Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по ...

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев

18 декабря 2025

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

беженцы
вынужденные переселенцы
социально-правовая защита
социальные права
социальные гарантии
пособия

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся анализа правовой проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на национальном. В свою очередь, для решения такой затруднительной задачи требуется определения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в данной сфере. При анализе правовой проблемы так же была рассмотрена судебная практика, связанная с определением компетенций.

Текст статьи

Защита прав вынужденных мигрантов – это сложная система, включающая в себя правовое регулирование и управленческие решения. Её эффективность зависит от чёткого распределения полномочий между государственными органами, закреплённого в законах, а также закрепления их компетенций.

Можно определить, что компетенция любого органа власти, будь то федерального или местного уровня, – это его круг ответственности. Это юридически определённые права, обязанности и полномочия, которые диктуют его роль в системе государственного управления. Компетенция включает: сферу деятельности (т. е. на какие вопросы и ситуации она распространяется), конкретные права и обязанности, ответственность за действия и бездействие, а также соответствие целям и задачам органа. Полномочия же – это предоставленные законом права на определённые действия.

При рассмотрении распределения компетенций между государственными органами следует отметить, что в вопросах социальной и правовой защиты вынужденных мигрантов участвуют власти различных уровней. В статьях 71, 72, 73 Конституции РФ [4] обозначены сферы ведения, к которым применимы полномочия Российской Федерации, совместные полномочия с субъектами Федерации и полномочия на уровне субъектов. Так статья 71 указывает, что к ведению Российской Федерации относится: регулирование и охрана прав и свобод человека и гражданина, гражданство в России, регулирование и охрана прав национальных меньшинств. Статья 72 определяет вопросы, находящиеся в совместном ведении России и ее субъектов, такие как: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, а также координация вопросов здравоохранения, поддержка семьей, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» [14], обеспечение социальных прав и гарантий для беженцев, в части распространяющих на них права и гарантии граждан России и вынужденных переселенцев, является расходным обязательством [1] Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований в рамках их компетенций по обеспечению социальных прав и гарантий для граждан России.

Формирование социальной политики в России осуществляется Федеральным Собранием РФ, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации, он является законодательным и представительным органом. Основная его задача в регулировании вопросов социально-правовой защиты в стране заключается в принятии законов Государственной Думой и их одобрением Советом Федерации, чтобы регламентировать данные правоотношения. После принятия законов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, Федеральное Собрание определяет формы социально-правовой защиты. Например, Федеральный закон «О беженцах» и Закон «О вынужденных переселенцах» [2] устанавливают правовой статус этих категорий граждан, регулируют их права в области социальной защиты и распределяют компетенции государственных органов различных уровней.

В пример можно взять и другие Федеральные законы такие как: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [15], где в соответствии со статьей 1, указывается, что закон распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также на беженцев. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [16] определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в России, а также полномочия федеральных органов власти и властей субъектов в этой сфере, права и обязанности как получателей, так и поставщиков социальных услуг. Исходя из вышеизложенного, можно так же сказать, что эти два закона касаются вынужденных переселенцев на равных условиях с гражданами России, так как эта категория населения имеет статус граждан России.

Президент России через издаваемые Указы устанавливает компетенции исполнительных органов власти, включая сферу социальной защиты. Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления политического убежища» [12] установлено положение, регламентирующее процесс предоставления политического убежища иностранцам и лицам без гражданства в Российской Федерации. Определен порядок подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении политического убежища, а также процесс исполнения указов Президента о предоставлении данного статуса.

Вопросами обеспечения социально-правовой защиты вынужденным мигрантам занимаются федеральные органы исполнительной власти и власти субъектов России. Прямое руководство и контроль за состоянием социально-правовой защиты на федеральном уровне осуществляется Правительством России, в соответствии со 110 статьей Конституции. Статья 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [17] устанавливает за главным исполнительным органом власти следующие полномочия в области социальной защиты:

  • обеспечение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения, содействие развитию социального обеспечения и благотворительной деятельности;
  • принятие мер для реализации трудовых прав граждан;
  • разработка программ по сокращению безработицы и их реализация;
  • обеспечение единой государственной миграционной политики;
  • принятие мер для защиты прав граждан на охрану здоровья;
  • взаимодействие с общественными объединениями и религиозными учреждениями;
  • разработка и реализация мер по развитию физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортной сферы.

