Главная
АИ #21 (24)
Статьи журнала АИ #21 (24)
Вопросы квалификации похищения человека

Вопросы квалификации похищения человека

Автор(-ы):

Пешков Дмитрий Викторович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

похищение человека
место нахождения
перемещение
оконченное преступление
покушение на преступление
квалификация

Аннотация статьи

В статье анализируются понятия «место нахождения» и «перемещение» применительно к похищению человека, предусмотренного ст. 126 УК РФ. По мнению автора, данные понятия тесно связаны с моментом окончания похищения, особенно в тех случаях, когда такое место совершения преступления имеет определенные границы. При отсутствии толкования указанных понятий Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 2019 года №58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» возникают затруднения в правильной квалификации преступных действий, связанных с похищением человека, как оконченного состава преступления или как покушения на преступление. Рассматриваются варианты квалификации похищения человека, которое может быть совершено из квартиры, домовладения.

Текст статьи

Как известно, объективная сторона похищения человека (ст. 126 УК РФ) включает в себя совокупность нескольких последовательных, следующих друг за другом, действий, объединенных одним умыслом: захват или изъятие человека, его перемещение для дальнейшего удержания в другом месте, которое определено похитителем или похитителями[1].

Многие авторы в своих работах предлагают различные формулировки, раскрывающие понятие «похищение человека». Так, О.А. Михаль и Ю.А. Власов считают, что похищение – это «захват и (или) перемещение в пространстве потерпевшего с удержанием его в месте, отличном от обычного его местопребывания, неизвестном его близким, коллегам и друзьям»[2, с. 124]. Е.В. Авдеева под похищением понимает «тайный или открытый захват (завладение) человека с последующим перемещением его с постоянного или временного места нахождения в другое место и удержанием в неволе» [1, с.105]. Г.В. Тарасенко под похищением понимает «умышленное противоправное завладение человеком путем его захвата, дальнейшее перемещение его в пространстве и удержание помимо его воли в определенном месте, совершенное с применением насилия или угрозы его применения либо путем обмана» [4, с. 109].

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 58 дает следующую характеристику понятию «похищение человека» - это «незаконный захват, перемещение и последующее удержание в целях совершения другого преступления либо по иным мотивам, которые для квалификации содеянного значения не имеют». Далее он указывает, что «похищение человека считается оконченным преступлением с момента захвата и начала его перемещения»[2]. Такое определение момента окончания преступления не всегда способствует правильному толкованию на практике и, как следствие, правильной квалификации преступления.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ данное понятие раскрывается очень кратко, в связи с чем не нашли отражения иные значимые понятия, которые, по нашему мнению, имеют важное значение для квалификации преступления. В частности, не определено понятие «место нахождения» потерпевшего и какими признаками может или должно оно обладать, каковы его границы; не дана характеристика понятию «перемещение» и в границах какой территории (пространства) оно может или должно быть осуществлено, чтобы сделать однозначный вывод о реализации преступниками своего умысла. Иными словами, в некоторых встречающихся ситуациях не всегда легко определить момент окончания похищения, в связи с чем возникает вопрос о разграничении оконченного преступления и покушения на преступление.

Чаще всего «перемещение» рассматривается как процесс движения. Под перемещением в толковых словарях русского языка понимается «поместить, перевести в другое место», «изменение положения физического тела в пространстве относительно выбранной системы отсчёта»[3].

В юридической литературе применительно к ст. 126 УК под перемещением понимается «изменение места нахождения потерпевшего с целью дальнейшего насильственного удержания» [3, c. 135], «противоправное доставление потерпевшего в любое место по усмотрению виновного с целью последующего удержания» [5]. При этом перемещение предполагает прохождение определенного расстояния от места пребывания потерпевшего до места его дальнейшего удержания. Это расстояние может исчисляться в метрах, десятках, сотнях метров, километрах, десятках и сотнях километров. Исходя из определения перемещения, оно должно начинаться с какого-то места в пространстве, а именно, из места нахождения потерпевшего, в отношении которого реализуется преступный умысел.

Таким образом, можно заключить, что понятие «перемещение» неразрывно связано с понятием «место нахождения» потерпевшего, поскольку последнее является начальной точкой отсчета во всех случаях перемещения похищенного в другое место.

Место нахождения потерпевшего в свою очередь представляет собой пространство или территорию, которое имеет определенные границы, в рамках которых личная свобода человека не подвергается посягательству в силу защищенности от внешних проявлений, например, квартира, дом, загородный дом, гостиничный номер, купе поезда, каюта на корабле и т.п. Это место может быть постоянным или временным, но в любом случае оно должно быть необходимым для обычного образа жизни, работы, отдыха человека. Другими словами, такое место для потерпевшего является комфортной естественной микросоциальной защищенной средой, т.е. местом нахождения. Поэтому для реализации умысла на похищение преступники должны пересечь границу указанной микросоциальной среды потерпевшего, захватить потерпевшего и выйти за ее пределы. По нашему мнению, умысел на похищение потерпевшего будет реализован, и преступление будет считаться оконченным только в том случае, когда преступники вышли за границы указанной среды, в которой находился потерпевший, т.е. покинули его место нахождения.

Так, приговором суда К., П. и М. были осуждены за похищения человека группой лиц по предварительному сговору. В ходе совершения преступления они прибыли к месту жительства потерпевшего, постучали в дверь веранды квартиры, и когда Ф. ее открыл, с применением насилия вывели из квартиры, посадили в автомобиль и вывезли в другое место [6].

