Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Гражданско-правовое положение частных военных компаний в российском и зарубежном...

Гражданско-правовое положение частных военных компаний в российском и зарубежном праве

22 декабря 2025

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

частная военная компания
гражданско-правовое положение
российское право
зарубежное право

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности гражданско-правового положения частных военных компаний (далее – ЧВК), которые представляют собой распространенные в международной практике структуры, уполномоченные государствами для решения специальных задач. В наши дни ЧВК занимают равноправное положение с регулярными армиями. Опыт показывает их большую эффективность, техническую оснащённость и подготовленность, но в то же время и большую, чем это характерно для военнослужащих регулярных армий, склонность к совершению различных правонарушений – как в рамках уголовного права, так и в рамках права вооруженных конфликтов. В отличие от регулярных вооруженных сил, которые в большинстве государств составляют солдаты срочной службы и лица, не имеющие реального опыта боевых действий, сотрудниками частных военных и охранных компаний зачастую становятся бывшие солдаты и офицеры, принимавшие участие не в одной войне.

Текст статьи

Гражданско-правовое положение – это закрепленное положение определенного субъекта правоотношений. Следует сказать, что правовой статус ЧВК это юридическое закрепление положения организации в обществе, комплекс прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности, закрепленных правовыми нормами. Частные военные компании играют важную роль в политике, экономике, в военной отрасли и являются инструментом национальных интересов без прямого участия государства.

В настоящее время количество ЧВК составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более пяти миллионов человек, а их деятельность осуществляется более чем в 110 странах мира.

Только в России в настоящее время функционирует более десятка ЧВК, наиболее известными из которых являются «Вагнер», «Редут», «РСБ Групп» и др. Сфера их деятельности в соответствии с уставными документами охватывает такие направления, как сопровождение гуманитарных грузов в горячие точки планеты; подготовка военных специалистов в различных областях; аудит безопасности, техническая защита и вооруженная охрана различных объектов (например, газо- и нефтепроводов); правовое/юридическое обеспечение; непосредственное участие в боевых действиях и многое другое .

За последние десять лет вооруженные силы РФ достаточно часто использовались как для обеспечения общественной безопасности: референдум по присоединению Крыма (2014 г.), так и в различных вооруженных конфликтах: антитеррористическая операция в Сирии (с сентября 2015 г.); миротворческая операция в Нагорном Карабахе (ноябрь 2020 г.); подавление протестов в Казахстане (январь 2022 г.); специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины (с 24 февраля 2022 г.) [6, с. 265-266].

В вооруженных конфликтах в Сирии и Украине, которые продолжаются и в настоящее время, со стороны Российской Федерации принимают участие сотрудники ЧВК.

ЧВК как организации, чья деятельность пересекается с интересами государства, не могут оставаться вне правового поля. Тем не менее до настоящего времени как в России, так и в других странах нет единого мнения относительно статуса сотрудников ЧВК. Правительства различных стран предлагают рассматривать сотрудников ЧВК в качестве комбатантов; гражданских подрядчиков; наемников-преступников.

Первые попытки определения статуса ЧВК и их сотрудников в российском законодательстве были предприняты в 2012 г. разработкой проекта Федерального закона «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» [7, с. 201-202]. Однако законопроект не выдержал критики парламентариев.

В 2014 г. вновь была предпринята законотворческая попытка урегулировать деятельность ЧВК. Подготовленный законопроект «О частных военно-охранных компаниях» более подробно регламентировал деятельность ЧВК и определял их статус.

Отличительными чертами законопроекта, касающимися понятия ЧВК, являлись следующие:

  • ЧВК определялось через термин «юридическое лицо»;
  • ЧВК обязана была получить лицензию на ведение деятельности в Федеральной службе безопасности; 
  • В сферу деятельность ЧВК входило оказание на договорной основе военных и охранных услуг государству, физическим и юридическим лицам (в том числе иностранным) [5, с. 93].

Кроме того, в законопроекте определялись разрешенные и запрещенные виды деятельности ЧВК.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию деятельности ЧВК, законопроект не был поддержан Государственной думой. По высказыванию С. М. Миронова – лидера думской фракции Справедливой России – За правду» – основанием отказа явилось надуманное противоречие законопроекта ч. 5 ст. 13 Конституции РФ». Отсутствие специального закона не означает, что деятельность ЧВК находится в правовом вакууме.

Определенной правовой основой, устанавливающей порядок создания и деятельности ЧВК, выступает Федеральный закон «Об обороне», в соответствии со ст. 9 которого запрещается создание и существование не предусмотренных федеральными законами формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо формирований, в которых предусматривается прохождение военной службы.

Нормы указанного закона проецируются в ст. 208 УК РФ, устанавливающей ответственность за формирование, руководство или финансирование вооруженного формирования, не предусмотренного законом, а также участие в нем, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. При этом следует указать, что наличие подобной цели является обязательным для квалификации.

