Раньше считалось, что дети с синдромом Дауна не способны воспринимать язык так же, как и все остальные. Они часто либо не получали образования, либо получали лишь ограниченное количество услуг частных репетиторов и не могли посещать обычные школы.
К счастью, сегодня всё совсем иначе. Теперь мы знаем, что людям с синдромом Дауна полезен комплексный подход к образованию. Многие из них могут добиться многого: с раннего возраста они учатся читать и писать, добиваются выдающихся успехов в танцах или некоторых видах спорта, например, посещают местные школы, а иногда даже заканчивают колледж или университет!
Правильная поддержка со стороны учителей и родителей имеет решающее значение для того, чтобы помочь этим особенным детям преуспеть и раскрыть свой потенциал. Целенаправленная поддержка начинается с понимания уникальных возможностей ребёнка. Синдром Дауна часто приводит к нарушениям слуха и зрения. Однако позитивный настрой, поддержка технологий и осознанный подход к фонетике обычно позволяют преодолеть эти трудности.
Основные структуры, необходимые для обучения, формируются у ребёнка в течение первых лет жизни. Всё остальное, что человек узнаёт и чему учится в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте, вокруг этого ядра. Л. С. Выготский отмечал: дошкольник способен к обучению по определённой программе, но «саму программу, он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой», т.е. необходимо соответствие методов обучения и способов его познания.
Одним из эффективных средств помощи солнечным детям в преодолении речевых, языковых и когнитивных трудностей может стать чтение. Ученые полагают, что обучение глобальному чтению способствует развитию навыков правильного использования грамматического строя языка и улучшению произношения.
Обучение ребёнка чтению начинается с развития предграмотных навыков. Чтение ребёнку, воспитание любви к книгам и развитие навыков повествования можно сочетать с занятиями, направленными на развитие понимания отдельных фонем и букв. Вначале все дети, обучающиеся чтению, должны декодировать письменную речь одинаково, произнося слова по одной букве за раз. Это требует знания алфавита и достаточной практики в соотнесении звуков с буквами. Однако обучение буквам и звукам может быть сложным для детей с синдромом Дауна из-за задержек речевого развития. Важно отметить, что задержки в устной речи часто обусловлены физическими, а не умственными проблемами. Младенцы усваивают звуки своего первого языка ещё в утробе матери.
Потеря слуха может задержать развитие звуковой системы и навыков восприятия языка, необходимых для речевого развития. Поэтому важно начинать с фонетической подготовки.
Дети с синдромом Дауна успешно учатся читать отдельные слова уже в возрасте двух лет. Использование карточек – отличный способ начать обучение, поскольку визуальные подсказки особенно эффективны. Изучение слов, соответствующих любимым вещам ребёнка, помогает повысить мотивацию. Ребёнку может потребоваться дополнительное изучение материала, и карточки – это вспомогательный инструмент, позволяющий повторять пройденное.
Компьютеры – ещё один отличный способ обучения чтению. Программа слепой печати может знакомить с отдельными буквами и закреплять соответствие между звуками и буквами с помощью звуковых подсказок. Обучение печати имеет дополнительное преимущество: оно предоставляет альтернативный путь к письменной речи. Это особенно полезно для тех учеников, которые страдают дисграфией, которая может мешать творческому самовыражению. Печатание экономит время и снижает уровень разочарования, а компьютерные программы предоставляют возможности для повторения и могут способствовать укреплению уверенности в себе, если выполнять задания шаг за шагом, а ребёнок сам задает темп обучения.
Задачи, которые необходимо ставить и решать в процессе работы:
- создание ситуации успеха, у детей с синдромом Дауна мотивация к усвоению новых навыков и знаний может снижаться из-за негативного опыта учёбы, если этот опыт не отслеживается и тщательно не компенсируется. Они часто негативно относятся к различным логопедическим заданиям, требующим вербального контакта, поэтому работа по обучению чтению становится отправной точкой в процессе преодоления застенчивости, негативизма.
- обучение детей пониманию устной формы речи и письменной речи на основе зрительного восприятия.
- развитие образной памяти, наглядно-предметного мышления, восприятия речи, которая в сознании ребенка впервые соотносится с целостной структурой, графическим знаком – словом.
