Введение
Валовой внутренний продукт (ВВП) является ключевым индикатором макроэкономического развития государства. В условиях федеративного устройства национальный ВВП формируется как совокупный результат экономической деятельности субъектов Федерации, измеряемой показателем валового регионального продукта (ВРП). Анализ распределения ВРП между регионами позволяет выявить пространственные диспропорции, оценить степень концентрации экономической активности и определить эффективность государственной региональной политики.
Для Российской Федерации характерна устойчивая асимметрия социально-экономического развития, выражающаяся в доминировании ограниченного круга регионов – прежде всего Москвы, Санкт-Петербурга и нефтегазодобывающих субъектов. Данная особенность усиливает территориальное неравенство, формирует дисбалансы в бюджетной системе и влияет на миграционные и инвестиционные процессы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления количественных оценок регионального вклада в ВВП с учетом современных статистических данных и применения формализованных методов анализа неравенства и концентрации.
Целью исследования является количественная оценка вклада субъектов Российской Федерации в формирование ВВП и выявление факторов, определяющих межрегиональные диспропорции экономического развития.
Методы исследования
Методологическую основу исследования составляют положения теории региональной экономики, новой экономической географии и теории фискального федерализма. В работе используются методы статистического, структурного и эконометрического анализа.
Данные
Эмпирической базой послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики о валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации за 2016–2023 гг. в текущих ценах. Суммарный ВРП рассматривается как приближенная оценка ВВП страны с учетом методологических различий между показателями.
Методы анализа
1. Расчет долей регионов. Доля субъекта РФ в совокупном ВРП рассчитывается по формуле:
, (1)
2. Оценка неравенства (коэффициент Джини). Используется для анализа неравномерности распределения ВРП между регионами.
3. Оценка концентрации (HHI). Индекс Херфиндаля–Хиршмана рассчитывается как:
, (2)
Где – доля региона в совокупном ВРП.
4. Эконометрическое моделирование. Построена панельная модель с фиксированными эффектами:
, (3)
Где:
– валовой региональный продукт i-го субъекта Российской Федерации в год t;
– численность населения региона;
– показатель ресурсной специализации региона;
– объем межбюджетных трансфертов;
– показатель отраслевой структуры экономики региона;
– фиксированные региональные эффекты;
– случайная ошибка модели.
Результаты
Структура и распределение валового регионального продукта
Анализ официальных данных Росстата за 2016–2023 гг. показывает, что валовой региональный продукт в Российской Федерации характеризуется выраженной территориальной асимметрией. В 2023 году совокупный ВРП превысил 150 трлн рублей, при этом его распределение между субъектами Федерации остается крайне неравномерным.
Ранжирование регионов по объему ВРП выявляет устойчивое доминирование ограниченного числа субъектов. На долю Москвы приходится около 20% совокупного ВРП страны, что значительно превышает вклад любого другого региона. Санкт-Петербург и Московская область формируют еще порядка 12–13% суммарного ВРП, выступая частью крупнейшей экономической агломерации страны. Существенный вклад также обеспечивают нефтегазодобывающие регионы – Ханты-Мансийский автономный округ, Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, суммарная доля которых превышает 8%.
В то же время более половины субъектов Российской Федерации формируют менее 1% совокупного ВРП каждый, что указывает на значительный разрыв между регионами-лидерами и периферийными территориями. Данная структура сохраняется на протяжении всего анализируемого периода, что свидетельствует о высокой инерционности пространственного распределения экономической активности.
Динамика концентрации ВРП во времени
Анализ панельных данных за 2016–2023 гг. показывает, что концентрация ВРП в крупнейших регионах не только сохраняется, но и демонстрирует тенденцию к умеренному росту. Несмотря на колебания, связанные с макроэкономическими шоками и изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, доля крупнейших субъектов в совокупном ВРП остается стабильной или увеличивается.
В частности, доля Москвы в совокупном ВРП демонстрирует устойчивость даже в периоды замедления экономического роста, что подтверждает наличие выраженных агломерационных эффектов и институциональных преимуществ. Аналогичная устойчивость наблюдается и в нефтегазодобывающих регионах, вклад которых определяется динамикой мировых цен на сырьевые ресурсы и объемами добычи.
Оценка межрегионального неравенства: коэффициент Джини
Для количественной оценки неравномерности распределения ВРП между субъектами Российской Федерации был рассчитан коэффициент Джини. Полученные значения коэффициента Джини для 2023 года превышают 0,55, что свидетельствует о высокой степени экономического неравенства между регионами.
Сравнение динамики коэффициента Джини за 2016–2023 гг. показывает, что уровень неравенства остается устойчиво высоким и не демонстрирует значимого снижения. Это указывает на ограниченную эффективность действующих механизмов региональной политики, направленных на выравнивание социально-экономического развития.