Таким образом, Постановление Правительства РФ «О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малоимущим лицам из числа указанных граждан» [5] устанавливает, что территориальный орган Министерства внутренних дел России, на учете у которого состоит вынужденный переселенец, выдает направление на приобретение в транспортной компании билетов и квитанций на багаж за счет личных средств гражданина. Оно дает гарантию в получении проездных документов в транспортной организации в приоритетном порядке. В Постановлении перечислены документы, необходимые для представления в МВД, чтобы получить такое направление.

Постановление Правительства России «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» [6], а также Постановление «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в Российской Федерации» [7] определяют, что лицам, получившим данные свидетельства, а также члены их семей, получают право на выплату единовременного пособия в размере 100 рублей, а для нуждающихся в размере 150 рублей. Эти Постановления регламентируют процедуры выплат пособия вынужденным переселенцам и беженцам, а также устанавливают компетенции государственных органов, ответственных за эти выплаты.

Постановление Правительства РФ «О получении питания и пользования коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» [8] регулирует деятельность центра по обеспечению питанием и коммунальными услугами для лиц со свидетельством о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в России, а также для признанных беженцев и их семей в период проживания в центре.

Правительство может наделять определенные органы полномочиями для осуществления социально-правовой защиты вынужденных мигрантов. Посредством принятия Постановлений Правительство России определяет деятельность государственных структур, а также способы реализации прав беженцев и переселенцев, закрепленных в федеральных законах в области социально-правовой защиты.

В совместной компетенции Федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации находятся вопросы, касающиеся социально-правовой защиты вынужденных мигрантов. К ним относятся:

  1. Возврат имущества, оставленного на территории РФ и принадлежащего мигранту. Если возврат невозможен, то в соответствии с законодательством России переселенцу выплачивается компенсация;
  2. Организация перевозки имущества, принадлежавшего переселенцу, из иностранного государства согласно международным соглашениям России. В случае невозможности возврата имущества также предоставляется компенсация, соответствующая международным договоренностям.

Государственная защита в области вынужденной миграции на федеральном уровне осуществляется исполнительными органами власти, обладающими соответствующими полномочиями. В соответствии с Указом Президента России «Положение о министерстве иностранных дел Российской Федерации» [11] к полномочиям МИД относятся:

  1. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства в местах их пребывания в случаях, определенных законодательством;
  2. Принятие решений о продлении или сокращении сроков временного пребывания;
  3. Контроль за временным пребыванием на территории России;
  4. После получения сведений о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства МИД РФ уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства, гражданином которого является депортируемый.

Основным государственным органом, ответственным за правоприменительные функции, контроль, надзор и предоставление государственных услуг в миграционной сфере, является МВД. Его статус, цели и полномочия определены Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 [9]. Стоит отметить, что Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» установил передать МВД функции и полномочия, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы [13]. МВД отвечает за соблюдение обязательств России по защите беженцев и вынужденных переселенцев. В этом Положении обозначены полномочия по адаптации и интеграции мигрантов, таким образом МВД:

  1. Ведет учет, регистрирует, принимает и временно размещает лица, получившие статус беженца или вынужденного переселенца, или ходатайствующие о таком статусе;
  2. Помогает беженцам и переселенцам в обустройстве на новом месте в России;
  3. Участвует в разработке предложений о распределении беженцев по субъектам Федерации.

Одной из ключевых задач МВД является исполнение законодательства по беженцам и помощь в предоставлении политического убежища.

Следует также отметить возможности местных органов управления в обеспечении социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии со статьей 132 Конституции России, ОМСУ могут получать определённые государственные полномочия, включая необходимые финансовые и материальные ресурсы для их выполнения. Реализация этих полномочий находится под контролем государственных органов.

