Современная система высшего образования характеризуется не только высокой интеллектуальной нагрузкой, но и возрастанием количества стрессовых ситуаций, с которыми сталкиваются студенты на различных этапах обучения [1]. К основным причинам возникновения стресса относятся большие объемы учебных заданий, постоянное повышение требований со стороны преподавателей, необходимость совмещения учебных и внеучебных видов деятельности, а также стремление к высоким академическим результатам в условиях возрастающей конкуренции. Несмотря на доказанную наукой связь между регулярной физической активностью и улучшением качества жизни студентов [3], многие представители современной молодежи вынуждены жертвовать физкультурой во имя учебы или других видов активности.
В таких условиях особую актуальность приобретает изучение влияния стрессовых факторов учебной деятельности на мотивацию студентов к занятиям физической культурой [5, 6], а также поиск эффективных путей повышения физической активности среди молодежи в условиях современных вызовов высшей школы.
Целью настоящего исследования является выявление влияния стрессовых факторов, возникающих в процессе обучения, на мотивацию студентов к занятиям физической культурой, а также анализ условий, способствующих поддержанию и повышению физической активности в студенческой среде.
В исследовании принимали участие 214 студентов 2–4 курсов разных специальностей ФГБОУ ВО «Кемеровского государственного университета», проживающих в г. Кемерово. Гендерный состав выборки: 138 девушек и 76 юношей. В исследование были включены студенты педагогических, гуманитарных, естественнонаучных и инженерных направлений подготовки в возрасте от 19 до 23 лет.
Для комплексной оценки уровня стресса и мотивации к занятиям физической культурой использовалась многоуровневая методика, включавшая следующие инструменты:
- Анкета с закрытыми и открытыми вопросами, позволявшая выявить основные поведенческие и эмоциональные реакции на стресс, а также индивидуальные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями.
- Шкала Перцева, направленная на количественное определение степени выраженности учебного стресса.
- Методика диагностики учебного стресса Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина для выявления уровней тревожности и эмоциональной неустойчивости [8, 9].
- Анализ посещаемости занятий по физической культуре в течение учебного семестра, фиксация пропусков и оценка вовлеченности в спортивную деятельность [7].
- Проведение полуформализованных интервью с кураторами учебных групп и преподавателями кафедры физической культуры с целью выявления внешних факторов влияния на мотивацию студентов.
Обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов математической статистики (описательная и сравнительная статистика, корреляционный анализ), а также последующим качественным анализом.
Рассмотрим более детально наиболее существенные стрессовые факторы по степени их влияния на мотивацию к занятиям физической культурой:
- Высокая учебная нагрузка: свыше 63% студентов отметили, что из-за большого количества теоретических и практических заданий у них практически не остается времени на регулярные физкультурные занятия; у большинства респондентов (52%) в такие периоды снижается мотивация даже к элементарной зарядке, а занятия спортом становятся эпизодическими.
- Сессии и экзаменационные периоды: более 70% опрошенных указали, что во время сессии их уровень тревожности значительно возрастает, появляется утомление, апатия, снижается физическая активность и стремление к занятиям спортом [4].
- Неэффективная организация учебного процесса: отсутствие четкого расписания, частые переносы занятий и отмены также негативно сказываются на планировании времени для физической культуры [2]; 49% студентов признались, что посещают секции или спортзал с нерегулярностью именно по причине невозможности предсказать нагрузку.
- Нехватка свободного времени: почти 58% студентов отметили, что они вынуждены выбирать между необходимостью выполнения домашних заданий и посещением занятий по физкультуре, нередко отдавая предпочтение учебе и откладывая спорт «на потом».
- Личные и социальные проблемы: почти треть опрошенных признала, что в периоды семейных неурядиц или конфликтов на учебе уровень вовлеченности в физическую активность меняется в зависимости от настроения: у одних он падает, у других – напротив, становится компенсационным механизмом релаксации (табл.).
Таблица
Основные стрессовые факторы обучения и их влияние на мотивацию к физической культуре
Стрессовый фактор | Влияние на мотивацию |
Высокая учебная нагрузка | Устойчивая тенденция к снижению |
Сдача экзаменов и зачетов | Резкое кратковременное снижение |
Нехватка свободного времени | Преимущественно отрицательное |
Личные проблемы | Переменное, индивидуальное |
На рисунке схематично представлен уровень мотивации к физической культуре среди студентов с различными уровнями переживаемого стресса. Проведенный корреляционный анализ показал, что у студентов с выраженным учебным стрессом показатели мотивации к физической активности были в 1,6 раза ниже, чем у низко стрессовых сверстников [1].
Результаты опроса также показали, что 73% респондентов отмечали значительное снижение интереса к физкультуре в период экзаменационных сессий. Анализ причин отказа или нерегулярности занятий показал, что среди доминирующих факторов студенты называют: общую усталость, хроническое утомление, нехватку времени, низкий интерес к предлагаемым формам физической активности и эмоциональное выгорание, обусловленное постоянными учебными перегрузками [5].

Рис. Уровень мотивации к физической культуре среди студентов с разным уровнем стресса
Полуформализованные интервью с преподавателями и кураторами выявили следующий существенный аспект: студенты с начальными низкими показателями мотивации в условиях стресса чаще полностью отказываются от физической активности, тогда как студенты с высокой внутренней мотивацией могут использовать спорт и физкультуру как адаптационный и релаксирующий ресурс даже в периоды пикового стресса [6].
Дополнительный анализ показал, что физкультурная деятельность как способ борьбы со стрессом признается почти половиной опрошенных, но лишь треть реально реализует подобные практики на постоянной основе [3]. Это свидетельствует о необходимости создания таких условий обучения, при которых физическая культура станет не обязанностью, а поддерживающим ресурсом и частью стиля жизни студентов.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии значимой связи между фактором учебного стресса и мотивацией к занятиям физической культурой у студентов вузов [1, 7]. Стрессовые воздействия оказывают комплексное негативное влияние на физическую активность, снижая не только желание, но и объективные возможности для регулярных спортивных занятий. Немаловажно отметить, что в зоне риска оказываются студенты со сформированными негативными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций, низкой саморегуляцией и отсутствием психологической поддержки со стороны образовательной среды [8].
Учебный стресс – ключевой фактор, определяющий уровень физической активности студентов в вузах. Разнообразие источников стресса и индивидуальные психофизиологические особенности студентов приводят к тому, что большинство студентов, испытывая стресс, снижают вовлеченность в физическую культуру и спорт.
Для улучшения ситуации необходим комплексный подход, включающий интеграцию психологических и педагогических методов поддержки студентов, внедрение программ по развитию стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта, популяризацию ценностей здорового образа жизни и расширение спектра доступных форм физической активности в вузе [2, 6].
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)