (5 октября 2022 г.). – Уфа: Аэтэрна, 2022. – С. 71-75.
  9. Томилин А.Н. Стратегия формирования лидерских качеств у курсантов морского вуза: монография / А.Н. Томилин. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2025. – 122 с.

Поделиться

20

Некрасова И. Е. Конкретизированные требования нормативно-правовой базы по организации и проведению правового воспитания курсантов морского университета // Экономика и социум: преодоление неравенства через гуманитарные практики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13924-konkretizirovannye-trebovaniya-normativno-pravovoj-bazy-po-organizacii-i-provedeniyu-pravovogo-vospitaniya-kursantov-morskogo-universiteta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января