Так Закон города Москвы «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» [3], устанавливает, что лица, которые имеют право на социальное обслуживание, включают иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Москве, включая беженцев. Им гарантированы те же права в области социального обслуживания, что и российским гражданам, если иное не предусмотрено международными соглашениями и федеральными законами. Поставщики социальных услуг предлагают следующие виды помощи:

  1. Бытовые услуги для поддержания жизнедеятельности;
  2. Медицинские услуги, направленные на сохранение здоровья через уход и оздоровительные мероприятия;
  3. Психологические услуги для коррекции психологического состояния и адаптации;
  4. Педагогические услуги для профилактики отклонений и помощи в воспитании детей;
  5. Трудовые услуги для содействия в трудоустройстве;
  6. Правовые услуги для защиты интересов и прав получателей;
  7. Консультационные услуги;
  8. Услуги по повышению коммуникативных навыков;
  9. Участие в культурно-досуговых мероприятиях;
  10. Социальное сопровождение;
  11. Социальная реабилитация;
  12. Срочные социальные услуги.

При вышерассмотренных компетенциях МВД в области миграции беженцев и вынужденных переселенцев стоит привести случай из судебной практики [10], где истец обратился в суд с иском к УВМ УМВД России о признании незаконными действий. Истец просит признать незаконными отказ в принятии ходатайства о признании беженцем, вызов полиции, отсутствие протоколов о задержании и доставлении в ОМВД. Истец требует обязать ответчика принять его документы для рассмотрения.

Сам истец является гражданином Сирии. Он неоднократно обращался в УВМ с заявлением о признании беженцем, но получал отказы. Должностное лицо потребовало постановление о привлечении к административной ответственности, что, по мнению истца, незаконно. Истец был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ [18], то есть нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания, но протоколы о задержании и доставлении не составлялись, по утверждению истца. Инспектор ОВГ УВМ УМВД России не признает иск, ссылаясь на отказ в признании беженцем и вызов полиции. Старший инспектор отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по также не признает иск, утверждая, что действия по вызову полиции были законными.

Суд, сделав выводы, учитывает, что каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих прав. Граждане и организации могут обратиться в суд или оспорить решения органов власти. Суд выясняет нарушения прав, соблюдение сроков и соответствие решений нормативным актам, а также объясняет, что обязанность доказывания возлагается на истца и орган власти. В соответствии с основаниями и порядком предоставления статуса беженца регулирующийся Федеральным законом «О беженцах», беженец – лицо, не являющееся гражданином РФ и опасающееся преследований. Ходатайство о признании беженцем подается в подразделение по вопросам миграции МВД России.

МВД России в свою очередь, как исполнительный орган власти осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции. Административный регламент МВД регулирует сроки и последовательность действий по предоставлению статуса беженца. Ходатайство подается лично или через представителя, с приложением необходимых документов. Результатом рассмотрения ходатайства истца стал отказ. Основания для отказа в приеме документов указаны в Административном регламенте. В случае отказа выдается справка с указанием причин. Инспектор ОВГ УВМ УМВД России отказал в принятии ходатайства о признании беженцем.

В подтверждение позиции административного истца, в административном иске так же было указано на наличие у стороны истца доказательств, подтверждающих факт обращения истца с ходатайством о признании беженцем на территории РФ в указанные дни и факт отказа в принятии данного ходатайства. Однако каких-либо доказательств суду не представлено. Истец не предоставил доказательств нарушения своих прав. Ксерокопии документов не читаемы и не могут быть доказательствами. Нет подтверждений наличия ходатайства в указанные даты.

Представитель ответчика утверждает, что истец приходил без предварительной записи и не подал ходатайство. Решением УМВД России административному истцу было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не соответствуют определению «беженец», согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах».

Суд не нашел доказательств незаконных действий со стороны ответчиков. Для признания действий незаконными нужны доказательства несоответствия нормативным актам и нарушения прав истца. Суд не удовлетворил требования о признании незаконными действий полиции. Доставление осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении. Истец был доставлен в ОМВД России, где был Составлен протокол о доставлении. В 18:55 составлен протокол об административном задержании, подписанный истцом. Так, Суд установил, что действия полиции были законными. Доводы истца об отсутствии оснований для задержания не приняты. Суд считает, что у полиции были основания для требования проследовать в отделение, так как Судом установлено, что старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России был вызван наряд полиции, поскольку истец незаконно находился на территории РФ. Решением суда был установлен отказ в удовлетворении административных исковых требований.