Следует отметить, что рассчитанные значения коэффициента Джини для ВРП существенно превышают аналогичные показатели, характерные для распределения доходов населения, что подчеркивает структурный характер региональных диспропорций.
Концентрация экономической активности: индекс Херфиндаля-Хиршмана
Дополнительная оценка концентрации экономической активности проведена с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Значения индекса для распределения ВРП между субъектами Российской Федерации соответствуют уровню умеренно высокой концентрации.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономическая система России формально включает значительное число субъектов Федерации, однако фактически характеризуется доминированием ограниченного круга регионов. Вклад регионов с долей менее 1% практически не влияет на агрегированные макроэкономические показатели, что усиливает роль крупнейших субъектов в формировании ВВП.
Эконометрические результаты панельного анализа
Результаты панельного эконометрического моделирования с фиксированными эффектами позволяют выявить ключевые факторы, определяющие объем валового регионального продукта. Оценки модели показывают статистически значимое положительное влияние численности населения и ресурсной специализации региона на величину ВРП.
Переменная, характеризующая ресурсную ориентацию экономики региона, демонстрирует устойчивую положительную связь с объемом ВРП, что подтверждает ключевую роль добывающих отраслей в формировании регионального вклада в ВВП. Влияние отраслевой структуры также оказывается значимым, особенно в регионах с высокой долей услуг и обрабатывающей промышленности.
В то же время коэффициент при переменной межбюджетных трансфертов либо не является статистически значимым, либо принимает отрицательные значения. Это указывает на то, что трансфертная политика, несмотря на свою перераспределительную функцию, не способствует ускоренному росту регионального ВРП и в ряде случаев может быть связана с эффектом зависимости от федеральной поддержки.
Обсуждение
Высокая концентрация валового регионального продукта в столичных и сырьевых регионах объясняется совокупностью экономических, институциональных и пространственных факторов. Во-первых, агломерационные эффекты способствуют концентрации капитала, квалифицированной рабочей силы и инновационной активности в крупнейших городах. Крупные агломерации обладают более развитой инфраструктурой, высоким уровнем человеческого капитала и плотными производственно-кооперационными связями, что создает эффекты масштаба и повышает общую производительность. В результате данные регионы демонстрируют устойчиво более высокий вклад в формирование ВРП по сравнению с периферийными субъектами.
Во-вторых, сырьевая ориентация российской экономики обусловливает непропорционально высокий вклад нефтегазодобывающих регионов в ВРП при относительно низкой численности населения. Высокая капиталоемкость добывающих отраслей и значительная рентная составляющая формируют крупные объемы добавленной стоимости, что усиливает структурные различия между регионами. При этом зависимость от сырьевых отраслей повышает чувствительность региональных экономик к колебаниям внешней конъюнктуры и мировых цен на энергоносители.
Особое значение в формировании межрегиональных диспропорций имеет система фискального федерализма. С одной стороны, межбюджетные трансферты выполняют важную выравнивающую функцию, снижая различия в уровне бюджетной обеспеченности и обеспечивая минимальные социальные стандарты на всей территории страны. С другой стороны, высокая зависимость ряда субъектов Федерации от федеральной поддержки снижает стимулы к развитию собственной налоговой базы, привлечению инвестиций и диверсификации экономики. Эмпирические исследования и результаты проведенного эконометрического анализа подтверждают, что трансферты не всегда сопровождаются ускорением экономического роста в регионах-реципиентах и в отдельных случаях могут формировать эффект институциональной зависимости.
Дополнительно следует учитывать методологические ограничения показателя валового регионального продукта. Учет добавленной стоимости по месту юридической регистрации компаний, а не фактического осуществления производственной деятельности, приводит к завышению вклада финансовых и административных центров и занижению роли ряда промышленных и периферийных регионов. Существенное влияние оказывает и теневая экономика, масштабы которой значительно различаются между субъектами Российской Федерации и не полностью отражаются в официальной статистике. Это может приводить к недооценке реального экономического потенциала отдельных регионов и искажению сравнительного анализа.
В совокупности указанные факторы свидетельствуют о структурном и институциональном характере межрегиональных диспропорций в России, что ограничивает возможности их автоматического сглаживания и требует комплексных мер государственной региональной политики.
Заключение
Проведенное исследование показало, что формирование ВВП Российской Федерации характеризуется высокой концентрацией экономической активности в ограниченном числе субъектов Федерации. Межрегиональные диспропорции имеют устойчивый характер и обусловлены отраслевой структурой экономики, агломерационными эффектами и институциональными особенностями фискального федерализма.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости корректировки региональной политики в направлении стимулирования диверсификации экономики, развития инфраструктуры и повышения эффективности межбюджетных механизмов. Перспективы дальнейших исследований связаны с использованием реальных (дефлированных) показателей ВРП и расширением эконометрического анализа.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)