Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Влияние стрессовых факторов обучения на мотивацию к занятиям физической культуро...

Влияние стрессовых факторов обучения на мотивацию к занятиям физической культурой у студентов высших учебных заведений

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

стресс
мотивация
физическая культура
студенты
высшее образование
факторы обучения
здоровье
вовлечённость

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние учебных стрессовых факторов на мотивацию студентов к занятиям физической культурой. Приводятся результаты анкетирования и анализа поведенческих и эмоциональных реакций студентов различных специальностей. Определены основные стрессоры учебного процесса и их влияние на вовлечённость в физкультурную деятельность.

Текст статьи

Современная система высшего образования характеризуется не только высокой интеллектуальной нагрузкой, но и возрастанием количества стрессовых ситуаций, с которыми сталкиваются студенты на различных этапах обучения [1]. К основным причинам возникновения стресса относятся большие объемы учебных заданий, постоянное повышение требований со стороны преподавателей, необходимость совмещения учебных и внеучебных видов деятельности, а также стремление к высоким академическим результатам в условиях возрастающей конкуренции. Несмотря на доказанную наукой связь между регулярной физической активностью и улучшением качества жизни студентов [3], многие представители современной молодежи вынуждены жертвовать физкультурой во имя учебы или других видов активности.

В таких условиях особую актуальность приобретает изучение влияния стрессовых факторов учебной деятельности на мотивацию студентов к занятиям физической культурой [5, 6], а также поиск эффективных путей повышения физической активности среди молодежи в условиях современных вызовов высшей школы.

Целью настоящего исследования является выявление влияния стрессовых факторов, возникающих в процессе обучения, на мотивацию студентов к занятиям физической культурой, а также анализ условий, способствующих поддержанию и повышению физической активности в студенческой среде.

В исследовании принимали участие 214 студентов 2–4 курсов разных специальностей ФГБОУ ВО «Кемеровского государственного университета», проживающих в г. Кемерово. Гендерный состав выборки: 138 девушек и 76 юношей. В исследование были включены студенты педагогических, гуманитарных, естественнонаучных и инженерных направлений подготовки в возрасте от 19 до 23 лет.

Для комплексной оценки уровня стресса и мотивации к занятиям физической культурой использовалась многоуровневая методика, включавшая следующие инструменты:

  1. Анкета с закрытыми и открытыми вопросами, позволявшая выявить основные поведенческие и эмоциональные реакции на стресс, а также индивидуальные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями.
  2. Шкала Перцева, направленная на количественное определение степени выраженности учебного стресса.
  3. Методика диагностики учебного стресса Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина для выявления уровней тревожности и эмоциональной неустойчивости [8, 9].
  4. Анализ посещаемости занятий по физической культуре в течение учебного семестра, фиксация пропусков и оценка вовлеченности в спортивную деятельность [7].
  5. Проведение полуформализованных интервью с кураторами учебных групп и преподавателями кафедры физической культуры с целью выявления внешних факторов влияния на мотивацию студентов.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов математической статистики (описательная и сравнительная статистика, корреляционный анализ), а также последующим качественным анализом.

Рассмотрим более детально наиболее существенные стрессовые факторы по степени их влияния на мотивацию к занятиям физической культурой:

  • Высокая учебная нагрузка: свыше 63% студентов отметили, что из-за большого количества теоретических и практических заданий у них практически не остается времени на регулярные физкультурные занятия; у большинства респондентов (52%) в такие периоды снижается мотивация даже к элементарной зарядке, а занятия спортом становятся эпизодическими.
  • Сессии и экзаменационные периоды: более 70% опрошенных указали, что во время сессии их уровень тревожности значительно возрастает, появляется утомление, апатия, снижается физическая активность и стремление к занятиям спортом [4].
  • Неэффективная организация учебного процесса: отсутствие четкого расписания, частые переносы занятий и отмены также негативно сказываются на планировании времени для физической культуры [2]; 49% студентов признались, что посещают секции или спортзал с нерегулярностью именно по причине невозможности предсказать нагрузку.
  • Нехватка свободного времени: почти 58% студентов отметили, что они вынуждены выбирать между необходимостью выполнения домашних заданий и посещением занятий по физкультуре, нередко отдавая предпочтение учебе и откладывая спорт «на потом».
  • Личные и социальные проблемы: почти треть опрошенных признала, что в периоды семейных неурядиц или конфликтов на учебе уровень вовлеченности в физическую активность меняется в зависимости от настроения: у одних он падает, у других – напротив, становится компенсационным механизмом релаксации (табл.).