- развитие мелкой моторики рук и пространственного восприятия.
- расширение знаний об окружающей действительности, активизация познавательной деятельности ребёнка.
Итак, как упоминалось выше, суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт чёрный или красный. Высота букв должна быть не менее 5 сантиметров. В ходе работы необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Вся работа по обучению глобальному чтению проводится поэтапно.
Первый этап включает в себя знакомство ребёнка с картинками и их названиями. Используются картинки, фотографии с изображением знакомых ребёнку предметов, игрушек, членов семьи, домашних питомцев, других животных. Названия картинок на данном этапе не обязательны, но если вы решили их использовать, то писать их можно либо на лицевой, либо на обратной стороне.
Чему учится ребёнок на этом этапе:
- Ребёнок понимает не менее 50–60 слов. Это значит, что по устной просьбе он может выделить или показать картинку при выборе из 2–4, а затем и большего количества картинок.
- Ребёнок умеет подбирать пары одинаковых предметов и картинок, например, умеет подложить яблоко к фотографии или рисунку с его изображением. Также при выборе их 2–4-х.
- Ребёнок умеет называть 15–20 картинок доступными ему речевыми средствами.
Очень часто по мере того, как дети с синдромом Дауна учатся узнавать слова, они начинают проговаривать их. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно чётко или исключительно в сопряжённом виде. Важно, что они становятся базой для дальнейшего развития речи.
- Ребёнок играет в лото. Он чётко прикладывает картинку к картинке при выборе из 4–6 карточек.
После соблюдения этих условий можно переходить к этапу, который заключается в использовании табличек со словами.
На втором этапе, ребёнка знакомят с табличками, на которых написаны слова: взрослый читает слово и подкладывает табличку к картинке. На картинке тоже может быть надпись: либо на лицевой, либо на обратной стороне. Предлагает сделать то же самое ребёнку: повторить слово (как сможет) и подложить табличку к картинке.
Если ребёнок различает по слову таблички и подкладывает их к картинкам, можно закрепить соотнесение картинок и слов-названий следующим образом: картинки раскладываются на столе изображением вниз и надписью вверх. Например, используются три картинки: мяч, машина, кошка.
Взрослый просит показать, «где мяч?» Ребёнок, ориентируясь на слово, находит и переворачивает картинку изображением. Рисунок «мяч» подтверждает правильность выполнения. Это похоже на игру «мэмори», но карточку ребёнок находит не по памяти, а соотнося услышанное слово с написанным. На этом этапе ребёнок должен научиться читать не менее 15 слов. Дополнительные упражнения: ребёнка учат ориентироваться в табличках, то есть находить таблички по слову и подбирать из них пары. Например, найти к табличке со словом «дом» такую же.
Состав словаря. Важно помнить, что в словарь должны войти слова обозначающие существительные и глаголы.
На третьем этапе происходит формирование фразы. Как только ребёнок научился узнавать и различать слова, следует складывать предложения, например, «Мишка спит», по предложенной инструкции.
Под простой сюжетной картинкой ребёнок выкладывает фразу из двух табличек: «Мишка спит»
Взрослый задаёт вопросы: кто это?
Ребёнок: мишка.
Взрослый. Где написано «мишка»?
Ребёнок находит табличку и кладёт под картинку.
Взрослый: что мишка делает?
Ребёнок: спит. Находит табличку и кладёт под картинкой.
Далее прочитывается вся фраза: мишка спит.
Таким образом, начинается работа над составлением предложений.
Сначала нераспространенных, впоследствии предложения распространяются, и работа усложняется.
У детей, привыкших читать написанное слово целиком, как правило, увеличивается объём внимания, памяти и они смогут, например, общаться с помощью компьютера, что важно при дальнейшей дистанционной форме обучения. Само обучение чтению не является процессом, заканчивающим развитие «неговорящих» детей, а наоборот, выводит их развитие на совершенно новый уровень и является отправной точкой их дальнейшего развития. Когда навык чтения и понятийный аппарат ребёнка сформированы, можно считать, что он подготовлен к усвоению новых знаний, что в свою очередь является ступенькой к социализации и интеграции «особого» ребёнка.

.png&w=640&q=75)