Во все времена педагоги всех стран мира искали пути решения проблемы повышения эффективности обучения. Неоспорим тот факт, что одним из способов решения данной проблемы является разработка и внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий. Такой подход гарантирует успех поставленных целей обучения и предусматривает точное управление учебным процессом. Сам термин «технология» – есть синтез способов, применяемых в каком-либо искусстве или мастерстве. Педагогическая технология – это некая система, в которой функционируют все компоненты педагогического процесса. Она непременно построена на научной основе, запрограммирована во времени и пространстве и способствует достижению определенных результатов. Технология обладает следующими признаками:
- Сочетание определенных компонентов;
- Логическая последовательность компонентов;
- Определенные методики и приемы воздействия;
- Гарантия результата.
На сегодняшний день в системе образования назревает огромная проблема. Она связана с наличием большого объема учебного материала и с одновременным нежеланием учащихся его усваивать. Время диктует современной системе образования свои требования. Преподаваемые дисциплины, должны решать огромное количество образовательных задач. Помимо развития и воспитания ребенка, в обязанности учреждений входит сохранение его здоровья при создании условий, в которых происходит адаптация ребенка к жизни. Как показала многовековая практика педагогики, научить ребенка всему невозможно. Перед современной системой образования и не стоит такая задача. Прежде всего, в обязанности образовательной среды, на сегодняшний день, входит развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих качеств личности ребенка. Занятия в кружках, секциях и коллективах должны, прежде всего, научить ребенка добывать знания и формировать научное мировоззрение самостоятельно. Безусловно, что при изменении самой цели образования, меняется и характер преподавания дисциплин. Именно поэтому на сегодняшний день вновь обретает актуальность поиск различных педагогических технологий, которые направлены не только на развитие навыков и умений, но и отвечают современным требованиям общества. Одной из таких технологий является технология игрового обучения.
По своей природе игра многофункциональна. Она затрагивает и интеллектуальную, и эмоциональную сферу деятельности человека. Используя технологию игрового обучения возможно в, непринужденной форме преподнесение сложного учебного материала, освоение определенных навыков и умений, развитие творческих способностей обучающихся. Кроме того, использование игровых технологий, способствует осуществлению психолого-педагогической коррекции. Применение технологии игрового обучения непосредственно на музыкальном занятии, способствует облегчению понимания содержания музыкального произведения, его художественного замысла. Благодаря игре, достаточно трудоемкий процесс слушания музыки или же разучивания какого-либо музыкального произведения уже не кажется ребенку таким утомительным и малоинтересным.
Феномен игры, как педагогической технологии обычно рассматривается в контексте обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, это связано с тем, что ведущим видом деятельности ребенка в этом возрасте является именно игра. Выдающиеся исследователи посвятили свои работы данному феномену: Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес и многие другие.
Игра для ребенка – это такой вид деятельности, который заключается в копировании и точном воспроизведении действий взрослых и их межличностных отношений. В процессе игры ребенок не только впервые сталкивается с предметной и социальной действительностью, он развивается физически, морально и духовно. Одной из главных особенностей игры является ее двуплановость: с одной стороны – ребенок занят выполнением определенной реальной деятельности, с другой – данная деятельность носит некий условный характер. Благодаря этой особенности игровой деятельности она имеет такой сильный развивающий аспект. Игра способствует снятию психического напряжения у ребенка, ведь в случае неудачи игру можно начать заново, повторяя необходимое количество раз.
Современный ребенок, начиная с самой первой ступени обучения, имеет безграничные возможности самообразования. Все достижения научно-технического процесса, несомненно, этому способствуют. Такой сильный и неконтролируемый поток информации негативно влияет на неокрепшую детскую психику. Происходит так называемое перенасыщение. Задачей современного образования является развитие у ребенка умения оценить и отобрать необходимую для себя информацию. Одной из педагогических технологий, развивающих у ребенка подобные умения, и является игра. Именно поэтому, актуальность данной темы состоит в том, что, в сложившейся в системе современного образования ситуации, возникает острая необходимость расширения методического потенциала, за счет внедрения в образовательный процесс активных форм обучения. К таким формам, недостаточно освещенным, в частности, в методике преподавания музыки в системе образования, относятся игровые технологии.
Проблема заключается в том, что, несмотря на достаточно широкое освещение возможностей применения игровых методов обучения в системе общего образования в психолого-педагогической литературе, на сегодняшний день недостаточно исследованы и классифицированы возможности применения игры как средства обучения и воспитания непосредственно на музыкальном занятии в системе образования.
Целью является анализ возможностей применения игровых приемов обучения на музыкальном занятии в контексте современного образования.
Задачи:
- Осуществить анализ философских, педагогических, психологических и дидактических материалов для выявления истоков игровых технологий в обучении и воспитании;
- В соответствии с научным определением феномена игры, проанализировать процесс появления исследуемой педагогической технологии;
- С научно-теоретической точки зрения обосновать причины внедрения игровых технологий в образовательную деятельность;
- Выявить психологические предпосылки внедрения технологии игрового обучения в образовательный процесс;
- Провести анализ существующих игровых методик преподавания, используемых современными педагогами на музыкальном занятии в контексте дополнительного образования.
От понимания педагогом функции педагогической игры в образовательном процессе напрямую зависит место и роль применяемой технологии. Выделим наиболее важные функции игры как педагогической технологии. Игра является сильнейшим средством социализации ребенка. Именно поэтому первой функцией игры считается социокультурная функция. Игра, прежде всего, воздействует на становление личности, усвоение знаний и духовных ценностей. Социокультурное назначение игры означает синтез усвоения человеком богатства культуры и формирования его как личности, полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации. В игре есть возможность моделировать различные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности. Игра учит нас разнообразию эмоций в восприятии жизни и человеческих отношений. Данная функция, несомненно, подтверждает тот факт, что игры интернациональны, межнациональны, общечеловечны.
Функция самореализации человека в игре. Игра для человека является пространством для реализации себя как личности. Именно поэтому ему важен сам процесс игры, а не ее результат или достижение какой-либо цели. Процесс игры есть пространство самореализации. Многие психологи часто пользуются этой функцией игры, моделируя определенные ситуации, чтобы раскрыть и решить имеющиеся проблемы у человека.
Коммуникативная функция игры. Если игра - форма общения людей, то она не может существовать без взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок. Она способствует вводу играющего в такое пространство, где невозможно обойтись без создания коммуникативных связей, поскольку общение является основой любых человеческих отношений.
Терапевтическая функция игры. Очень часто игровые методы используют для преодоления трудностей, возникающих у человека не только в процессе общения с окружающими, но и в учебной деятельности. Д.Б. Эльконин, оценивая терапевтическую функцию игровых методов, писал, что новые социальные отношения, который ребенок получает в ролевой игре – и есть терапевтический эффект игровой терапии.
Диагностическая функция игры. Для учащегося игра сама по себе – есть огромное поле для самовыражения, именно играя, человек максимально проявляет себя и в плане интеллекта, и с творческой стороны.
Развлекательная функция игры. Развлекательная функция игры, прежде всего, связана с созданием определенной атмосферы, способствующей развитию и проявлению у играющих фантазии и чувства собственного удовлетворения.
Функция коррекции в игре. Данная функция игры происходит естественно лишь в том случае, если соблюдены несколько пунктов: во-первых, все учащиеся должны усвоить правила и сюжет игры; во-вторых, каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, в-третьих, если процесс и цель игры объединяют ее участников. Такие игры, способствующие решению проблем с поведением и общением, называются коррекционными. Они помогают играющим справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Принципы классификации игр многообразны, так как они, как и любое другое явление культуры, испытывают непосредственное влияние исторического процесса и идеологии различных социальных групп. Так, классификация игр, по мнению Г. К. Селевко, состоит из следующих групп:
- По области деятельности: физические, трудовые, интеллектуальные, социальные и психологические.
- По характеру психологического процесса: обучающие, контролирующие, тренинговые, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, психотехнические.
- По игровой методике: предметные, ролевые, сюжетные, деловые, имитационные и игры-драматизации.
- По предметной области: математические, физические, экологические; музыкальные, театральные, литературные; трудовые, технические; физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические.
- По игровой среде: без предметов / с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения.
- По продолжительности: короткие игры (предметные и сюжетно-ролевые игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности); игровые оболочки (игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени, чаще всего они ограничены рамками одного занятия); длительные развивающие игры, (игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет.)
Также в отдельные группы выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами и игры свободные, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
Е. И. Добринская и Э. В. Соколов предлагают различать игры по тому, какие способности они развивают у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие). Также Э. В. Соколов предлагает разделить игры на «освобождающие» и «экстатические». К «освобождающим» относятся игры, в которых четко просматривается тенденция к освобождению от среды, к созданию особого игрового мира. Это карты, шахматы, карнавалы, всевозможные трюки. «Экстатическим» автор называет игры, которые провоцируют растворение в среде, слияние с ней. Например, скачки, карусели, гадания, гороскопы, танцы. Возможны и такие случаи, когда в одной игре синтезируется и то и другое начало.
Известный ученый – Р. Кайюа предложил классифицировать игры по следующему стратегическому принципу:
Игры, основанные на состязательности: (от латинского «agon» – «публичное состязание, публичный бой»). К таким играм относятся: футбол, волейбол, шахматы, бильярд и т. д. игры, относящиеся к данной категории, являлись неотъемлемыми атрибутами праздников и народных гуляний, телепрограмм и различных шоу. Важно заметить, что такая игра требует подготовки и тренировки.
Игра, имеющая в основе исполнение роли или театрализации. Кайюа называет эту стратегию «mimicry», что означает имитирование, подражание. Данная группа игр реализуется в театре, цирке и т. д.
Игра шанс. По Кайюа «alea» (от латинского «игра в кости»). Такие игры отличаются от первого типа тем, что выигрыш здесь достается не через борьбу и состязание, а через операции с числовыми и другими неопределенностями. Например, кости, рулетка и т. д.
Игры, основанные на эффекте движения – «головокружительные», Кайюа применяет термин «illinx» (от латинского «водоворот».) К данному классу относятся карусели, аттракционы.
П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров делят все детские игры на следующие виды:
- Психологические и физические игры и тренинги: двигательные, экстатические, экспромтные и лечебные игры;
- Интеллектуально – творческие игры: сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры, компьютерные игры;
- Социальные игры: сюжетно-ролевые, деловые игры, имитационные игры;
- Комплексные игры: коллективно-творческая досуговая деятельность.
Ермолаева М. Г. условно классифицирует игры, опираясь на типы человеческой деятельности, которую они отражают. В этом случае выделяется несколько групп игр: игры тела, игры ума, игры души. Рассмотрим данную классификацию более подробно:
- Физические игры или игры тела: двигательные и экстатические;
- Интеллектуальные, игры ума: психотехнические, дидактические игры, конструкторские, компьютерные;
- Социальные игры, игры души: сюжетно-ролевые, деловые, имитационные.
Исходя из вышесказанного, следует сделать некоторые выводы. Анализирую существующие исследования вопроса о феномене игры, было выявлено, что игра есть естественный элемент культуры, являющийся произвольным видом деятельности индивида. В игре происходит не только обогащение и воспроизводство социального опыта предшествующих поколений, но и освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности. Можно сказать, что игра является одним из способов освоения мира человеческих отношений и средством самоутверждения человека в нем. Помимо этого, разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.
Из практики было выявлено, что методика игрового обучения имеет большую эффективность в процессе музыкального образования. На наш взгляд, это связано непосредственно со строением детской психики, важным свойством которой является стремление постигать окружающий мир через активные игровые действия. Формы работы при этом постоянно меняются: разгадывание кроссворда, пение или сочинение песни, импровизация на заданную тему, свободная инсценировка песни, игра на детских музыкальных инструментах. Методика использования игровых технологий способствует постоянному повышению интереса к занятиям музыкой.
Принимая во внимание тот факт, что для детей младшего школьного возраста необходима частая смена видов деятельности, ввиду неустойчивости внимания и быстрого утомления, мною применяются разнообразные формы музыкальной деятельности. С той же целью происходит и чередование различных форм работы: групповая и индивидуальная. Для того чтобы максимально повысить эффективность образовательного аспекта урока, необходимо находить тесную связь между музыкальным воспитанием и другими образовательными областями. Благодаря сочетанию нескольких видов искусства происходит невероятное повышение эмоциональной атмосферы на занятии, а также открываются безграничные возможности сделать музыкальное образование невероятно увлекательным и интересным.
Остановимся более подробно на примерах дидактических игр.
Игра «Сложи песню»
Цель: познакомить с понятием формы музыкального произведения и способствовать развитию навыка передачи структуры этого произведения посредством условных обозначений.
Необходимый дидактический материал: несколько разноцветных кругов из картона (соответствуют куплетам песни) и такое же количество прямоугольников одного цвета (припевы).
Методика применения: в исполнении педагога или в записи звучит музыкальное произведение (песня). Учащимся предлагается внимательно прослушать музыкальный пример, после чего разложить геометрические фигуры в порядке, соответствующем строению музыкального произведения, то есть чередованию куплета и припева. После очередного исполнения произведения происходит проверка правильности выполнения задания и работа над ошибками, если таковые имеются.
Игра «Морской пейзаж»
Цель: развитие представлений об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Необходимый дидактический материал: три карточки, на которых изображены разные по степени изогнутости линии. Каждая карточка условно передает определенное состояние моря – изогнутая в меньшей степени линия характеризует спокойное море, более изогнутая линия – море взволнованное, сильно волнистая линия – море бушующее.
Методика применения: в записи звучит фрагмент вступления к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова «Море». После прослушивания педагог обращает внимание учащихся на изобразительные средства музыкального языка, которыми композитор пользуется для передачи различных состояний моря (взволнованное, бушующее, успокаивающееся). Затем, при повторном прослушивании, учащимся предлагается проследить за изменением характера музыки на протяжении ее звучания. После чего один из учащихся раскладывает карточки в соответствии с развитием музыкального образа.
Игра «Угадай мелодию»
Цель: закрепление понятий «ритм», «ритмический рисунок», «длительности» в практической музыкальной деятельности.
Необходимый дидактический материал: вырезанные из картона длительности нот, фланелеграф или доска с магнитами.
Методика применения: вместе с учащимися заранее разучиваются несколько несложных попевок. Педагог предлагает одному из учеников выложить ритмический рисунок как-либо попевки на доске (фланелеграфе), а всем остальным учащимся отгадать, какой попевке соответствует данный ритм. После того как учащимися дан верный ответ, возможно, простучать ритмический рисунок всем классом, используя простейшие музыкальные инструменты, например, деревянные ложки.
Игра «Оркестр»
Цель: развитие тембрового слуха и слушательской культуры учащихся, закрепление пройденного материала по теме «Оркестр и его разновидности».
Необходимый дидактический материал: П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; М. И. Глинка «Камаринская»; В. А. Моцарт 40-я симфония, 1 часть.
Методика применения: воспитанники заранее даются такие понятия, как оркестр, дирижер, партитура, партия, дирижерский жест. Во время прослушивания музыкального фрагмента педагог подробно объясняет инструментальный состав, показывает картинки с изображением инструментов, рассказывает о способах игры на них. После детального изучения конкретного музыкального произведения педагог предлагает детям «превратиться» в оркестрантов. Дети выбирают инструменты из предложенного списка, рассаживаются в соответствии с выбранным инструментом. Затем, включается запись музыкального произведения, а задачей учащихся является своевременное «вступление» и имитирование игры на своем инструменте. В роли дирижера выступает либо педагог, либо кто-то из воспитанников. Такая игра обычно очень нравится детям. Она не только способствует закреплению изученного материала и развитию творческих способностей, но и создает на занятии доброжелательную атмосферу, раскрепощая каждого ребенка.
Игра «Угадай музыкальный инструмент»
Цель: развитие тембрового слуха, создание соревновательного момента.
Необходимый методический материал: записи звучания различных инструментов.
Методика применения: воспитанники делятся на две команды. Педагог поочередно для каждой группы включает записи музыкальных фрагментов в исполнении различных инструментов. Дети должны определить в исполнении какого музыкального инструмента прозвучал отрывок. Если команда, для которой звучала запись, не может дать правильный ответ, возможность ответа переходит к команде соперников. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.
Игра «Веселый звукоряд»
Цель: закрепление пройденного материала по теме «нотная грамота».
Необходимый методический материал: карточки с названиями нот по количеству воспитанников.
Методика применения: воспитанники делятся на несколько групп, по семь человек в каждой группе. Педагог исполняет любое музыкальное сопровождение. Дети спокойно двигаются по залу вразнобой. После окончания звучания музыки, участникам игры необходимо быстро собраться в свою команду и встать в соответствующем порядке (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Побеждает команда, выполнившая условия игры первой.
Игра «Теремок»
Цель: способствовать развитию творческого воображения.
Необходимый дидактический материал: детские шумовые инструменты (маракасы, бубны, трещотки, ложки, треугольники, коробочки, барабаны).
Методика применения: с детьми заранее проводится беседа о различных изобразительных способностях музыкального искусства. На одном из занятий воспитанники предлагается стать на некоторое время звукорежиссерами и «озвучить» с помощью детских музыкальных инструментов известную всем сказку «Теремок». Педагог выступает в роли рассказчика, а дети, в соответствии с выбранным ими героем сказки, «озвучивают» появление того или иного зверя. В конце сказки под аккомпанемент педагога можно организовать своеобразный шумовой оркестр.
Игра «Поем по цепочке»
Цель: разучивание и закрепление песенного материала, развитие памяти и внимания.
Методика применения: во время разучивания или повторения текста песни, воспитанники предлагается такой вариант ее исполнения: начинает петь педагог, исполняет первую строчку. Дальше, используя указку или любой предмет, который можно передать учащемуся, педагог «передает эстафету» любому из детей. Тот, в свою очередь, исполнив еще одну строчку, передает эту задачу другому. И так далее.
Безусловно, что это лишь малая часть тех игр, которые можно использовать на занятии музыки. Существует огромное количество методической литературы, в которой можно найти невероятно много подобных игр. Кроме того, каждый педагог обладает «копилкой» своих собственных игровых приемов, придуманных самостоятельно или же вместе с воспитанниками.
Применяя технологию игрового обучения на каждом занятии, мы наблюдаем значительные изменения в музыкальном развитии своих воспитанников. Благодаря данной методике у детей развиваются не только музыкальные способности (слух, чувство ритма, вокальные данные), но и повышается коэффициент эмоционального отклика на занятия, воспитывается музыкально-эстетический вкус. Внедрение в процесс образования игры как формы деятельности способствует психологическому раскрепощению учащихся, появлению артистичности.
Возможности применения игровых технологий на музыкальных занятиях практически безграничны. На сегодняшний день существует достаточное количество методических разработок и конкретных примеров музыкальных игр. Опытными педагогами разработаны не только методические пособия, но и проводятся различные семинары для обучения молодых специалистов способам использования игровых технологий. Более того, современные федеральные государственные образовательные стандарты не просто, а настоятельно призывают педагогов к использованию игровых технологий в процессе обучения. Но важно помнить, что занятие не должен состоять только из игр и превратиться в сплошное развлечение. Использование игровых технологий на музыкальном занятии должно быть направлено на разнообразие форм преподнесения нового материала и закрепления ранее пройденного для повышения коэффициента работоспособности учащихся. Таким образом, способствуя лучшему усвоению различных разделов образовательной программы, игровые технологии также должны поддерживать интерес обучающихся к изучению сложного музыкального искусства и развитию их слушательской культуры.
Так же невозможно не учесть тот факт, что игровые методы обучения способствуют развитию не только познавательной сферы личности (память, внимание, мышление и воображение), но и становлению всех без исключения психофизических свойств личности: черт характера, воли, нравственных качеств. Таким образом, использование игровых технологий на музыкальном занятии, являясь одной из основных форм педагогической деятельности, направлено, прежде всего, на познание обучающимися окружающей жизни.
А главное, играя, мы прививаем детям интерес к музыкальным занятиям и любовь к музыкальному искусству. А без этих двух аспектов не может быть и речи о качественном воспитании подрастающего поколения, готового к жизни в современном обществе.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)