Таблица

Основные стрессовые факторы обучения и их влияние на мотивацию к физической культуре

Стрессовый фактор

Влияние на мотивацию

Высокая учебная нагрузка

Устойчивая тенденция к снижению

Сдача экзаменов и зачетов

Резкое кратковременное снижение

Нехватка свободного времени

Преимущественно отрицательное

Личные проблемы

Переменное, индивидуальное

На рисунке схематично представлен уровень мотивации к физической культуре среди студентов с различными уровнями переживаемого стресса. Проведенный корреляционный анализ показал, что у студентов с выраженным учебным стрессом показатели мотивации к физической активности были в 1,6 раза ниже, чем у низко стрессовых сверстников [1].

Результаты опроса также показали, что 73% респондентов отмечали значительное снижение интереса к физкультуре в период экзаменационных сессий. Анализ причин отказа или нерегулярности занятий показал, что среди доминирующих факторов студенты называют: общую усталость, хроническое утомление, нехватку времени, низкий интерес к предлагаемым формам физической активности и эмоциональное выгорание, обусловленное постоянными учебными перегрузками [5].

image.png

Рис. Уровень мотивации к физической культуре среди студентов с разным уровнем стресса

Полуформализованные интервью с преподавателями и кураторами выявили следующий существенный аспект: студенты с начальными низкими показателями мотивации в условиях стресса чаще полностью отказываются от физической активности, тогда как студенты с высокой внутренней мотивацией могут использовать спорт и физкультуру как адаптационный и релаксирующий ресурс даже в периоды пикового стресса [6].

Дополнительный анализ показал, что физкультурная деятельность как способ борьбы со стрессом признается почти половиной опрошенных, но лишь треть реально реализует подобные практики на постоянной основе [3]. Это свидетельствует о необходимости создания таких условий обучения, при которых физическая культура станет не обязанностью, а поддерживающим ресурсом и частью стиля жизни студентов.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии значимой связи между фактором учебного стресса и мотивацией к занятиям физической культурой у студентов вузов [1, 7]. Стрессовые воздействия оказывают комплексное негативное влияние на физическую активность, снижая не только желание, но и объективные возможности для регулярных спортивных занятий. Немаловажно отметить, что в зоне риска оказываются студенты со сформированными негативными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций, низкой саморегуляцией и отсутствием психологической поддержки со стороны образовательной среды [8].

Учебный стресс – ключевой фактор, определяющий уровень физической активности студентов в вузах. Разнообразие источников стресса и индивидуальные психофизиологические особенности студентов приводят к тому, что большинство студентов, испытывая стресс, снижают вовлеченность в физическую культуру и спорт.

Для улучшения ситуации необходим комплексный подход, включающий интеграцию психологических и педагогических методов поддержки студентов, внедрение программ по развитию стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта, популяризацию ценностей здорового образа жизни и расширение спектра доступных форм физической активности в вузе [2, 6].

Список литературы

  1. Димитрова Е.А. Исследование учебного стресса обучающихся современных российских вузов и меры его профилактики // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 7 (133).
  2. Кравцов А.В. Перспективы развития физкультуры в высших учебных заведениях / А.В. Кравцов, Л.П. Федосова, Г.В. Федотова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 93-2.
  3. Маркарян Э.Р. Воздействие физических упражнений на умственную деятельность студентов / Э.Р. Маркарян, Л.П. Федосова, А.И. Мельников // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: Материалы II Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму, Красноярск, 15-16 сентября 2023 года.
  4. Славинский Н.В. Изучение сердечного ритма студенческой молодёжи при занятиях физической культурой и в состоянии покоя / Н.В. Славинский, З.В. Кузнецова, И.В. Яткин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, № 6.
  5. Смутина А.О. Личностная мотивация студентов к занятиям физической культурой // Молодой учёный. – 2020. – № 4 (294).
  6. Стародубцев М.П. Организационные аспекты мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / М.П. Стародубцев, Т.В. Сапсаева // Человек и образование. – 2022. – № 2.
  7. Федосова Л.П. Анализ двигательной активности студентов аграрного вуза / Л.П. Федосова, З.В. Кузнецова, Г.В. Федотова, Л.У. Удовицкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8 (210).
  8. Холодкова О.А. Психологическое исследование поведения студентов группы на основе шкалы ситуативной и личной тревожности (тест Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина) с целью формирования самооценки личности // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 15-й Международной научно-технической конференции. – Минск: БНТУ, 2017.
  9. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина. – URL: https://ppms22.ru/upload/medialibrary/ec6/g1141jj73oo8ce146jk4w8e3mt414a6t/2.-SHkala-trevozhnosti_Spilberg_KHanin.pdf (дата обращения: 04.12.2025).

Поделиться

13

Иванова С. Ю., Газизова В. С. Влияние стрессовых факторов обучения на мотивацию к занятиям физической культурой у студентов высших учебных заведений // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/13985-vliyanie-stressovyh-faktorov-obucheniya-na-motivaciyu-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj-u-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января