По другому делу осуждены Р., К., Ф., Б. и С., которые под обманным предлогом совершили похищение А. из собственного дома. Они, используя сведения, не соответствующие действительности, выманили потерпевшего из дома, с применением физической силы захватили и на автомашине вывезли к заранее установленному месту [7].

При рассмотрении уголовного дела в отношении О. установлено, что он незаконно против воли проник в жилище потерпевшей, а затем, действуя с целью принудить потерпевшую к совместному проживанию, с применением насилия, вывел ее из дома и на автомобиле перевез в безлюдное место для дальнейшего удержания, т.е. совершил похищение человека [8].

Как следует из приведенных решений судов, преступники, вторгаясь в помещение, жилище, в котором находились потерпевшие, тем самым пересекали границу между его постоянным местом нахождения и внешней средой, а затем против его воли захватывали и перемещали в другое место, не имеющего никакого отношения к нему.

В связи с этим, возникает вопрос об определении границ места нахождения потерпевшего на момент начала его похищения с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления. Ответ на этот вопрос поможет с достаточной степенью определенности правильно квалифицировать преступные действия.

Рассмотрим ситуацию, когда похищение потерпевшего совершается из квартиры многоквартирного дома. Квартира – это микросоциальная среда потерпевшего, его место нахождения, граница – дверь на лестничную площадку, которая является местом общего пользования многих граждан проживающих в конкретном доме и, следовательно, не может быть для нашего потерпевшего его постоянным местом пребывания, по сути – это иное или другое место. Если преступники захватили потерпевшего в квартире, но на выходе из нее, например, были остановлены, то имеет место покушение на похищение. В этом случае потерпевший всё ещё находится в своем постоянном месте и его перемещение фактически не началось. А если преступники переместили его из квартиры и прошли пусть небольшое расстояние по лестничным пролетам, тогда их действия подлежат квалификации как оконченное похищение. В этом случае надо признать, что перемещение потерпевшего за границами его постоянного места пребывания уже началось.

Такое же решение надо принять и в ситуации, когда похитители решили похитить потерпевшего из квартиры многоквартирного дома и далее стали удерживать его в соседней квартире, расположенной рядом с квартирой потерпевшего. Захватив потерпевшего в собственной квартире, они переместили его для дальнейшего удержания в иную квартиру. Захват и перемещение потерпевшего из его места нахождения, т.е. естественной микросоциальной среды, выполнены, и, следовательно, похищение необходимо считать оконченным.

Вопрос о правильном определении момента окончания похищения может возникнуть и в других ситуациях, например, связанных с владельцами загородных домовладений, в состав которых входит достаточно большая территория. В таких случаях площадь территории и место постоянного проживания (нахождения) владельца будут влиять на квалификацию преступления против свободы человека.

Рассмотрим следующий пример: преступники решили похитить потерпевшего из загородного домовладения, территория которого составляет, допустим, 1 гектар. Захватив потерпевшего в доме, они стали перемещать его в сторону выхода с территории домовладения, но были задержаны. В данном случае такие действия необходимо считать покушением на похищение человека, т.к. потерпевшего еще не изъяли из его естественной микросоциальной среды – «места нахождения», поскольку перемещение потерпевшего осуществляется в границах этого места. Как только преступники вместе с потерпевшим выйдут за указанные границы, похищение следует считать оконченным, поскольку перемещение человека началось.

Рассмотренные нами примеры не являются окончательными. Представляется, что при разграничении оконченного похищения человека и покушения на его похищение, которые совершаются на ограниченной территории, могут возникнуть и другие обстоятельства, подлежащие анализу в целях правильной квалификации преступных действий.

 

[1] В данной статье не рассматриваются ситуации, когда потерпевший находится на улице или иной открытой территории, не имеющей четких границ.

[2] Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» // СПС «КонсультантПлюс».

[3] См.: Толковые словари Ушакова, Ожегова и др. URL: www.dic.academic.ru (дата обращения 10.11.2020).

Список литературы

  1. Авдеева Е.В. Уголовно-правовая охрана свободы личности в Российской Федерации: Моногр. Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. 164 с. URL: http://sgal.bgu.ru/pub.aspx?id=22031 (дата обращения 12.11.2020).
  2. Михаль О.А., Власов Ю.А. Некоторые аспекты объективного состава похищения человека // Современное право. 2013. № 4. С. 118 - 124.
  3. Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учебник. В 3 т. Т.2 . Особенная часть.2-е изд., испр. и доп. / под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 576 с.
  4. Тарасенко Г.В. К вопросу об уголовной ответственности за незаконное лишение свободы и похищение человека // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 107 - 109.
  5. Шестало С.С. Похищение человека // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Приговор Баевского районного суда Алтайского края от 10.04.2020 по делу № 1-1/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 11.11.2020).
  7. Приговор Иркутского областного суда от 18.02.2020 по делу № 2-5/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 11.11.2020).
  8. Приговор Бердюжского районного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу № 1-7/2020 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 11.11.2020).

Поделиться

3484

Пешков Д. В. Вопросы квалификации похищения человека // Актуальные исследования. 2020. №21 (24). С. 80-83. URL: https://apni.ru/article/1394-voprosi-kvalifikatsii-pokhishcheniya-chelovek

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля