Главная
Конференции
Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов
Повышение мотивации изучения иностранного языка посредством интегрированного обу...

Повышение мотивации изучения иностранного языка посредством интегрированного обучения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

изучение иностранного языка
мотивация
технологии методы обучения
интегрированное обучение

Аннотация статьи

Статья посвящена использованию интегрированного обучения как одного из лучших способов повышения мотивации изучения иностранного языка.

Текст статьи

В сегодняшнем мире роль иностранного языка важна и неоспорима. Знание иностранных языков открывает совершенно другой мир, дает возможность общаться с людьми, живущими в другой стране, узнать их быт, традиции, культуру, а так же использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Имея многолетний опыт работы в профессиональном образовании, мы пришли к твердому убеждению, что в современных условиях для повышения качества изучения иностранного языка необходима мотивация учения.

Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего (почему) он её совершает. Современные психологи считают, что в роли мотивов может выступать ряд причин, вызывающих активность обучающегося: интерес, влечение, эмоции, привлекательная цель, долг, возможность общения. По мнению Я. Скалковой, мотивация – это сложная совокупность различных мотивов, из которых какой-нибудь один обычно становится ведущим, доминирующим [6].

Н.В. Пернай среди факторов мотивации учения выделяет следующие:

  • фактор увлеченности или познавательного интереса;
  • осознание цели, профессиональная направленность;
  • потребность в достижении и избегание неудач;
  • влияние личности педагога;
  • новизна изучаемого материала и многие другие, которые способствуют положительной мотивации изучения предметов, в том числе и иностранного языка [4].

Перед преподавателем стоит важная задача грамотно осуществлять диагностику и коррекцию учебного процесса, формировать и развивать культуру мышления, творческие способности, что позволит не только повысить результативность обучения, но и средствами иностранного языка развивать наиболее значимые качества личности будущего рабочего.

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся. Использование различных технологий обучения и разнообразных форм проведения учебных занятий способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщённого познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесём следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Общим компонентом для всех наук является информация. Лишь она связывает между собой различные по характеру и содержанию науки, поэтому информационные процессы, изучаемые информатикой, имеют место практически во всех предметных областях.

Мало того, информатика, сравнительно молодая наука, сама является интеграцией практически всех других наук. Это и математика, и биология, и физика, и языки, и логика, и химия, и история.

Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами общеобразовательного и профессионального циклов в НПО является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей профессионального образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности вопросов, задач при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета.

Формы интегрированных уроков могут быть различны. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы двух или нескольких предметов.

Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трёх элементов:

  • знания и умения из первой предметной области,
  • знания и умения из второй предметной области,
  • интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.

Интеграцию учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.

Интегрированные занятия развивают потенциал обучающихся, побуждают их к активному познанию окружающей действительности, к нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные уроки, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности данных занятий. Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь обучающиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления [7].

Примером может послужить интегрированный урок английского языка и физики по теме «Строение атома. Эрнест Резерфорд». Форма проведения – урок- презентация. Что касается физики, то на данном уроке обучающиеся узнали о величайшем научном открытии Э. Резерфорда, его значении для человечества. А об авторе этого открытия обучающиеся читали текст на английском языке, отвечали на проблемные вопросы. Обучающимися была подготовлена презентация. При проведении этого урока один предмет использовался для познания другого.

Интегрированные уроки позволяют организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки в практической деятельности, контролировать приобретённые знания, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к обучающимся в процессе учебно-воспитательной работы.

Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.

В своей работе мы активно используем методику проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий совместно с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения по профессии «Сварщик», «Электрик», на которых мы используем различный материал изучаемых тем дисциплин для применения в будущей профессиональной деятельности.

Такие уроки являются неординарными, они дают возможность получения глубоких и разносторонних знаний, развивают познавательный интерес обучающихся. Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся обучающимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем преподавателям.

