Актуальность темы организации и проведения правового воспитания курсантов морского университета связана с несколькими факторами [6, с. 196-199; 7, с. 88-91; 8, с. 71-75; 9]:
- производимые в последние десятилетия политические и социально-экономические изменения в Российской Федерации. В современных условиях возросла потребность страны в грамотных, высококомпетентных профессионалов, конкурентоспособных на современном рынке труда;
- важность наличия у каждого выпускника вуза сформированной активной гражданской позиции. Она должна включать не только гражданственность и патриотизм, но и широкое правовое мировоззрение, законопослушность, правовую воспитанность и правовую культуру;
- необходимость преодоления правового нигилизма среди молодёжи. Также важно формировать у юношей и девушек уважение к государству, Конституции и законам Российской Федерации, чувство личной ответственности и добросовестности.
Следовательно, актуальность темы не вызывает сомнений.
Основное содержание статьи
Мы живем в современном, демократическом, правовом государстве. А это означает, что любая деятельность должна быть легальной и соответствовать требованиям государства и социума. Данное утверждение целиком и полностью относится и к воспитательно-правовой деятельности. В Российской Федерации ныне приняты и действую более 20 документов, относящихся к сфере правового воспитания граждан, в том числе и учащейся молодежи.
Рассмотрим важнейшие из них и ключевые положения, регулирующие организацию и проведение правовое воспитание учащейся молодежи:
1. Конституция Российской Федерации. Она является основой всей правовой системы, закрепляющая базовые принципы воспитания и образования граждан государства.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. В статье 2 закона воспитание определяется как деятельность, направленная на формирование трудолюбия, ответственного отношения к труду, а также чувства патриотизма, гражданственности и уважения к закону. В статье 34 этого закона закреплены права обучающихся, включая право на участие в формировании содержания профессионального образования [3].
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает базовые принципы правового воспитания, включая профилактику правонарушений. Статья 2 закона провозглашает следующие принципы: признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; законность; гласность; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Данная совокупность принципов могут служить основой для разработки программ правового воспитания, акцентируя внимание на важности соблюдения законов и ответственности за их нарушение [1].
Кроме того, этот закон определяет меры превентивного характера, т. е. предусматривает механизмы предупреждения и пресечения экстремистской деятельности, включая объявление предостережений и вынесение предупреждений организациям и СМИ. Это демонстрирует важность профилактической работы в правовой сфере.
Следовательно, положения рассматриваемого закона создают правовую базу для разработки и реализации профилактических программ, которые могут включать элементы правового просвещения и воспитания.
4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». Данный закон прямо упоминает правовое просвещение и правовое информирование молодёжи как одно из основных направлений молодёжной политики. Это положение закреплено в статье 6 закона, где перечислены ключевые направления деятельности в сфере молодёжной политики. Это означает, что государство признаёт важность формирования правовой грамотности и осведомлённости молодых граждан, включая студентов вузов, как часть комплексной работы с молодёжью. Правовое просвещение направлено на: повышение осведомлённости о правах и обязанностях; формирование уважения к закону и правопорядку; профилактику правонарушений через образовательные и информационные мероприятия [2].
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - включает задачи по укреплению законности и правопорядка, что напрямую связано с правовым воспитанием.
6. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – подчёркивает важность воспитания уважения к закону и правопорядку. В Указе воспитание в духе уважения к традиционным ценностям названо ключевым инструментом государственной политики в области образования и культуры. Это необходимо для формирования гармонично развитой личности. Традиционные ценности включают, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, историческую память и преемственность поколений. Уважение к закону и правопорядку может рассматриваться как часть этих ценностей, поскольку они обеспечивают стабильность и безопасность общества. Документ подчеркивает: укрепление гражданского единства и межнационального согласия на основе традиционных ценностей, способствует созданию общества, где соблюдение законов воспринимается как общая ответственность [4].
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В Указе воспитание патриотичной и социально-ответственной личности названо одной из национальных целей развития РФ. Это предполагает формирование у молодёжи уважения к закону и правопорядку как части социальной ответственности. Среди важнейших целей – создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально-ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей к 2030 году. Традиционные ценности включают, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, историческую память и преемственность поколений. Уважение к закону и правопорядку может рассматриваться как часть этих ценностей. Документ устанавливает, что увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75%. Хотя прямо не указано, что эти программы включают правовое воспитание, они могут включать элементы формирования правовой грамотности [5].
8. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Документ определяет следующие ключевые аспекты, касающиеся воспитания молодёжи и её роли в обеспечении национальной безопасности:
- Воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности названо одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала. Это предполагает формирование у молодёжи уважения к закону и правопорядку как части социальной ответственности;
- Обучение и воспитание детей и молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей выделено как задача государственной политики. К традиционным ценностям относятся, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений. Уважение к закону и правопорядку может рассматриваться как часть этих ценностей, поскольку они обеспечивают стабильность и безопасность общества;
- Предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодёжи, названо одной из задач в сфере государственной и общественной безопасности. Это подразумевает важность формирования правосознания и предотвращения противоправного поведения;
- Развитие системы образования и культуры направлено на формирование развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Правовое воспитание может быть частью этого процесса.
9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Доктрина содержит следующие требования:
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства названо одной из целей образования. Это предполагает формирование у молодёжи уважения к правам и свободам личности, высокой нравственности и способности к социализации в условиях гражданского общества;
- Формирование культуры мира и межличностных отношений включает развитие понимания правовых норм как основы стабильного общества;
- Ликвидация детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодёжи обозначены как задачи государства в сфере образования. Это подразумевает важность профилактики правонарушений и формирования законопослушного поведения;
- Поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как часть системы образования способствует развитию гражданской правовой культуры молодёжи.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Определяет приоритеты и подчёркивает необходимость формирования правовой культуры и гражданской ответственности у обучающихся.
11. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года. Правовое просвещение молодёжи выделено как одно из приоритетных направлений. Это направление включено в общий контекст противодействия деструктивному поведению молодёжи и её информационной защиты. Ключевые аспекты, касающиеся правового просвещения молодёжи:
- Противодействие деструктивному поведению и правовое просвещение указаны среди приоритетных направлений реализации стратегии. Это подразумевает системную работу по формированию правовой грамотности и законопослушного поведения среди молодых граждан;
- Меры по правовому просвещению включают: проведение мероприятий по правовому просвещению молодёжи и вовлечению её в законотворческую деятельность в форме конкурсов законодательных инициатив и других форм; создание и внедрение в образовательных организациях программ непрерывного просвещения различных возрастных и социально-демографических групп молодёжи по тематике безопасности дорожного движения; проведение мероприятий в образовательных организациях высшего образования по повышению правовой культуры, в том числе в области безопасности дорожного движения; развитие системы правовой грамотности молодёжи для предупреждения правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая запуск информационных ресурсов правового просвещения и правовой поддержки молодёжи;
- Связь с другими направлениями. Правовое просвещение рассматривается в контексте формирования законопослушного поведения, противодействия экстремизму, терроризму и другим негативным социальным явлениям.
12. Концепция развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года акцентирует внимание на формировании уважения к закону и правопорядку как ключевых компонентов воспитания.
13. Приказ Минобрнауки России от 03.10.2017 № 09-1995 «О направлении рекомендаций» (с методическими рекомендациями по повышению правовой грамотности) – содержит рекомендации по организации мероприятий, направленных на формирование правовой культуры у студентов и преподавателей.
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» – устанавливает требования к структуре образовательных программ, включая рабочие программы воспитания.
Рассмотрение положений нормативно-правовой базы правового воспитания курсантов морского вуза позволяют конкретизировать требования к результатам воспитательно-правовой деятельности:
- формирование у курсантов правовой культуры, включающей знание норм права, уважение к закону, навыки правомерного поведения;
- выработка у курсантов умения применять правовые знания в профессиональной деятельности, например, при решении задач, связанных с морским правом и международными конвенциями;
- развитие у курсантов правосознания и готовности к соблюдению конституционных прав и обязанностей.
Таким образом, на основании проведенного теоретического анализа можем констатировать:
- Организация и проведение правового воспитания курсантов морских вузов в России регулируется комплексом нормативно-правовых актов, включая федеральные законы, приказы Минобрнауки РФ, локальные акты вузов и методические рекомендации. Основные требования направлены на формирование правовой культуры, знаний законодательства и навыков правомерного поведения.
- Нормативно-правовая база предусматривает системный подход к правовому воспитанию курсантов, сочетающий учебные программы, внеучебные мероприятия и методическое сопровождение. Конкретные требования могут различаться в зависимости от учебного заведения и его локальных актов.
- Правовое воспитание в морских вузах реализуется через комплексный подход, сочетающий учебные программы, внеучебную деятельность и методическую поддержку, основанную на федеральных и локальных нормативных актах.
- Положения, рассмотренных документов создают правовую базу для разработки и реализации программ, направленных на формирование уважения к закону и правопорядку через укрепление традиционных ценностей и противодействие деструктивным идеологиям.

.png&w=640&q=75)