Главная
АИ #21 (24)
Статьи журнала АИ #21 (24)
Улучшение системы материально-технического обеспечения (МТО) МЧС России на уровн...

Улучшение системы материально-технического обеспечения (МТО) МЧС России на уровне субъектов РФ

Автор(-ы):

Патырмина Любовь Ивановна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

материально-техническое обеспечение
информационное обеспечение
контроль материальных запасов
учет ресурсов. оптимизация
контроль
финансирование

Аннотация статьи

Для полноценного функционирования МТО на уровне субъектов РФ, нужно снабдить процесс управления материальных потоков современными технологиями, что позволит добиться оптимального применения ресурсов задействованными организациями. Решить эти задачи возможно путем создания и введения целостной информационно-аналитической системы МТО.

Текст статьи

Система материально-технического обеспечения (МТО) МЧС России представляет собой не только комплекс мероприятий по оснащению и обеспечению техникой и вспомогательными материалами учреждений и организаций в ведении МЧС России, но и весь спектр взаимодействий между всеми организациями, задействованными в этой структуре. Для обеспечения нормального функционирования и развития системы МТО на территориальном уровне необходимо обеспечить процесс управления и координации материальных потоков современными технологиями, что позволит добиться оптимального использования ресурсов задействованными организациями.

Использование информационных технологий в сфере МТО должно носить комплексный, системный характер. Кроме того, к современным информационным системам применяются повышенные требования в плане их безопасности и защищенности. В настоящее время использование лицензионного программного обеспечения может быть осложнено геополитическими рисками, связанными с возможностью закупки лицензий на профессиональные и прикладные программы для обслуживания системы материально-технического обеспечения. Нельзя исключать и рисков, связанных с возможностями встроенных в программные комплексы средств слежения за пользователями, что недопустимо в сетях данных, содержащих сведения ограниченного доступа.

Кроме того, в настоящее время отсутствует единая информационная система в рамках реализации МТО МЧС России. Увязка существующих разрозненных информационных баз данных в единую систему потребует большого количества ресурсов, т.к. построение этих отдельных баз отличается друг от друга. В настоящее время использование разрозненных информационных систем и баз данных приводит к снижению общей эффективности за счет необходимости в синхронизации информации в узлах стыковки между отдельными информационными системами. Это может стать и слабым звеном в процессе обеспечения достоверности информации о наличии и движении ресурсов. Поэтому одним из решений, связанных с будущим развитием системы МТО МЧС России, должна стать разработка единой комплексной системы хранения и обработки информации о потребностях и движении материальных ресурсов.

Современная информационная система позволит не только оперативно планировать поставки материальных ресурсов, но и качественно, экономически обоснованно осуществлять планирование этих ресурсов в рамках реализации возложенных на структуру функций. Информационные системы, существующие в настоящее время, позволяют интегрировать интеллектуальные модули, осуществляющие поддержку и принятие решений на основе заданных алгоритмов. Построение по такому же принципу единой информационной системы МТО МЧС России позволит в будущем без дополнительных затрат совершенствовать ее и перенастраивать под любые цели.

Говоря о необходимости внедрения единой информационной системы МТО МЧС России, необходимо понимать, что эта система должна использоваться не только в рамках оснащения и обеспечения вооружением, военной и специальной техникой, горючим и смазочными материалами, продовольствием, вещевым и другим имуществом, техническими средствами служб тыла, поддержания вооружения и техники, запасов материальных средств и технических средств служб тыла в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России. Она может использоваться при планировании и проведении различных гуманитарных, крупных спасательных операций, при прогнозировании развития ЧС на территории в рамках комплексных учений.

Одним из мероприятий по совершенствованию МТО МЧС России и внедрению современной информационной системы по контролю и учету должно стать переоснащение подразделений, занимающихся контролем и учетом материальных ресурсов программно-аппаратными средствами, способными вести учет в автоматическом режиме. Помимо широко распространенных средств штрих кодирования, к рекомендуемым к внедрению средствам следует отнести маркировку агрегатов и деталей метками дистанционного контроля, а также радиочастотной идентификации. В комплексе с системой электронной паспортизации машин и оборудования это позволит не только контролировать наличие того или иного вида техники, но и отслеживать историю тех или иных компонентов, что играет важную роль в условиях предъявляемых в МЧС России требований к качеству и надежности оборудования.

Рассматривая вопросы закупки материальных ресурсов для нужд МЧС России в рамках создания единой информационной системы МТО МЧС России, целесообразно реализовать возможности по формированию в автоматическом или полуавтоматическом режиме заявок на поставку необходимых ресурсов для единой информационной системы в сфере закупок. Подобная технологическая возможность уже давно реализована в прикладном программном обеспечении, поставляющемся на рынок, и позволяет при больших объемах значительно ускорить процессы формирования заявок в этой системе. Кроме того, использование программных средств позволит избежать ошибок, связанных с человеческим фактором и устранит возможности для реализации коррупционной составляющей.