В результате анализа судебной практики можно выделить несколько ключевых аспектов, касающихся отказа в исковых требованиях. Судебные акты часто основываются на недостаточности доказательств или несоответствии заявленных требований нормам законодательства. Выявленные случаи показывают, что суды внимательно рассматривают обоснованность исков, принимая во внимание как материал, так и процессуальные аспекты. Это подчеркивает важность подготовительной стадии и правового анализа перед подачей иска. Таким образом, эффективность защиты прав беженцев во многом зависит от качественной и своевременной юридической помощи, и правовой поддержки, соблюдения всех необходимых процедурных требований. Определенные социальные программы и общественные организации для помощи мигрантам, включая категории беженцев и переселенцев, должны присутствовать в каждом регионе, которое было ежегодно распределено Постановлением Правительства для установления квоты распределения данных лиц для каждого субъекта России. Так статистика 2024 года показывает в какие регионы были распределены беженцы и переселенцы.

В заключение, можно сказать, что органы государственной власти отвечают за разработку стратегий и законодательных инициатив, направленных на защиту прав беженцев и переселенцев. Они должны устанавливать рамки, определяющие обязательства государства, а также обеспечивать финансирование программ социального обеспечения, медицинской помощи и интеграции. На уровне местного самоуправления задача заключается в непосредственном выполнении этих программ, адаптации нормативных актов к местным условиям и оказании практической помощи населению. Существует необходимость в явной координации действий между центральными и местными органами власти: это позволяет не только обмениваться информацией и ресурсами, но и учитывать специфические потребности различных регионов. Кроме того, важно привлекать к процессу общественные организации и международные структуры, которые могут предоставить дополнительные ресурсы. Не менее важным аспектом является информирование беженцев и переселенцев о своих правах и доступных услугах. Образовательные программы и информационные кампании помогут улучшить уровень осознания правовых возможностей и доступной помощи.

В заключение, можно сказать, успешная социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного взаимодействия всех уровней власти и заинтересованных сторон. Эффективная система поддержки, основанная на принципах взаимопонимания, правовой защиты и социальной интеграции, станет залогом стабильности и развития как для самих вынужденных переселенцев и беженцев, так и для общества в целом.

Список литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2025) // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998.
  2. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) «О вынужденных переселенцах» // «Российская газета», № 247, 28.12.1995.
  3. Закон города Москвы от 09.07.2008 № 34 (ред. от 26.06.2023) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» // Опубликован в «Вестник Мэра и Правительства Москвы», https://vestnikmoscow.mos.ru, № 98, 12.08.2008.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.12.2025).
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 713 (ред. от 10.08.2016) «О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малоимущим лицам из числа указанных граждан» // «Российская газета», № 272, 08.12.2004.
  6. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 (ред. от 10.08.2016) «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» // «Российская газета», № 124, 01.07.1997.
  7. Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 484 (ред. от 25.05.2017) «О размере единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2457.
  8. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 № 448 (ред. от 25.05.2017) «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» // «Российская газета», № 114, 19.06.2001.
  9. Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 (ред. от 22.10.2024) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 № 62483) // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 12.02.2021.
  10. Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27.12.2023 г. по делу № 2А-2776/2023 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации Правосудие: интернет-портал. – URL: https:////sudact.ru/regular/doc/ObK9TjC7cw6q/ (дата обращения: 10.12.2025).
  11. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 865 (ред. от 05.11.2025) «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004, № 28, ст. 2880.
  12. Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // «Российская газета», № 144, 29.07.1997.
  13. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 02.04.2025) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // «Собрание законодательства РФ», 11.04.2016, № 15, ст. 2071.
  14. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 13.06.2023) «О беженцах» // «Российская газета», № 126, 03.06.1997.
  15. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 28.11.2025) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // «Российская газета», № 99, 24.05.1995.
  16. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // «Российская газета», № 295, 30.12.2013.
  17. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.11.2020, № 45, ст. 7061.
  18. Ч. 1 ст. 18.8 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.12.2025) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

Поделиться

16

Захарова А. Н. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13926-kompetenciya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-po-osushestvleniyu-socialno-pravovoj-zashity-bezhencev-i-vynuzhdennyh-pereselencev

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января