Государственная и муниципальная служба Российской Федерации подвергается значительному реформированию на протяжении всей ее новейшей истории. В системе государственной и муниципальной службы имеют место разнообразные противоречия системного, структурного, функционального, организационного, статусного, процессуального и иного характера. Каждая группа противоречий формирует определенные проблемы в функционировании государственной и муниципальной службы. Помимо этого, существуют такие проблемы государственной и муниципальной службы, которые определяются не их внутренним содержанием, а особенностями взаимодействия с внешней средой.
В рамках государственной и муниципальной службы ключевое значение приобретает реализация публичных функций и задач, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Совершенствование механизмов реализации публичных функций и задач является постоянным приоритетом государственной политики. Внедрение современных информационных технологий, развитие системы электронного правительства и оптимизация административных процедур направлены на повышение эффективности и доступности государственных и муниципальных услуг, снижение административной нагрузки на граждан и организации. Эффективная реализация публичных функций и задач способствует укреплению доверия граждан к органам государственной власти и местного самоуправления, повышению качества жизни населения и созданию благоприятных условий для развития экономики и социальной сферы, однако при реализации и осуществлении своей деятельности государственные и муниципальные служащие сталкиваются с рядом проблем.
Ключевой является фрагментарность нормативной базы. Несмотря на наличие Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] и Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2], сохраняются коллизии и пробелы в регулировании отдельных аспектов статуса служащих (например, вопросы конфликта интересов, гарантии социальной защиты).
Недостаточно эффективно реализуется принцип разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования государственной службы. Это приводит к дублированию функций, усложнению системы управления государственной службой и снижению ее эффективности. Особого внимания заслуживает вопрос оптимизации структуры органов государственной власти и местного самоуправления. Необходимо устранить дублирование функций и избыточное количество уровней управления. Важным является внедрение принципов проектного управления, позволяющих эффективно решать сложные и межведомственные задачи.
Назрела необходимость совершенствования механизмов привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Требуется усиление контроля за соблюдением антикоррупционных стандартов и повышение эффективности мер по предотвращению коррупции (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») [3].
Выделим общую проблему правового регулирования статуса государственного и муниципального служащего: в действующем законодательстве отсутствует понятие правового статуса муниципального, служащего и гражданского служащего. Указанные понятия являются важным компонентом государственной и муниципальной деятельности. Именно правовой статус обеспечивает качественное функционирование гражданской и муниципальной службы, поскольку гарантирует ряд значимых функций и требований служащих. Рассмотрение и анализ проблем законодательного регулирования правового статуса служащих в стране дают возможность сделать вывод о том, что действующие законодательные акты регламентируют только некоторые составляющие правового статуса, а именно – права, обязанности, ограничения, принципы ответственности и гарантии осуществления деятельности.
Для решения указанной проблемы необходимо закрепить в ст. 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в главе 3 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следующее определения:
- Правовой статус государственного служащего – это совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и ответственности, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, определяющих положение в системе государственной службы.
- Правовой статус муниципального служащего – это совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и ответственности, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, определяющих положение в системе муниципальной службы.
В контексте совершенствования нормативной базы особого внимания заслуживает унификация требований к квалификации государственных и муниципальных служащих. Различия в подходах к определению необходимого уровня образования, стажа работы и профессиональных навыков создают препятствия для межмуниципальной и межведомственной мобильности кадров. Внедрение единых квалификационных требований позволит повысить профессионализм служащих и обеспечить равные возможности для карьерного роста. В целях повышения эффективности государственной и муниципальной службы необходимо совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Следует внедрять современные образовательные технологии и привлекать к обучению ведущих экспертов и практиков. Актуальным представляется развитие системы наставничества, направленной на передачу опыта и знаний от опытных служащих к молодым специалистам.
Важным направлением является оптимизация системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих. Необходимо обеспечить достойный уровень заработной платы, сопоставимый с уровнем оплаты труда в частном секторе, чтобы привлечь и удержать квалифицированных специалистов. Следует также усовершенствовать систему премирования и поощрений, ориентированную на достижение конкретных результатов и повышение эффективности работы.
Необходимо активнее внедрять современные информационные технологии в деятельность органов государственной и муниципальной власти. Это позволит повысить прозрачность и доступность информации для граждан, сократить сроки предоставления государственных и муниципальных услуг, а также снизить административные издержки.
Повышение эффективности публично-правового регулирования статуса государственных и муниципальных служащих является важным фактором укрепления государственности и повышения доверия граждан к власти. Повышение престижа государственной и муниципальной службы является важным фактором привлечения квалифицированных кадров. Необходимо формировать позитивный имидж государственного и муниципального служащего, демонстрировать обществу важность и значимость их работы. Следует также развивать систему морального и материального стимулирования, поощрять инициативу и творческий подход к решению задач.
Таким образом, комплексное решение проблем публично-правового регулирования статуса государственных и муниципальных служащих требует системного подхода, включающего совершенствование законодательства, оптимизацию структуры управления, повышение квалификации кадров и внедрение современных информационных технологий.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)