Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности [4]. В настоящее время, в эпоху технологий, перед здравоохранением стоит проблема ухудшения здоровья населения на фоне малоподвижного образа жизни, ведь сегодня можно практически не выходить на улицу и даже не подниматься со стула – многие проблемы решаются с помощью компьютера, подключенного к Интернету, а передвигается современный человек в основном на личном автомобиле или общественном транспорте. Малоподвижный образ жизни или, говоря научным языком, гиподинамия вызывает множество неприятных, опасных для здоровья последствий: атрофия мышц, дисбаланс гормонов, угнетение нормального дыхания и пищеварения, нарушение работы мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы (например, гипертония), патология костной ткани (ломкость костей), ожирение, сколиоз, бессонница, проблемы со зрением и др. [2]. Вместе с физическими проблемами возникают и психические – депрессии, неврозы, снижение самооценки, информационные перегрузки и пр.
Начнём с того, что такое физическое и психическое здоровье.
Физическое здоровье представляет собой естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным, беспроблемным функционированием органов и систем организма.
Психическое здоровье же зависит от состояния головного мозга и характеризуется уровнем и качеством мышления, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Физические упражнения оздоравливают организм, являются средством восстановления психофизиологического состояния. Особенно актуальны физические упражнения для студентов, которые, помимо работы за компьютером, долгое время (по 7-8 часов) проводят в сидячем положении, пока находятся на занятиях. Кроме ограниченности двигательной активности, студенты находятся в условиях напряжённого умственного труда, что без смены деятельности может привести к неврозам. Поэтому в ВУЗах предусмотрены занятия по физической культуре и спортивные секции, которые обеспечивают студентам необходимую физическую нагрузку и смену деятельности с умственной на физически активную.
Рассмотрим влияние спорта и физических упражнений отдельно на каждую систему организма человека.
Сердечно-сосудистая система – одна из важнейших систем нашего организма, с её помощью кислород разносится по всему телу, поэтому если в работе сердечно-сосудистой системы есть какие-то проблемы, страдает весь организм, угнетается деятельность других систем. Это объясняется тем, что человеческий организм является сложной биологической системой, в которой все клетки, ткани, органы и системы тесно взаимосвязаны [4]. У совершенно нетренированного человека сердце делает в минуту гораздо больше сокращений, потребляет больше питательных веществ и изнашивается быстрее, чем сердце спортсмена [9]. Влияние спорта и физических упражнений на эту систему проявляется в повышении выносливости как сердца, так и сосудов, потому как во время тренировки все органы работают в интенсивном режиме. Так, мышцам при физических нагрузках нужно больше насыщенной кислородом крови, из-за чего сердце вынуждено перекачивать больший объём крови за единицу времени [3]. Систематические кардионагрузки увеличивают количество и плотность кровеносных капилляров, по которым в мышцы доставляются углевод, кислород и протеины, а также с помощью спорта улучшается усвоение кислорода клетками организма, т.к. увеличиваются количество и плотность митохондрий, участвующих в процессе клеточного дыхания. Кроме того, благодаря тренировкам сосуды обретают тонус и не теряют свою эластичность, что помогает предотвратить тромбоз вен и варикоз нижних конечностей.
Наиболее подходящими для оздоровления сердца и сосудов видами спорта являются бег, велоспорт, прыжки, футбол, баскетбол, теннис, хоккей, аэробика, плавание, катание на коньках, роликах и лыжах, скандинавская ходьба.
Дыхательная система связана с предыдущей и обеспечивает газообмен, поэтому при нарушении её работы появляется одышка, головные боли, увеличение частоты сердечных пульсаций, а также бессонница – гипоксия (недостаток кислорода в организме или же кислородное голодание) приводит к сбоям в работе ЦНС. При регулярных тренировках увеличивается лёгочная ёмкость, т.к. расширяются бронхи и появляются дополнительные альвеолы, повышается вентиляция лёгких, увеличивается жизненная ёмкость лёгких [8]. Это происходит за счёт того, что при физических нагрузках дыхание становится более глубоким и интенсивным, потому что возникает повышенная потребность организма в кислороде [3]. Для оздоровления этого отдела организма существуют дыхательные техники и комплексы упражнений (Бодифлекс, Оксисайз, дыхательная гимнастика Стрельниковой), также рекомендуется заниматься бегом, конькобежным, роликовым, велосипедным спортом, плаванием и скандинавской ходьбой.
Спорт и физическая культура оказывают благоприятное влияние и на опорно-двигательный аппарат – за счёт регулярных тренировок мышцы укрепляются и эффективнее поддерживают скелет. Увеличивается объём и силовые показатели мускулов, повышается устойчивость костей скелета к нагрузкам. В процессе занятий в тренажёрном зале или занятиях бегом, плаванием, велоспортом улучшается кислородное питание мышц. Под влиянием регулярных тренировок в мышечных тканях увеличивается содержание энергетических веществ, в связи с чем повышается интенсивность обменных процессов, синтезируются протеины. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза [9]. Систематические занятия физической культурой и спортом препятствуют развитию остеохондроза, грыжи межпозвоночных дисков, артроза, атеросклероза, остеопороза и атрофии мышц. Полезны виды спорта, связанные с растяжкой, - художественная и спортивная гимнастика, а также гребля, плавание, борьба, регби, горнолыжный спорт и некоторые другие.
Кроме всего перечисленного, спорт и физические упражнения повышают иммунитет и улучшают метаболизм – организм лучше регулирует содержание сахара и иных веществ в крови, за счёт этого снижается вес. Особенно эффективны ежедневные аэробные упражнения, такие как ходьба, велоспорт и плавание. Также в обмене веществ важную роль играют силовые упражнения – они помогают сохранить мышечную массу, которая стимулирует метаболизм, т.к. мышцы сжигают больше всего энергии [5].
Что касается влияние на нервную систему и психическое здоровье, физические упражнения снимают состояние стресса и увеличивают жизнерадостность и работоспособность. Например, занятия бегом помогают избавиться от нервного напряжения, отвлечься от беспокоящих мыслей и улучшают мозговую активность за счёт снабжения организма необходимым количеством кислорода [7]. У студентов, систематически занимающихся активной физической деятельностью, уменьшается тревожность, напряжение и агрессия, повышается настроение. Это происходит из-за того, что во время занятий спортом в организме вырабатываются эндорфины, которые являются природными антидепрессантами и в народе называются «гормонами счастья». За счёт этого уменьшаются симптомы депрессии, стресса и бессонницы. Таким образом, физически активные люди, как правило, более оптимистичны и меньше склонны к раздражительности, неврозам, депрессиям и иным психическим проблемам.
Кроме этого, в процессе тренировок у студентов развиваются уверенность в себе и своих силах, волевые качества, такие как настойчивость, целеустремлённость, смелость, решительность, самодисциплина и инициативность, повышается самооценка. Также регулярные занятия командными видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол, регби и др.) способствуют развитию у человека коммуникативных способностей, наблюдаются порывы к творчеству, самостоятельность в принятии решений, чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом [1].
Также важно помнить: чтобы достичь хороших результатов и быть здоровым, необходимо соблюдать режим учёбы и отдыха, отказаться от вредных привычек, правильно, сбалансированно питаться, закаливаться, совершать прогулки на свежем воздухе. Всё перечисленное является факторами, которые тоже укрепляют здоровье, или, иначе говоря, здоровым образом жизни [6].
Таким образом, физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на организм человека, в частности студента, укрепляют здоровье, причём как физическое, так и психическое. Благодаря спорту и физическим упражнениям повышается иммунитет, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной систем, изменяется отношение к жизни – оно становится более оптимистичным. Так, студенты, которые занимаются спортом или выполняют физические упражнения для поддержания здоровья, как правило, более работоспособны, жизнерадостны и выносливы, чем те, кто игнорирует физическую нагрузку, ведёт малоподвижный образ жизни и не даёт мозгу отдохнуть от умственного труда. Образ жизни второй категории студентов в дальнейшем приводит к повышенной раздражительности, сонливости, неврозам, нарушениям сна и иным последствиям. Поэтому физическая культура или спорт обязательно должны присутствовать в жизни каждого студента, а лучше – в жизни каждого человека.