Актуальность выбранной темы исследования обусловлена повышенным вниманием законодателя к проблеме неисполнения алиментных обязательств, что, соответственно, и вынуждает его применять различные формы ответственности.
Особенность ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по содержанию несовершеннолетних детей в том, что она носит межотраслевой, комплексный характер, так как неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментных обязательств, будучи семейным правонарушением, порождает последствия не только семейно-правовой, но и иной отраслевой принадлежности в виде применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
К должнику применяется более широкий спектр мер ответственности по сравнению с любыми другими семейными правонарушениями [13, с. 46].
Как указывает Г. С. Джумагазиева, семейно-правовая ответственность есть предъявление правонарушителю дополнительных обременений различного вида или лишение его субъективного права [2, с. 119]. Данное толкование можно оценить как более глубокое и точное. Семейно-правовая ответственность назначается с целью вернуть права, отнятые из-за допущенного нарушения. Следовательно, ее применение обеспечивает защиту нарушенных семейных прав.
Таким образом, для того чтобы привлечь лицо к семейно-правовой ответственности, требуется констатировать его противоправное поведение. Наличие вреда и вина правонарушителя во внимание не берутся. Причинная связь также роли не играет. Хотя при этом следует отметить, что в науке наблюдается и иная точка зрения.
Например, Н. В. Черкашина и А. В. Огнев пишут, что семейно-правовая ответственность за неисполнение алиментных обязательств наступает при виновном действии или бездействии лица [12, с. 4]. Так как важным элементом ответственности является вина, только учитывая этот фактор, можно добиться установления справедливой ответственности для всех ситуаций.
Авторы учебника по семейному праву также указывают, что плательщик алиментов может быть привлечен к ответственности лишь при наличии его вины в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства. В случае нарушения обязательства вина плательщика алиментов презюмируется – отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Так, плательщик алиментов освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение алиментного обязательства произошло вследствие болезни, задержки заработной платы и т. п.
В науке отмечаются следующие особенности семейно-правовой ответственности. Во-первых, семейно-правовая ответственность применяется только к участникам семейных правоотношений (в алиментных обязательствах такими участниками являются родители, дети, супруги, бывшие супруги, другие члены семьи). Во-вторых, семейно-правовая ответственность может быть законной или договорной (законная – п. 2 ст. 115, договорная – п. 1 ст. 115 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)). В-третьих, применение семейно-правовой ответственности в ряде случаев связано с волеизъявлением заинтересованного лица [5, с. 151].
При заключении соглашения об уплате алиментов, стороны вправе закрепить в нем положения, которые будут определять ответственность за просрочку уплаты алиментных платежей. Если в соглашении не определены меры ответственности, то необходимо применять нормы гражданского законодательства (п. 1 ст. 101 СК РФ). Так, в суд обратилась истец с иском о взыскании задолженности по алиментам, неустойки. Истец указал, что ответчик уклоняется от уплаты алиментов на несовершеннолетнего ребенка. Судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании предоставленного истцом соглашения об уплате алиментов. Решением мирового судьи, которое было оставлено без изменений апелляционным определением районного суда, было постановлено: взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за просрочку уплаты алиментов на несовершеннолетнего. Как следует из нотариального соглашения положения об ответственности лица-плательщика алиментов за просрочку их уплаты не были предусмотрены. Суд, анализируя материалы дела пришёл к выводу, что к регулированию ответственности за несвоевременную уплату алиментных платежей должны применяться нормы гражданского законодательства, а не семейного [7].
Если соглашение не заключалось и алименты выплачиваются на основании решения суда, то при образовании задолженности по вине плательщика алиментов, такое лицо обязуется уплачивать получателю неустойку, размер которой составляет 0,1% за каждый день просрочки (ч. 2 ст. 115 СК РФ). Учитывая материальное и семейное положение плательщика, суд может принять решение об уменьшении размера неустойки, если придет к выводу, что неустойка представляется несоразмерной последствиям нарушения по выплате алиментных платежей.
Получатель алиментов имеет право взыскания с виновного плательщика алиментов всех убытков, которые были причинены просрочкой исполнения обязательств в части, не покрытой неустойкой. Е. А. Усачева отмечала, что лишь реальный ущерб может подлежать возмещению. К такому ущербу автор относил проценты по договору займа или кредитному договору, который получатель был вынужден заключить из-за неуплаты алиментов [10, с. 115].
Как известно, в наследственную массу не входят права и обязанности, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя, в т. ч. обязанность по уплате алиментов [11, с. 157]. Однако задолженность по уплате алиментных платежей и уплате неустойки, рассчитанной на день смерти наследодателя относится к обязанности, которая в порядке универсального правопреемства переходит к наследнику, который принял наследство. Так, в суд обратился истец с иском о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременность уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Истец мотивировал свои требования тем, что решением суда ответчик был лишен родительских прав, с него взысканы алименты в пользу истца на содержание несовершеннолетнего ребенка до наступления совершеннолетия. Судебный пристав на основании данного решения возбудил исполнительное производство. 27.02.2016 г. ответчик умер. Наследниками первой очереди стали несовершеннолетняя дочь ответчика и его мать, которые приняли наследство в установленный законом срок. Истец полагал, что поскольку мать ответчика приняла наследство, то она должна отвечать по обязательствам наследодателя, которые возникли в связи с несвоевременной уплатой им алиментов. Суд удовлетворил исковые требования о взыскании в пользу истца неустойки с матери ответчика. Решение суда апелляционным определением было оставлено без изменений. Суды, разрешая данное дело руководствовались тем, что в порядке универсального правопреемства к наследнику переходит также обязанность по уплате неустойки, которая исчислена на день смерти наследодателя, если будет установлена вина наследодателя, обязанного уплачивать алименты, в возникновении данной неустойки. Данное денежное обязательство и задолженность по алиментам относятся к обязательствам, которые не связаны с личностью, поэтому обязанность по их исполнению переходит по наследству в порядке универсального правопреемства [6].
Злостное уклонение от уплаты алиментов относится к основаниям для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ). Лишение родительских прав ведет к наступлению следующих правовых последствий: родители теряют все права, которые основаны на факте родства с ребенком, в т. ч. право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей (ч. 1 ст. 71 СК РФ) право наследования (абз. 2 ч. 1 ст. 1117 ГК РФ). Последняя мера носит характер крайней, т. к. применяется лишь в исключительных случаях, когда становится очевидным факт нежелания родителя участвовать в воспитании и развитии своего ребенка. Но вместе с этим следует иметь в виду, что лишение родительских прав фактически не влияет на увеличение уровня благополучия детей.
Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) (ч. 1 ст. 80 СК РФ) – добровольный способ выполнения алиментной обязанности. Если родители выбирают указанную форму, то и основания ответственности в случае невыполнения должны быть определены именном этим соглашением. Необходимо заметить, что в случае, если одним из родителей является лицо, совершившее уголовное преступление и отбывающее наказание, то условия применения мер ответственности, установленные соглашением, не должны противоречить порядку отбывания наказания. Судебная практика рассмотрения гражданских дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей позволяет определить тенденцию – большинство соглашений не содержат формы ответственности родителей в случае невыполнения алиментной обязанности.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу: ответственность, которая наступает в случае просрочки уплаты алиментов, зависит от способа их взыскания. Так, в соглашении об уплате алиментов, стороны вправе установить положения, определяющие ответственность за ненадлежащее исполнение алиментных обязательств. Если стороны не включили в соглашение такие положения, то применяются нормы гражданского законодательства об ответственности. Злостное уклонение от уплаты алиментов относится к основаниям для лишения родительских прав.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)