В настоящее время проблема подготовки к интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями имеет приоритетное значение, так как дети с общим недоразвитием речи, испытывают значительные трудности в обучении грамоте, когда идут в массовую школу из логопедической группы. Поэтому предупреждение нарушения чтения и письма являются одним из главных направлений деятельности логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для успешного овладения процессом письма и чтения необходим достаточный уровень функционирования всех операций. Ключевым моментом предупреждения нарушений письма и чтения у дошкольников является развитие навыков звуко-слогового анализа, без которого обучение грамоте просто невозможно. На важность и необходимость своевременного формирования навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи указывали многие исследователи: Т. А. Алтухова, Л. Н. Ефименкова, Р. А. Каше, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Н. В. Новотворцева, Д. И. Орлова, Л. Ф. Спирова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен тем, что своевременная и целенаправленная работа по формированию навыков звуко-слогового анализа, способствует развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, успешному усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей.
Понятие языкового анализа и синтеза, их виды
Развитие языкового анализа и синтеза – одно из необходимых условий овладения грамотой, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Данной проблеме посвящены работы А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Д. И. Орловой, И. Н. Садовниковой, Г. В. Чиркиной [1].
Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов [2], анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, друг с другом и лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом [2].
Т. В. Игнатенко, В. В. Малахова [3], в своем блоге, делят языковой анализ и синтез на три вида:
- Фонематический (звуковой) анализ и синтез;
- Слоговой анализ и синтез;
- Деление предложений на слова и текста на предложения.
В. К. Орфинская отмечает, что фонематический анализ и синтез – умение выделять звуки на фоне слова и объединять отдельные звуки в целое слово.
Фонематические процессы (фонематический слух) – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонематический анализ может быть как элементарным, так и сложным. К элементарному фонематическому анализу относится выделение звука на фоне слова. Более сложной же формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.
Д. Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова [4]. В. К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма анализа появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
Анализ и синтез на уровне предложения – деление предложений на слова и текста на предложения, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, определить границы предложения в тексте [5].
Методы и приёмы формирования навыков звуко-слогового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В методике О. В. Черныш [6], в рубрике развитие навыков языкового анализа и синтеза, представлены упражнения для развития языкового анализа и синтеза. Эти упражнения просты и доступны, выполняются в игровой форме. Приемы работы помогут научить детей выполнять анализ и синтез предложений, слогов и слов, выполнять операции звукового анализа и синтеза, а целенаправленная работа подготовит к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью звуко-слогового анализа.
О. В. Черныш [6] предлагает следующие приемы формирования данных навыков:
1. Развитие звукового анализа и синтеза, применяет следующие методики:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.
- Вычленение звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
- Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам: звук «ш» находится между звуками «а» и «и» – «машина».
2. Развитие слогового анализа и синтеза:
- Дифференциация изолированных звуков: поднять кружки синего и красного цвета (согласные и гласные звуки).
- Выделение гласных звуков из слова.
- Закрепление действия слогового анализа и синтеза.
3. Развитие анализа структуры предложения:
- придумать слова с двумя или тремя слогами;
- придумать слово с определенным слогом в начале слова;
- придумать слово с определенным слогом в конце слова;
- определить количество слогов в названиях картинок;
- поднять цифр в соответствии с количеством слогов в названии картинки (не называя их).
Таким образом, нами были рассмотрены методики и приемы формирования навыков звуко-слогового анализа у дошкольников.
Можно сделать вывод о том, что формирование навыков языкового анализа и синтеза имеет огромное значение, так как несформированность данного навыка у детей дошкольного возраста приводит к предпосылкам нарушения письма и чтения в школьном возрасте. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы.
В литературе имеются рекомендации по формированию навыков звуко-слогового анализа, определены этапы, формы, приемы и методы работы. Но, к сожалению, данные методики предназначены для детей младшего школьного возраста вследствие чего имеет место разработка и адаптирование методик для дошкольников.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)