Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Использование нестандартного физкультурного оборудования в инклюзивном образован...

Использование нестандартного физкультурного оборудования в инклюзивном образовании детей дошкольного возраста

19 декабря 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

инклюзивное образование
дети дошкольного возраста

Аннотация статьи

В статье приводятся данные по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста. Авторы приводят методические разработки. Они касаются нестандартного физкультурного оборудования.

Текст статьи

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим его ведущими целевыми установками является не только формирование определенной суммы знаний, но и развитие базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни [1, с. 53-57; 2, с. 63-65]. Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей [3, с. 57-58].

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И если для родителей, нормально развивающегося ребенка, детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, дошкольное учреждение выполняет совсем другие функции. Здесь их ребенок может полноценно развиваться, адаптироваться и приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус и ведущие целевые установки коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ определяется именно этой комиссией.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);
  • дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, функциональными нарушениями зрения);
  • дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • дети с задержкой психического развития;
  • лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые);
  • лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • лица со сложными недостатками развития.

Имеющиеся у детей отклонения физического, интеллектуального и эмоционально-волевого плана обуславливают трудность социальной адаптации, развитие познавательной деятельности, трудности в обучении. В то же время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами. Большую роль здесь играет отсутствие педагогических составляющих: ограничено общение детей, деформирована система их коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность воспитанников.

Дети с ОВЗ в некотором плане находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на большую коррекционно-педагогическую работу, усилия семьи, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально-экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование здоровья.

Под инклюзивным образованием (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) понимают совместное обучение детей с ОВЗ с их полноценно развивающимися сверстниками. В основе этой педагогики исключена дискриминация детей с ОВЗ, культивируется равное отношение ко всем детям, не зависимо от их возможностей и здоровья.

В некоторой степени инклюзивное образование можно рассматривать как отдельную ступень развития педагогики в целом. Оно контролируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ».

Целевые установки инклюзивного образования делятся на:

  • коррекционные (исправление имеющихся у детей отклонений в развитии);
  • профилактические (предупреждение и нивелирование отклонений и трудностей в развитии);
  • развивающие (стимулирование развития детей, обогащение их развития).

Инклюзивное образование строится на таких принципах как:

  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
  • принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
  • принцип междисциплинарного подхода;
  • принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей;
  • принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Преимуществами инклюзивного образования являются такие положительные моменты как более высокий уровень социальной активности детей с ОВЗ, улучшение навыков их коммуникации, возможность обучаться по более насыщенным программам, возможность быть с полноценно развивающимися сверстниками большое количество времени.

Необходимость обеспечения данных педагогических условий касается всех образовательных областей, в том числе и физического воспитания. Организация двигательной деятельности детей в различных формах физического воспитания в рамках инклюзивного образования требует дополнительных методических разработок.

Необходимы новые формы работы с дошкольниками, способствующие стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создадут стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно повлияют на оптимальное развитие ребёнка, улучшат его физическую подготовку.

На базе МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель», города Белгорода были разработаны методические рекомендации к использованию авторского нестандартного оборудования «Лабиринт Тимоша» для детей с аутическими расстройствами.

Цель оборудования: создание условий, способствующих стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка.

Задачи:

  • развитие интереса детей к различным видам двигательной активности;
  • формирование двигательных умений и навыков в основных видах движений; (ходьба, ползание, прыжки и т. п.);
  • повышение эмоционального настроя у детей при выполнении физических упражнений;
  • формирование потребности в самостоятельной двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств (ловкость, гибкость, координация движений).

Краткое описание пособия

Оборудование изготовлено из винилискожи зеленого цвета, размером 1,40 × 1,80 м, и представляет собой полотно, на которое пришиты бортики из поролона по краям и в середине, образуя «лабиринт». В комплект «лабиринта» входит мордочка медвежонка (сделанная из картонной коробки), клюшка, шайба, цветочки из фетра двух-трех цветов, мяч, шапки для Тимошки двух-трех цветов.

Физкультурное оборудование «Лабиринт Тимошка» яркое, эстетичное безопасное, малогабаритное, достаточно универсальное, просто в изготовлении, легко обрабатывается. Оно трансформируется при минимальных затратах времени. Способствует созданию у детей благоприятного эмоционального настроя. Его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.

Данное оборудование предназначено для совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста и может быть рекомендовано к использованию педагогами, физкультурными инструкторами дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в индивидуально-групповой работе с детьми.

Ниже приведены варианты использования разработанного пособия.

Вариант 1. «Познакомимся с Тимошкой»

Цель: учить ходить по лабиринту, развивать координацию движений.

Задание: ребенку предлагается пройти по лабиринту, не наступая на бортики.

Вариант 2. «Короткая дорожка к Тимошке»

Цель: учить детей ходьбе с перешагиванием через препятствия, развивать умение сохранять координацию.

Задание: ребенку предлагается пройти по «дорожке» перешагивая через бортики.

Вариант 3. «К Тимошке через препятствия»

Цель: учить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед через бортики, мягко приземляясь на обе ноги, развивать координацию движений, ловкость, укреплять костно-мышечный аппарат ног.

Таким образом, применение нестандартного оборудования вносит разнообразие, объединяют физкультуру с игрой, развивает у детей интерес к двигательным действиям, формирует двигательные умения, укрепляет здоровье, создает условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.

Список литературы

  1. Максимова С.Ю. Научно-практическая деятельность по проблемам адаптивного физического воспитания на базе Волгоградской государственной академии физической культуры / С.Ю. Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2017. – № 3 (152). – С. 53-57.
  2. Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 1. С. 63-65.
  3. Фомина Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста/ Фомина Н.А., Максимова С.Ю. // Теория и практика физической культуры, 2015. № 7. С. 57-58.

Поделиться

9

Макаренко А. Н. Использование нестандартного физкультурного оборудования в инклюзивном образовании детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13935-ispolzovanie-nestandartnogo-fizkulturnogo-oborudovaniya-v-inklyuzivnom-obrazovanii-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января