Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.
Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни [1].
Эмоции делают жизнь ярче, определяют активность всех психических процессов: мышления, внимания, памяти, речи и окрашивают все виды деятельности.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими [3].
Дети от природы непосредственны, открыты и очень эмоциональны. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, ему сложно строить отношения со сверстниками, он игнорирует переживания других или неверно их интерпретирует.
Если ребенок учится контролировать свои реакции, реагировать не сиюминутно, успокаиваться, а затем принимать более разумные решения, это говорит о том, что эмоциональный интеллект развивается. Но для этого ребенку нужны инструменты контроля эмоций, соответствующие модели поведения, чтобы выработать навык осознания и адекватного выражения своих переживаний [4].
Развить эмоциональный интеллект у дошкольников можно через игровые технологии.
Их цель углубить знание детей об основных эмоциях, формировать положительное отношение к сверстникам, учить понимать собеседника, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства. Для эффективного развития эмоционального интеллекта нужно сформировать развивающую среду и проводить работу с использованием различных материалов.
Игровая деятельность направлена на:
- формирование навыка распознавать эмоции;
- на переключение внимания, управление эмоциями;
- снятие эмоционального и физического напряжения;
- развитие творческого мышления;
- сплочение детского коллектива.
Игра позволяет безопасно проживать разные эмоциональные состояния, учиться управлять ими и понимать других. Эмоциональный интеллект формируется на основе межличностного взаимодействия и практического опыта. Через игровое взаимодействие ребёнок учится понимать чувства других, выражать собственные эмоции, регулировать поведение, сочувствовать и радоваться успехам товарищей [6].
Примеры игр для развития эмоционального интеллекта у дошкольников:
- «Зеркало эмоций» – один из детей или педагог изображает какую-либо эмоцию (радость, удивление, грусть, злость), а другой ребёнок должен повторить эту эмоцию, как будто он её отражение. После этого дети обсуждают, что они почувствовали, когда изображали эмоцию.
- «Какой я сегодня?» – дети выбирают из набора карточек с изображениями различных эмоций ту, которая соответствует их текущему настроению (радость, грусть, злость, удивление и т. д.). После выбора каждый ребёнок рассказывает, почему он выбрал именно эту эмоцию, описывая свои чувства.
- «История в картинках» – педагог показывает детям серию картинок, которые представляют разные ситуации (например, ребёнок дарит подарок другу, кто-то потерял любимую игрушку, мама обнимает ребёнка). Задача детей – определить, какие чувства испытывают герои на картинке, и рассказать об этом.
- «Эмоциональный портрет» – дети рисуют своё настроение с помощью цвета и формы, затем каждый ребёнок рассказывает, какую эмоцию он изобразил и почему.
Эффективное развитие эмоционального интеллекта требует регулярной работы. Также важно учитывать индивидуальные особенности и темп каждого ребёнка.
Таким образом, развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)