Еще одним направлением развития МТО МЧС России в рамках развития единой информационной системы может стать создание системы качественной обратной связи между подразделениями, стоящими на снабжении, и структурами МТО, а также между поставщиками товаров и услуг. Это позволит не только повысить уровень гарантийного обслуживания, но и будет способствовать процессу совершенствования аварийно-спасательной техники и оборудования. Таким образом, система обратной связи должна быть реализована не только в рамках информационной системы МТО МЧС России, но, по сути, в рамках взаимодействия всех структур Министерства. Особо важным считаем интеграцию подобной системы в научно-исследовательские структуры Министерства. Это позволит вести подготовку с максимальным включением в процесс обучения практической составляющей деятельности МЧС России, а также будет способствовать выработке актуальных и профессиональных решений в рамках поставленных задач будущими специалистами Министерства.

Внедрение всего комплекса предлагаемых технических и программных решений позволит повысить уровень согласованности принимаемых решений и снизить затраты на выработку решений в сфере МТО МЧС России. Для качественной реализации предлагается уделять внимание следующим свойствам при построении единой информационной системы МТО МЧС

России:

  1. Наличие единой управленческой структуры, которая будет координировать развитие информационной системы МТО МЧС России;
  2. Гибкость системы и возможность адаптировать систему под нужды различных видов подразделений МЧС России;
  3. Возможность взаимодействия с окружающей средой;
  4. Возможность для интеграции аналитических элементов;
  5. Масштабируемость;
  6. Наличие подсистем контроля выполнения поставленных целей и планов.

Для реализации всего комплекса рассматриваемых мероприятий, на наш взгляд, необходимо учитывать основные принципы построения подобных информационных систем, которые наиболее полно отражены в следующих положениях:

  • Все отдельные элементы взаимодействия в рамках материально-технического обеспечения должны быть непосредственно связаны с основной деятельностью МЧС России и со стратегией развития министерства;
  • Необходимо создавать специализированную структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, в отдельных подразделениях, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно координирующее подразделение;
  • В соответствующих подразделениях должно быть в наличии как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;
  • Снабженческо-сбытовые службы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;
  • Главным ориентиром деятельности подразделений МТО должно быть достижение оптимального уровня обслуживания подразделений министерства.

Исходя из авторского видения концепции совершенствования МТО МЧС России, на базе Министерства должна быть создана единая система контроля потоков материальных ресурсов, масштабируемая и адаптируемая в кратчайшие сроки. Эта система должна охватывать не только деятельность подразделений МТО МЧС России, но и все прочие структурные единицы Министерства, позволяя тем самым реализовывать функцию саморазвития через механизм обратной связи.

Список литературы

  1. Астафьев А. В. Анализ применения информационных моделей в материально-техническом обеспечении // Современные наукоемкие технологии. 2013. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-primeneniya-informatsionnyh-modeley-vmaterialno-tehnicheskom-obespechenii (дата обращения: 11.11.2020).
  2. Беляева С. А. Совершенствование материально-технического обеспечения инновационных проектов на предприятиях научно-оборонного значения // Вестник ВГТУ. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovershenstvovanie-materialnotehnicheskogo-obespecheniya-innovatsionnyh-proektov-na-predpriyatiyah-nauchnooboronnogo-znacheniya (дата обращения: 01.11.2020).
  3. Закинчак А. И. Совершенствование системы обеспечения безопасности жилого фонда на региональном уровне // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2015. №1 (6). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovershenstvovaniesistemy-obespecheniya-bezopasnosti-zhilogo-fonda-na-regionalnom-urovne-1 (дата обращения: 21.10.2020).
  4. Коробков С. Н. Проблемы и перспективы развития системы материально-технического обеспечения МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2008. №1-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-i-perspektivy-razvitiyasistemy-materialno-tehnicheskogo-obespecheniya-mchs-rossii (дата обращения: 10.11.2020).
  5. Охотенко А. С., Трейтьякова Е. В. Методические подходы к автоматизации процесса корректировки плана материально-технического обеспечения // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2011. №1 (44). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-avtomatizatsii-protsessakorrektirovki-plana-materialno-tehnicheskogo-obespecheniya (дата обращения: 01.11.2020).
  6. Поляков С. А. Методический подход к оптимизации управления материально-техническим обеспечением войск (сил) // Армия и общество. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-podhod-k-optimizatsii-upravleniyamaterialno-tehnicheskim-obespecheniem-voysk-sil (дата обращения: 03.11.2020).
  7. Топольский Н. Г., Симаков В. В., Сатин А. П. Совершенствование материально-технического обеспечения МЧС России с использованием современных информационных технологий // Системы безопасности: Материалы пятнадцатой научно-технической конференции. СБ-2016. М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. С. 67–69.

Поделиться

2900

Патырмина Л. И. Улучшение системы материально-технического обеспечения (МТО) МЧС России на уровне субъектов РФ // Актуальные исследования. 2020. №21 (24). С. 142-145. URL: https://apni.ru/article/1398-uluchshenie-sistemi-materialno-tekhn

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня