Введение в российское уголовное право статьи 78.1 УК РФ («Освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время...») является беспрецедентным нововведением, отражающим влияние внешнеполитических и социальных обстоятельств (специальную военную операцию) на уголовную политику государства. Данная норма, введенная Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ, создает уникальный поощрительный институт, связывающий судьбу уголовного преследования с прохождением военной службы в особых условиях.
Статья 78.1 УК РФ устанавливает специальное нереабилитирующее основание для прекращения уголовного преследования. Её применение носит строго формализованный характер и зависит от совокупности условий.
В первую очередь, субъектом данной юридической конструкции должно выступать лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование. Во-вторых, применение данной нормы возможно только в период мобилизации, военного времени. В-третьих, существуют составы преступлений, исключающие возможность применения анализируемой нормы (тяжкие сексуальные преступления против несовершеннолетних, терроризм, госизмена, шпионаж, экстремизм).
Ключевая процессуальная особенность, разъясненная Верховным Судом РФ в соответствующем определении [1], заключается в том, что приостановление дела по ходатайству командования является процессуальным механизмом, обеспечивающим возможность убытия к месту службы, но не обязательным предварительным условием для освобождения. Таким образом, основанием является сам факт службы и последующее выполнение одного из двух финальных условий (награждение освобожденного лица государственной наградой РФ или увольнение с военной службы по законным основаниям).
Контроль за поведением лиц, освобожденных по данной статье, возлагается на командование воинской части, что подчеркивает военно-исправительную составляющую правового механизма.
С доктринальной точки зрения ст. 78.1 представляет собой поощрительную норму особого рода, которая одновременно служит как реализацией принципа гуманизма уголовного закона, так и несет непосредственную пользу государственным интересам, поскольку субъект взамен привлечения к уголовной ответственности и (на практике - чаще всего) проведения нескольких лет в исправительном учреждении отправляется на военную службу для достижения целей и задач специальной военной операции (далее - СВО).
Как отмечают современные авторы освобождение, предусмотренное исследуемым правовым механизмом, носит условный характер. Освобождение не является немедленным и окончательным. Оно отложено во времени и зависит от наступления в будущем одного из двух юридических фактов (награждение или увольнение по конкретным основаниям). До этого момента уголовная ответственность лишь «заморожена». Помимо того норма, закрепленная в статье 78.1 УК РФ сама по себе диспозитивного начала с сильным публичным элементом: Волеизъявление потерпевшего, ключевое для ст. 76 УК РФ (примирение), здесь не имеет значения. Решение принимается государством (судом) на основе формальных критериев и представления командования.
Безусловно, ввиду неоднозначности как правового, так и морально-этического значения данного правового механизма в обществе, равно как и в научных кругах, не утихают дискуссии по поводу его необходимости. В частности, отечественный правовед Д. Ю. Гончаров [2, с. 107] отмечает, что рассматриваемая норма создает ситуацию, когда тяжесть содеянного может быть «компенсирована» военными заслугами. Фактически это приводит к инструментализации уголовного права, превращению его в механизм мобилизации ресурсов, что подрывает базовый принцип неотвратимости наказания.
Как отмечено в юридической литературе [3, с. 58], данная норма уголовного закона предоставляет широкие дискреционные полномочия командованию войсковых частей. Так, например, ходатайство командира войсковой части является ключевым процессуальным документом, но критерии его подачи законодательно не определены. Также использованная формулировка «может быть освобождено» (ч. 1 ст. 78.1) оставляет суду право на отказ даже при формальном соблюдении всех условий, что ведет к риску произвольных решений.
Помимо того, рассматриваемый правовой механизм не содержит требований о деятельном раскаянии (явка с повинной, возмещение вреда), которые характерны для ст. 75 УК РФ. Освобождение происходит вне связи с поведением лица относительно совершенного преступления, а лишь в связи с его последующим статусом военнослужащего. Все это, конечно, порождает вопрос об эффективности такой меры с точки зрения предупреждения новых преступлений [4, с. 116].
Таким образом, статья 78.1 УК РФ представляет собой яркий пример адаптации уголовного законодательства к чрезвычайным общественно-политическим условиям. Её правовая природа лежит на стыке уголовного, военного и процессуального права, формируя уникальный условно-поощрительный институт. Однако дальнейшее правоприменение указанной нормы права представляется туманным.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)