Главная
АИ #50 (285)
Статьи журнала АИ #50 (285)
Специальный правовой статус несовершеннолетних в российском уголовном судопроизв...

Специальный правовой статус несовершеннолетних в российском уголовном судопроизводстве

19 декабря 2025

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

уголовный процесс
несовершеннолетние
правовой статус
предмет доказывания
защита прав
законный представитель
педагог
психолог
принудительные меры воспитательного воздействия
ювенальная юстиция

Аннотация статьи

В статье представлен комплексный правовой анализ процессуального положения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Работа посвящена исследованию особенностей предмета доказывания, специфике участия законных представителей, педагогов и психологов, а также применению мер процессуального принуждения в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Особое внимание уделяется выявлению системных проблем правоприменительной практики, при которых декларируемые гуманистические принципы и дополнительные гарантии прав несовершеннолетних вступают в противоречие с формальным подходом органов предварительного расследования и суда. На основе анализа норм главы 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ и актуальной судебной практики формулируются выводы о необходимости трансформации института ювенальной юстиции в России от карательного уклона к восстановительному правосудию.

Текст статьи

Специальный правовой статус несовершеннолетних в российском уголовном судопроизводстве представляет собой сложный институт, базирующийся на конституционных принципах защиты детства и международных стандартах, закрепленных в Пекинских правилах ООН. Законодатель, выделяя производство по делам несовершеннолетних в отдельную главу 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, признает, что возрастная психологическая незрелость, зависимость от взрослых и повышенная внушаемость требуют создания дополнительных процессуальных фильтров и гарантий. Однако глубокий анализ правоприменительной практики показывает, что наличие нормативной базы не всегда гарантирует ее эффективную реализацию, создавая разрыв между правовой формой и реальным содержанием защиты прав подростка.

Теоретико-правовой анализ данной категории позволяет утверждать, что законодатель рассматривает несовершеннолетнего не как уменьшенную копию взрослого преступника, а как специфического участника правоотношений, требующего особого подхода, ориентированного на ресоциализацию. В этой связи В. В. Чижиков и Н. В. Ганжа справедливо указывают, что несовершеннолетние выступают в качестве специального субъекта права, чей статус характеризуется неполной дееспособностью и необходимостью предоставления дополнительных процессуальных гарантий при вовлечении в юридические процедуры [6, с. 160].

Фундаментальным элементом реализации данного статуса является принцип индивидуализации ответственности, базирующийся на глубоком изучении личности подростка. К. В. Савчик отмечает, что специфические особенности личности несовершеннолетнего преступника, его уровень социализации и условия жизни должны оказывать решающее влияние на назначение наказания, смещая акцент с карательного воздействия на воспитательное [4, с. 36]. Однако реализация правового статуса происходит не только в суде, но и на этапе профилактики и предварительного расследования. Я. В. Полонская подчеркивает, что совершенствование норм, регламентирующих деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, является необходимым условием для того, чтобы статус подростка был защищен не только формально, но и фактически через эффективную превенцию деликтов [3, с. 130].

Особую правовую природу имеют меры государственного принуждения, связанные с изоляцией подростка в воспитательных целях, которые также являются частью его специального статуса. А. И. Левченко анализирует правовое положение лиц, помещенных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, указывая на необходимость строгого соблюдения баланса между ограничением свободы и обеспечением права на образование и развитие в данных условиях [2, с. 24]. Кроме того, специальный статус предполагает усиленную защиту от криминогенного влияния извне. Л. А. Гребенькова акцентирует внимание на важности уголовно-правовых запретов на вовлечение подростков в опасные действия, утверждая, что безопасность жизни и нравственного развития несовершеннолетнего является приоритетным объектом охраны [1, с. 25].

Фундаментальной особенностью данного вида судопроизводства является расширенный предмет доказывания, регламентированный статьей 421 УПК РФ. В отличие от «взрослых» дел, где фокус смещен на событие преступления и виновность, в делах несовершеннолетних следователь обязан установить точный возраст, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, а также влияние старших лиц. Проблематика здесь кроется в формальном отношении правоохранительных органов к сбору этих сведений. Зачастую характеристики с места учебы и акты обследования жилищно-бытовых условий приобщаются к делу механически, без реального анализа причинно-следственной связи между социальной средой подростка и совершенным деянием. Это приводит к тому, что индивидуализация ответственности подменяется шаблонным вменением вины, игнорируя возможность применения института освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Особую правовую конструкцию представляет собой институт представительства интересов несовершеннолетнего. Законодательство императивно требует участия защитника с момента фактического задержания или постановления о возбуждении уголовного дела, а также обязательного привлечения законного представителя. Двойное представительство призвано обеспечить максимальную защиту, однако на практике возникает коллизия интересов. Нередки ситуации, когда законный представитель, будучи родителем, занимает позицию обвинения или своим пассивным поведением вредит интересам подростка, особенно в случаях внутрисемейных конфликтов или асоциального образа жизни семьи. Статья 426 УПК РФ позволяет следователю отстранить законного представителя, если его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего, однако данный механизм используется крайне редко из-за сложности мотивировки и отсутствия альтернативных кандидатур, кроме представителей органов опеки, которые зачастую выполняют свои функции номинально.

Ключевым элементом специфического статуса является участие педагога или психолога в следственных действиях, что обязательно для подозреваемых и обвиняемых, не достигших шестнадцати лет, либо имеющих признаки психического отставания. Проблематика данного института заключается в отсутствии четких квалификационных требований к этим специалистам в тексте закона. Следователи часто привлекают школьных учителей, не обладающих специальными познаниями в области юридической психологии или девиантологии. Такой педагог не способен диагностировать психологическое состояние подростка в момент допроса, выявить признаки давления или стресса, превращаясь в статиста, легитимизирующего процедуру допроса.

Вопрос применения мер пресечения к несовершеннолетним также демонстрирует противоречивость правового регулирования и практики. Статья 108 УПК РФ устанавливает, что заключение под стражу несовершеннолетнего допускается лишь в исключительных случаях при совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Тем не менее, статистика показывает, что суды часто удовлетворяют ходатайства о заключении под стражу, мотивируя это отсутствием надлежащего родительского контроля, фактически наказывая подростка за социальную несостоятельность его семьи. Альтернативная мера пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, предусмотренная статьей 105 УПК РФ, применяется неоправданно редко из-за нежелания родителей брать на себя письменные обязательства и ответственности за возможные новые правонарушения подростка, а также из-за отсутствия эффективных механизмов государственного контроля при данной мере пресечения.

Отдельного рассмотрения требует процедура прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со статьей 427 УПК РФ и статьей 90 УК РФ. Данный институт является квинтэссенцией восстановительного правосудия, позволяя избежать стигматизации судимостью. Однако правоприменитель демонстрирует консервативный подход, предпочитая направление дела в суд для вынесения приговора, пусть и условного. Это обусловлено как высокими показателями отчетности следственных органов («раскрываемость»), так и недоверием к эффективности воспитательных мер. Существующая система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не обеспечивает должного контроля за исполнением таких мер, что в глазах правосудия делает уголовное наказание более надежным инструментом воздействия, несмотря на его травмирующий характер для психики подростка.

Специфика судебного разбирательства по делам несовершеннолетних предполагает расширенные полномочия суда по исследованию личности подсудимого и возможность удаления несовершеннолетнего из зала суда на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него негативное воздействие. Специальный правовой статус несовершеннолетних в российском уголовном судопроизводстве представляет собой системную категорию, объединяющую гуманизацию ответственности и усиленную протекцию. Он смещает акцент с кары на воспитание и ресоциализацию, действуя на всех этапах процесса для обеспечения баланса между мерами принуждения и правом подростка на гармоничное развитие и защиту от криминогенного влияния.

Список литературы

  1. Гребенькова Л.А. Уголовно-правовая характеристика потерпевшего от вовлечения несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни (ст. 151² УК РФ) / Л.А. Гребенькова // Право и политика. – 2023. – № 11. – С. 22-34.
  2. Левченко А.И. Правовой статус несовершеннолетних лиц, помещенных в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа / А.И. Левченко // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2023. – № 2(50). – С. 22-26.
  3. Полонская Я.В. Основные направления совершенствования норм, определяющих правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних / Я.В. Полонская // Новосибирск: Сибирский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. – С. 129-132.
  4. Савчик К.В. Особенности личности несовершеннолетнего преступника и их влияние на назначение наказания / К.В. Савчик // Криминалистъ. – 2023. – № 1(42). – С. 35-39.
  5. Самадзода А. Актуальные вопросы осуществления производства по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста / А. Самадзода // Академическая мысль. – 2023. – № 4(25). – С. 81-83.
  6. Чижиков В.В. Несовершеннолетние как специальный субъект права, их правовой статус / В.В. Чижиков, Н.В. Ганжа // Кострома: Костромской государственный университет, 2024. – С. 158-170.

Поделиться

11

Бакурова М. П. Специальный правовой статус несовершеннолетних в российском уголовном судопроизводстве // Актуальные исследования. 2025. №50 (285). URL: https://apni.ru/article/13939-specialnyj-pravovoj-status-nesovershennoletnih-v-rossijskom-ugolovnom-sudoproizvodstve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января