Таким образом, будучи убежденными, что создание ЧВК, подконтрольных государству, не противоречит ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, отметим, что в настоящее время деятельность таких ЧВК, как «Вагнер», не только не нарушает действующее российское законодательство, но и способствует укреплению обороноспособности РФ, наряду с вооруженными силами они решают боевые задачи в ходе проведения специальной военной операции. Исходя из вышеизложенного, учитывая, однако, специфику создания и деятельности ЧВК, считаем, что в отечественном законодательстве назрела острая необходимость в принятии специального закона, регулирующего деятельность таких компаний как на территории РФ, так и за ее пределами. В законе необходимо отразить:

  • понятие ЧВК, ее цели и задачи, разрешенные и запрещенные виды деятельности, источники финансирования;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации ЧВК;
  • требования, предъявляемые к сотрудникам ЧВК, и социальные гарантии для них;
  • порядок и основания применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ЧВК;
  • ответственность за нарушение законодательства и порядок осуществления контроля за деятельностью ЧВК.

У российского законодателя есть пример удачной легализации деятельности граждан в сфере обеспечения безопасности государства, которым является Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, ЧВК являются сложной и противоречивой частью современной геополитики. Они представляют, как новые возможности, так и серьезные риски. Международное сообщество должно найти эффективные механизмы регулирования деятельности ЧВК, чтобы обеспечить безопасность и права человека, а также создать прозрачный и подотчетный порядок работы в этой области.

В силу правоотношений рассматриваемый статус объединяет в себе комплекс прав и обязанностей, действующий в отношении ЧВК. При этом данный комплекс гарантируется государством и находится под защитой, реализуется всеми государственными органами и органами местного самоуправления.

Одной основной проблемой в гражданско-правовом положении ЧВК является тот факт, что деятельность таких организаций строго не установлена ни на национальном – российском уровне, не на уровне международного права. Законность и легитимность ЧВК в таком случае происходит через анализ их действий на определенной территории в рамках делегированных предоставленных задач [4, с. 14]. 

Необходимо указать, что область деятельности частных военных компаний требует четкой правовой регламентации. Для того чтобы установить правовой статус таких организаций, порядок организации, реорганизации, ликвидации, финансирования и деятельности. Также необходимо урегулировать права, обязанности и ответственность такого контингента.

Так же можно отметить, что для участия в ЧВК не нужно обязательно иметь высокую квалификацию, а достаточно иметь элементарные навыки, например навыки владения оружия, которые можно приобрести, отслужив в армии. Благодаря этим навыкам можно работать в охранной деятельности ЧВК.

Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а также согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.

Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение, можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств [3, с. 36].

В связи с тем, что за деятельность ЧВК государства не несут ответственность, они часто становятся участниками различного рода скандалов, так как некоторые из них выполняют и «нелегальные» заказы или же просто ведут такую деятельность.

На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:

  1. Использование частных военных компаний в военных конфликтах вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.
  2. Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.
  3. Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.

Так же можно выделить и ряд недостатков:

  1. Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем. 
  2. Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена. 
  3. Частные военные компании достаточно часто выходят из-под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств [2, с. 154-155].

Таким образом, отсутствие закона о ЧВК в России приводит к правовому вакууму в данной области отношений. Получается, что де-факто такие организации присутствуют в действительности, а де-юре - норм регулирования по ним нет. Принятие такого закона приведет к определению вопросов: участия в качестве миротворческого контингента по заданию международных организаций; реализация услуг военного консалтинга; пресечение деятельности организаций и группировок террористического, экстремистского толка; обучение личного состава иностранного контингента в стране пребывания; обслуживание боевой техники, постройка объектов военного назначения; защита суверенитета и территориальной неприкосновенности другого государства; и ряд других.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс (с изменениями и дополнениями). Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
  2. Егорова А.К. Вопросы уголовно-правовой оценки деятельности частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах и зонах повышенной опасности: дис. канд. юрид. наук. М. 2024. С. 154-155.
  3. Паршин С.А. Современные тенденции в теории и практике совершенствования оперативного управления вооруженными силами США. М.: Едиториал УРСС, 2024. С. 36.
  4. Документ ООН А/63/467-S/2008/636 от 6 октября 2008 г. (Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта) С. 14 // URL: https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/montreau.pdf.
  5. Денисенко В.В. Легитимность как характеристика сущности права. Введение в теорию. Монография. М.: Юрлитинформ, 2023. С. 93.
  6. Богданов В.Н. Военная подготовка в зарубежных странах: учебное пособие для вузов / В.Н. Богданов, М.Г. Лешин, С.П. Поляков; под общей редакцией С.П. Полякова. 2-е изд. МоМ.ква: Юрайт, 2024. С. 265-266.
  7. Лобанов С.А. Военные преступления: учебное пособие для вузов / С.А. Лобанов. М.: Юрайт, 2024. С. 201-202.

Поделиться

15

Арсланов Т. Д. Гражданско-правовое положение частных военных компаний в российском и зарубежном праве // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/13976-grazhdansko-pravovoe-polozhenie-chastnyh-voennyh-kompanij-v-rossijskom-i-zarubezhnom-prave

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января