Необходимость создания современных форм, структур и объектов образовательной деятельности в системе образования, вызванная возросшей социальной динамикой Российской Федерации и всеми теми процессами, которые протекают как внутри гуманитарной сферы государства, так и во взаимодействии со странами-партнерами, особенно в рамках задач по обеспечению государственного суверенитета, обусловила в недалеком прошлом современной истории страны появление образовательного комплекса (далее – ОК). Это новое явление в структуре общего образования обозначило в целом и новый подход к системе ОК – к его непрерывности, которая должна проходить и охватывать детскую и подростковую жизнь гражданина Российской Федерации.
Среди основных целей создания ОК называются: обеспечение, кадровой, методической и социальной психологической преемственности; эффективная реализация дополнительных программ дошкольников; эффективное использование подушевой оплат труда за педагогическую деятельность со школьниками и дошкольниками; непрерывное педагогическая практика по сопровождению ученика на разных соответствующих его возрасту этапах образования [1, с. 25].
Вероятнее всего, концепция создания ОК, во многом импонирующая многим участникам образовательного процесса – субъектам педагогической деятельности на уровне общего образования, отражает общую тенденцию, происходящую в общественно-гуманитарной сфере, а именно – стремление в интеграции, междисциплинарности и синтезу как восхождение от менее сложного к более сложному, подобно аналогичным процессам прогрессивного развития социальных отношений.
Однако, как это часто бывает, в вопросе ОК до сих пор нет единого подхода, кроме как выявления общих положительных черт и характеристик этого образовательного явления. Так, подытоживая опыт советской системы образования, находящейся на излете и переходе к большим грядущим историческим переменам, М.П. Щетинин выделяет в школе-комплексе много положительных качестве и свойств, среди которых формирование условий для самореализации личности ученика, обогащение его внутреннего мира, способность всей системы к самоорганизации и самодисциплине, поскольку все обучение и образование строились на проекции результатов, направленной в ближайшее будущее, способной на высоком уровне подготовить ученика к взрослой и ответственной жизни [7].
По мнению А. А. Огаркова и Л. А. Коробейниковой, самым важным аргументом в пользу создания ОК является убежденность в том, что он способствует в значительной степени ускорению процесса адаптации дошкольника-школьника к новым современным культурно-историческим и общественно-экономическим реалиям, с которыми ему в скором будущем придется столкнуться. Самоуправление творческими ресурсами ребенка достигает высокой результативности в ОК быстрее, нежели в общеобразовательной школе, а формирование разносторонней личности за счет интегративного подхода общепредметного и дополнительного образования и воспитания намного сглаживает переход к подростковому возрасту – этапу становления личности [4].
Справедливо в данном контексте замечание И. Ю. Тархановой, что ОК эффективно подготавливает личность ребенка к саморазвитию и самосоциализации, что совершенно позитивно скажется на его будущем как специалисте в определенной области деятельности [5, с. 320-323].
Итак, необходимость создания ОК в современном образовательном пространстве определяется несколькими предпосылками. Во-первых, школа, как не только образовательная, но и воспитательная система, «включает в себя комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих, целенаправленную деятельность, общение и отношения, складывающиеся между ее участниками, освоенную среду и управление» [2, с. 140].
Во-вторых, нельзя забывать, что преемственность и непрерывность образовательного процесса в ОК изначально предопределяются пониманием того, что обучение и воспитание – «процесс динамический, в котором традиции и инновации образуют сплав, придающий системе целостность и обеспечивавший ее жизнеспособность в изменчивых условиях современной жизни» [3, с. 90].
В-третьих, сочетание общепредметных компетенций и знаний, полученных в рамках дополнительного образования, также оказывают влияние на актуальности ОК в современной системе образования.
В-четвертых, сложные общественно-экономические и культурно-исторические процессы, протекающие в современной России, требуют многосторонности их решения, системного и комплексного подхода, проекцией чего отчасти является то образовательное учреждение, которое в основу педагогической деятельности вкладывает создание высокоразвитой, многосторонней и самостоятельной личности, способной адаптироваться к новым внешним условиям общественной среды.
Данным требованиям и условиям как раз и призван отвечать современный ОК. Он в качестве инновационной формы обучения для полноценного осуществления и существования требует практико-ориентированного подхода, обеспечивающего траекторию его развития, направленную на достижение отложенной в будущее цели. Речь идет о том, что идеи непрерывности и преемственности должны получить достойную реализацию в будущем поиске профессиональной деятельности ученика, отвечающей его самым насущным духовно-нравственным и ментально-психологическим характеристикам. Именно организации профориентационной деятельности, отвечающей за это, отводится сегодня в ОК огромная роль. Она не сводится только к процессу сопровождения ребенка всеми участниками педагогического процесса, при котором он остается пассивным реципиентом зачастую навязываемых и готовых рецептов по выбору будущей профессии и осознанию себя в этом выборе. Профессиональная ориентация в ОК должна предложить те необходимые и ожидаемые условия и средства для раскрытия потенциала ребенка, указывающего на соответствие определенной профессиональной деятельности и готовность созидать в ней. Весь процесс профориентации должен быть нацелен именно на раскрытие ребенка в качестве самодостаточной личности, имеющей тот или иной набор свойств и компетенций, необходимый ему в дальнейшем – для успешного освоения программ среднего или высшего образования с целью применения полученных знаний, умений, владений в будущей профессиональной деятельности. Именно нацеленность на будущее есть важный критерий профориентационной деятельности.
Итак, основная функция ОК, помимо обеспечения преемственности уровней образования и обучения, а также их интеграции в единое образовательное поле, заключается в нацеливании на дальнейшее профессиональное развитие полученных навыков и компетенций. По сути, как уже было сказано, профориентационная деятельность в ОК выходит из периферийности в центральную область.
Профориентация – это «система равноправного взаимодействия личности и общества (различных социальных институтов, ответственных за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка в конкурентноспособных кадрах» [6, с. 10]. Сама же организация профориентационной деятельности своей сущностью и содержанием представляющая в общем виде ряд взаимосвязанных мер, приемов и средств, направленных на помощь в выборе будущей профессии ребенка, имеет целью осуществление поэтапной разработки методики данных мероприятий, обеспечивающих данный необходимый результат.
Таким образом, процесс организации профориентационной деятельности и феномен ОК в общей для них основополагающей функции, ориентированной на создание педагогических условий для формирования и поддержания в личности ребенка, осуществление стремления к выбору будущей профессии и сопровождения его после данного выбора, наибольшим образом сходятся по их внутренней организации, являются своего рода коррелятами, что обнаруживают неразрывную связь между собой. Она, эта связь, является теоретически генуинной и практически целенаправленной.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)