Считаем, что совместная творческая работа преподавателей может принести огромную пользу для формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Формирование положительной мотивации изучения иностранных языков происходит не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочное время. В практике нашей работы большое место занимает проведение различного рода внеклассных мероприятий: КВН, урок – игра «Слабое звено», викторины, конференции, а также билингвальные внеклассные мероприятия, которые всегда вызывают живой интерес у обучающихся. При подготовке данных мероприятий особое внимание педагоги уделяют отбору материала, соответствующего возрастным интересам обучающихся, использованию нестандартных форм проведения внеклассных мероприятий; созданием ситуации успеха, которая придаёт обучающимся уверенность в собственных силах. Такие мероприятия обычно проводятся в конце изучения определенной темы на английском и немецком языках, например «Спорт», «Полиглот», «Как живешь, молодежь?», «Страны, которые мы изучаем» и другие. Проводимые билингвальные мероприятия ставят целью совершенствования навыков всех аспектов речевой деятельности (чтения, письма, говорения, аудирования), а также формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка.

В настоящее время концепция многоязычия является определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения языков. Последние изменения в языковой программе Совета Европы направлены на разработку инструмента, с помощью которого преподаватели иностранных языков будут способствовать развитию многоязычной личности. В частности, Европейский языковой портфель представляет собой документ, в котором может быть зафиксирован и формально признан самый разнообразный опыт изучения языка и межкультурного общения. Таким образом, мы считаем, что именно проведение билингвальных внеклассных мероприятий является в настоящее время актуальным и способствует повышению мотивации, развитию потребностей и интересов обучающихся, а также более осознанному изучению иностранного языка [3].

Применяя в своей работе технологию интегрированного обучения, а также различные формы и методы обучения, направленные на повышение мотивации изучения иностранного языка, мы помогаем обучающимся развивать мышление, кросскультурную компетенцию, самостоятельность. Обучающиеся активно участвуют во всех мероприятиях: неделях иностранного языка, различных конкурсах в сети Интернет, ученических конференциях. Создание на уроках и во внеурочное время атмосферы творчества, выполнение посильных задач помогают развитию познавательных навыков обучающихся, мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.

Некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяют качественно решать задачи обучения и воспитания обучающихся:

  1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет обучающемуся переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
  2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
  3. Интеграция увеличивает информативную ёмкость урока.
  4. Интеграция является средством мотивации обучения подростков, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
  5. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся.

Виды интегрированных уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум, урок-игра и т.д. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Ускоренно развивающиеся процессы информатизации и интеграции различных сфер деятельности, рост информационных потоков и инноваций в области производства и образования обусловливают необходимость постоянного обновления знаний выпускников и повышения качества их подготовки.

Формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих рабочих в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Всё это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса в системе СПО на основе интеграции образования, науки и производства.

Применение технологии интегрированных уроков в нашей работе имеет определённый результат:

  • в эмоциональном развитии обучающихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
  • в повышении уровня знаний по предмету;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении естественных взаимосвязей между изучаемыми предметами;
  • в росте познавательного мышления обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рефераты, доклады и проекты;
  • происходит подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.

Интегрированное обучение имеет принципиальное значение как для процесса формирования профессиональной компетентности будущих рабочих, так и для последующей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010.
  2. Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности. М., 2010.
  3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка- М.: МГЛУ, 2003.
  4. Пернай Н.В. Мотивация учения: Размышления директора профлицея / Н.В. Пернай. М.: Издательский центр НОУИСОМ, 2004г
  5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в профессиональных учебных заведениях М., 2001
  6. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе / Я. Скалкова. – М.: Педагогика, 1983г.
  7. Трофимова Л. Интеграция – важная составляющая часть учебного процесса – http://gov.cap.ru/hierarhy.asp.page=./

Поделиться

2759

Колосова С. Н., Ушанкова Н. А. Повышение мотивации изучения иностранного языка посредством интегрированного обучения // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 96-101. URL: https://apni.ru/article/1393-povishenie-motivatsii-izucheniya-inostr-yazik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа