Гражданско-правовое положение – это закрепленное положение определенного субъекта правоотношений. Следует сказать, что правовой статус ЧВК это юридическое закрепление положения организации в обществе, комплекс прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности, закрепленных правовыми нормами. Частные военные компании играют важную роль в политике, экономике, в военной отрасли и являются инструментом национальных интересов без прямого участия государства.
В настоящее время количество ЧВК составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более пяти миллионов человек, а их деятельность осуществляется более чем в 110 странах мира.
Только в России в настоящее время функционирует более десятка ЧВК, наиболее известными из которых являются «Вагнер», «Редут», «РСБ Групп» и др. Сфера их деятельности в соответствии с уставными документами охватывает такие направления, как сопровождение гуманитарных грузов в горячие точки планеты; подготовка военных специалистов в различных областях; аудит безопасности, техническая защита и вооруженная охрана различных объектов (например, газо- и нефтепроводов); правовое/юридическое обеспечение; непосредственное участие в боевых действиях и многое другое .
За последние десять лет вооруженные силы РФ достаточно часто использовались как для обеспечения общественной безопасности: референдум по присоединению Крыма (2014 г.), так и в различных вооруженных конфликтах: антитеррористическая операция в Сирии (с сентября 2015 г.); миротворческая операция в Нагорном Карабахе (ноябрь 2020 г.); подавление протестов в Казахстане (январь 2022 г.); специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины (с 24 февраля 2022 г.) [6, с. 265-266].
В вооруженных конфликтах в Сирии и Украине, которые продолжаются и в настоящее время, со стороны Российской Федерации принимают участие сотрудники ЧВК.
ЧВК как организации, чья деятельность пересекается с интересами государства, не могут оставаться вне правового поля. Тем не менее до настоящего времени как в России, так и в других странах нет единого мнения относительно статуса сотрудников ЧВК. Правительства различных стран предлагают рассматривать сотрудников ЧВК в качестве комбатантов; гражданских подрядчиков; наемников-преступников.
Первые попытки определения статуса ЧВК и их сотрудников в российском законодательстве были предприняты в 2012 г. разработкой проекта Федерального закона «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» [7, с. 201-202]. Однако законопроект не выдержал критики парламентариев.
В 2014 г. вновь была предпринята законотворческая попытка урегулировать деятельность ЧВК. Подготовленный законопроект «О частных военно-охранных компаниях» более подробно регламентировал деятельность ЧВК и определял их статус.
Отличительными чертами законопроекта, касающимися понятия ЧВК, являлись следующие:
- ЧВК определялось через термин «юридическое лицо»;
- ЧВК обязана была получить лицензию на ведение деятельности в Федеральной службе безопасности;
- В сферу деятельность ЧВК входило оказание на договорной основе военных и охранных услуг государству, физическим и юридическим лицам (в том числе иностранным) [5, с. 93].
Кроме того, в законопроекте определялись разрешенные и запрещенные виды деятельности ЧВК.
Несмотря на достаточно подробную регламентацию деятельности ЧВК, законопроект не был поддержан Государственной думой. По высказыванию С. М. Миронова – лидера думской фракции Справедливой России – За правду» – основанием отказа явилось надуманное противоречие законопроекта ч. 5 ст. 13 Конституции РФ». Отсутствие специального закона не означает, что деятельность ЧВК находится в правовом вакууме.
Определенной правовой основой, устанавливающей порядок создания и деятельности ЧВК, выступает Федеральный закон «Об обороне», в соответствии со ст. 9 которого запрещается создание и существование не предусмотренных федеральными законами формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо формирований, в которых предусматривается прохождение военной службы.
Нормы указанного закона проецируются в ст. 208 УК РФ, устанавливающей ответственность за формирование, руководство или финансирование вооруженного формирования, не предусмотренного законом, а также участие в нем, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. При этом следует указать, что наличие подобной цели является обязательным для квалификации.
Таким образом, будучи убежденными, что создание ЧВК, подконтрольных государству, не противоречит ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, отметим, что в настоящее время деятельность таких ЧВК, как «Вагнер», не только не нарушает действующее российское законодательство, но и способствует укреплению обороноспособности РФ, наряду с вооруженными силами они решают боевые задачи в ходе проведения специальной военной операции. Исходя из вышеизложенного, учитывая, однако, специфику создания и деятельности ЧВК, считаем, что в отечественном законодательстве назрела острая необходимость в принятии специального закона, регулирующего деятельность таких компаний как на территории РФ, так и за ее пределами. В законе необходимо отразить:
- понятие ЧВК, ее цели и задачи, разрешенные и запрещенные виды деятельности, источники финансирования;
- порядок создания, реорганизации и ликвидации ЧВК;
- требования, предъявляемые к сотрудникам ЧВК, и социальные гарантии для них;
- порядок и основания применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ЧВК;
- ответственность за нарушение законодательства и порядок осуществления контроля за деятельностью ЧВК.
У российского законодателя есть пример удачной легализации деятельности граждан в сфере обеспечения безопасности государства, которым является Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, ЧВК являются сложной и противоречивой частью современной геополитики. Они представляют, как новые возможности, так и серьезные риски. Международное сообщество должно найти эффективные механизмы регулирования деятельности ЧВК, чтобы обеспечить безопасность и права человека, а также создать прозрачный и подотчетный порядок работы в этой области.
В силу правоотношений рассматриваемый статус объединяет в себе комплекс прав и обязанностей, действующий в отношении ЧВК. При этом данный комплекс гарантируется государством и находится под защитой, реализуется всеми государственными органами и органами местного самоуправления.
Одной основной проблемой в гражданско-правовом положении ЧВК является тот факт, что деятельность таких организаций строго не установлена ни на национальном – российском уровне, не на уровне международного права. Законность и легитимность ЧВК в таком случае происходит через анализ их действий на определенной территории в рамках делегированных предоставленных задач [4, с. 14].
Необходимо указать, что область деятельности частных военных компаний требует четкой правовой регламентации. Для того чтобы установить правовой статус таких организаций, порядок организации, реорганизации, ликвидации, финансирования и деятельности. Также необходимо урегулировать права, обязанности и ответственность такого контингента.
Так же можно отметить, что для участия в ЧВК не нужно обязательно иметь высокую квалификацию, а достаточно иметь элементарные навыки, например навыки владения оружия, которые можно приобрести, отслужив в армии. Благодаря этим навыкам можно работать в охранной деятельности ЧВК.
Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а также согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.
Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение, можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств [3, с. 36].
В связи с тем, что за деятельность ЧВК государства не несут ответственность, они часто становятся участниками различного рода скандалов, так как некоторые из них выполняют и «нелегальные» заказы или же просто ведут такую деятельность.
На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:
- Использование частных военных компаний в военных конфликтах вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.
- Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.
- Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.
Так же можно выделить и ряд недостатков:
- Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем.
- Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена.
- Частные военные компании достаточно часто выходят из-под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств [2, с. 154-155].
Таким образом, отсутствие закона о ЧВК в России приводит к правовому вакууму в данной области отношений. Получается, что де-факто такие организации присутствуют в действительности, а де-юре - норм регулирования по ним нет. Принятие такого закона приведет к определению вопросов: участия в качестве миротворческого контингента по заданию международных организаций; реализация услуг военного консалтинга; пресечение деятельности организаций и группировок террористического, экстремистского толка; обучение личного состава иностранного контингента в стране пребывания; обслуживание боевой техники, постройка объектов военного назначения; защита суверенитета и территориальной неприкосновенности другого государства; и ряд других.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)