Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим его ведущими целевыми установками является не только формирование определенной суммы знаний, но и развитие базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни [1, с. 53-57; 2, с. 63-65]. Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей [3, с. 57-58].
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И если для родителей, нормально развивающегося ребенка, детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, дошкольное учреждение выполняет совсем другие функции. Здесь их ребенок может полноценно развиваться, адаптироваться и приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус и ведущие целевые установки коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ определяется именно этой комиссией.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:
- дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);
- дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, функциональными нарушениями зрения);
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития;
- лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые);
- лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- лица со сложными недостатками развития.
Имеющиеся у детей отклонения физического, интеллектуального и эмоционально-волевого плана обуславливают трудность социальной адаптации, развитие познавательной деятельности, трудности в обучении. В то же время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами. Большую роль здесь играет отсутствие педагогических составляющих: ограничено общение детей, деформирована система их коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность воспитанников.
Дети с ОВЗ в некотором плане находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на большую коррекционно-педагогическую работу, усилия семьи, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально-экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование здоровья.
Под инклюзивным образованием (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) понимают совместное обучение детей с ОВЗ с их полноценно развивающимися сверстниками. В основе этой педагогики исключена дискриминация детей с ОВЗ, культивируется равное отношение ко всем детям, не зависимо от их возможностей и здоровья.
В некоторой степени инклюзивное образование можно рассматривать как отдельную ступень развития педагогики в целом. Оно контролируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ».
Целевые установки инклюзивного образования делятся на:
- коррекционные (исправление имеющихся у детей отклонений в развитии);
- профилактические (предупреждение и нивелирование отклонений и трудностей в развитии);
- развивающие (стимулирование развития детей, обогащение их развития).
Инклюзивное образование строится на таких принципах как:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
- принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
- принцип междисциплинарного подхода;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей;
- принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Преимуществами инклюзивного образования являются такие положительные моменты как более высокий уровень социальной активности детей с ОВЗ, улучшение навыков их коммуникации, возможность обучаться по более насыщенным программам, возможность быть с полноценно развивающимися сверстниками большое количество времени.
Необходимость обеспечения данных педагогических условий касается всех образовательных областей, в том числе и физического воспитания. Организация двигательной деятельности детей в различных формах физического воспитания в рамках инклюзивного образования требует дополнительных методических разработок.
Необходимы новые формы работы с дошкольниками, способствующие стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создадут стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно повлияют на оптимальное развитие ребёнка, улучшат его физическую подготовку.
На базе МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель», города Белгорода были разработаны методические рекомендации к использованию авторского нестандартного оборудования «Лабиринт Тимоша» для детей с аутическими расстройствами.
Цель оборудования: создание условий, способствующих стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка.
Задачи:
- развитие интереса детей к различным видам двигательной активности;
- формирование двигательных умений и навыков в основных видах движений; (ходьба, ползание, прыжки и т. п.);
- повышение эмоционального настроя у детей при выполнении физических упражнений;
- формирование потребности в самостоятельной двигательной деятельности;
- развитие физических качеств (ловкость, гибкость, координация движений).
Краткое описание пособия
Оборудование изготовлено из винилискожи зеленого цвета, размером 1,40 × 1,80 м, и представляет собой полотно, на которое пришиты бортики из поролона по краям и в середине, образуя «лабиринт». В комплект «лабиринта» входит мордочка медвежонка (сделанная из картонной коробки), клюшка, шайба, цветочки из фетра двух-трех цветов, мяч, шапки для Тимошки двух-трех цветов.
Физкультурное оборудование «Лабиринт Тимошка» яркое, эстетичное безопасное, малогабаритное, достаточно универсальное, просто в изготовлении, легко обрабатывается. Оно трансформируется при минимальных затратах времени. Способствует созданию у детей благоприятного эмоционального настроя. Его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.
Данное оборудование предназначено для совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста и может быть рекомендовано к использованию педагогами, физкультурными инструкторами дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в индивидуально-групповой работе с детьми.
Ниже приведены варианты использования разработанного пособия.
Вариант 1. «Познакомимся с Тимошкой»
Цель: учить ходить по лабиринту, развивать координацию движений.
Задание: ребенку предлагается пройти по лабиринту, не наступая на бортики.
Вариант 2. «Короткая дорожка к Тимошке»
Цель: учить детей ходьбе с перешагиванием через препятствия, развивать умение сохранять координацию.
Задание: ребенку предлагается пройти по «дорожке» перешагивая через бортики.
Вариант 3. «К Тимошке через препятствия»
Цель: учить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед через бортики, мягко приземляясь на обе ноги, развивать координацию движений, ловкость, укреплять костно-мышечный аппарат ног.
Таким образом, применение нестандартного оборудования вносит разнообразие, объединяют физкультуру с игрой, развивает у детей интерес к двигательным действиям, формирует двигательные умения, укрепляет здоровье, создает условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)