Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через игровую деятельность

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через игровую деятельность

24 декабря 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
эмоции
эмоциональный интеллект

Аннотация статьи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – это процесс формирования навыков распознавания, выражения и управления своими эмоциями, а также понимания чувств других людей. Дошкольный возраст (3–7 лет) – сензитивный период для развития эмоционального интеллекта, так как в это время закладываются основы эмоциональной саморегуляции, эмпатии и коммуникативных навыков.

Текст статьи

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни [1].

Эмоции делают жизнь ярче, определяют активность всех психических процессов: мышления, внимания, памяти, речи и окрашивают все виды деятельности.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими [3].

Дети от природы непосредственны, открыты и очень эмоциональны. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, ему сложно строить отношения со сверстниками, он игнорирует переживания других или неверно их интерпретирует.

Если ребенок учится контролировать свои реакции, реагировать не сиюминутно, успокаиваться, а затем принимать более разумные решения, это говорит о том, что эмоциональный интеллект развивается. Но для этого ребенку нужны инструменты контроля эмоций, соответствующие модели поведения, чтобы выработать навык осознания и адекватного выражения своих переживаний [4].

Развить эмоциональный интеллект у дошкольников можно через игровые технологии.

Их цель углубить знание детей об основных эмоциях, формировать положительное отношение к сверстникам, учить понимать собеседника, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства. Для эффективного развития эмоционального интеллекта нужно сформировать развивающую среду и проводить работу с использованием различных материалов.

Игровая деятельность направлена на:

  • формирование навыка распознавать эмоции;
  • на переключение внимания, управление эмоциями;
  • снятие эмоционального и физического напряжения;
  • развитие творческого мышления;
  • сплочение детского коллектива.

Игра позволяет безопасно проживать разные эмоциональные состояния, учиться управлять ими и понимать других. Эмоциональный интеллект формируется на основе межличностного взаимодействия и практического опыта. Через игровое взаимодействие ребёнок учится понимать чувства других, выражать собственные эмоции, регулировать поведение, сочувствовать и радоваться успехам товарищей [6].

Примеры игр для развития эмоционального интеллекта у дошкольников:

  • «Зеркало эмоций» – один из детей или педагог изображает какую-либо эмоцию (радость, удивление, грусть, злость), а другой ребёнок должен повторить эту эмоцию, как будто он её отражение. После этого дети обсуждают, что они почувствовали, когда изображали эмоцию.
  • «Какой я сегодня?» – дети выбирают из набора карточек с изображениями различных эмоций ту, которая соответствует их текущему настроению (радость, грусть, злость, удивление и т. д.). После выбора каждый ребёнок рассказывает, почему он выбрал именно эту эмоцию, описывая свои чувства.
  • «История в картинках» – педагог показывает детям серию картинок, которые представляют разные ситуации (например, ребёнок дарит подарок другу, кто-то потерял любимую игрушку, мама обнимает ребёнка). Задача детей – определить, какие чувства испытывают герои на картинке, и рассказать об этом.
  • «Эмоциональный портрет» – дети рисуют своё настроение с помощью цвета и формы, затем каждый ребёнок рассказывает, какую эмоцию он изобразил и почему.

Эффективное развитие эмоционального интеллекта требует регулярной работы. Также важно учитывать индивидуальные особенности и темп каждого ребёнка.

Таким образом, развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Список литературы

  1. Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман, Д. Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. – 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
  2. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии – 2006. – № 3 – С. 78-86. Источник: https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html (19.03.2022 г.)
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2 Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с. Источник: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf (19.03.2022 г.).
  4. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой; [науч. ред. Е. Ефимова]. – 11-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
  5. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения» СПб.; изд. СПб. Ун-та, 1999. С. 25-26. Источник: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyevskie_chteniya_1999/go,24;fs,1/ (19.03.2022 г.).
  6. Панфилова Ю. Страх, гнев, печаль и радость. Психология эмоций. 2016.

Поделиться

2

Лященко И. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через игровую деятельность // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14001-razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-doshkolnikov-cherez-igrovuyu-deyatelnost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января