Главная
Конференции
Экономика и социум: преодоление неравенства через гуманитарные практики
Сюжетно-ролевые игры как средство развития ролевого взаимодействия в старшем дош...

Сюжетно-ролевые игры как средство развития ролевого взаимодействия в старшем дошкольном возрасте

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

сюжетно-ролевая игра
дошкольники
дошкольный возраст
развитие детей
социализация
воспитатель
педагогическое руководство
игровая деятельность
сюжет
роль
творчество
самостоятельность
предметно-развивающая среда
нравственное воспитание
психические процессы (или более конкретно: воображение
речь
мышление)

Аннотация статьи

Статья посвящена теоретическому обзору сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, опираясь на работы выдающихся отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Б. Краснощекова и др.).

В материале раскрывается фундаментальное значение игры для внутренней социализации ребенка, усвоения социальных ролей, развития психических процессов (воображения, речи, мышления) и формирования нравственных качеств. Освещаются ключевые характеристики сюжетно-ролевой игры – ее самостоятельный и творческий характер, эмоциональная насыщенность – а также основные компоненты, такие как сюжет и роль. Отдельное внимание уделено роли воспитателя в грамотной организации и обогащении игры, включая создание предметно-развивающей среды и тактичное руководство.

Текст статьи

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Руководство этим видом игр требует от педагога знания методики организации на каждом возрастном этапе и педагогического такта.

Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание игры детей: способствует расширению их представлений о труде и быте взрослых, обеспечивает формирование знаний детей о взаимоотношениях людей. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Для грамотного руководства игрой педагог должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек, игровых материалов; создание предметно-игровой среды, что создаёт «материальную» базу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Созданные условия способствуют творческой активности, побуждают детей к игре. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития.

Психологический словарь даёт следующее определение: сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Характерными особенностями сюжетно-ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно-ролевой игры – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Н. В. Краснощёкова выделяет несколько видов сюжетно - ролевой игры. В зависимости от содержания она классифицирует их на игры, на бытовые сюжеты, на производственные и общественные темы и игры на героико-патриотические темы. По организации и количеству участников она подразделяет игры на индивидуальные, групповые, коллективные. Считает, что воспитатель должен создавать предметно-игровую среду, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности, организовывать в группе центры для игр, которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, а также создавать уголки для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук.

Для формирования у детей ролевых действий, необходимо умение перевоплощаться. С этой целью необходимо использовать костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для постового).

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. 

Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Ролевое поведение в игре – это осуществление взаимоотношений с партнёром (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребёнок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнёра по игре, координируя с ним свои действия.

Роль появляется в игре на границе раннего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребёнка на основе предметных игр. Игры с отдельными предметами – переходная ступень от простого подражания к ролевой игре. В них нет ещё воображаемой ситуации, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: ребёнок может ещё не считать себя в игре с мамой, которая укладывает малыша, он целиком поглощён самим действием. В играх в отдельных действиях ребёнок практически не разговаривает. В них ещё нет взаимодействия персонажей.

К. Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.

Л. С. Выготский писал, что игра – «пространство внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок. Он называет игру «девятым валом детского развития».

По Д. Б. Эльконину, ролевая игра – это средство связи ребёнка с обществом.

В работах Е. А. Воронович, Т. А. Марковой, Е. А. Смирновой и др. игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности, утверждали, что, играя с детьми, необходимо создавать проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности. Воспитатель играет вместе с детьми, в игре принимает позицию играющего партнёра, на каждом возрастном этапе разворачивает игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ построения игры. Кроме этого, старается создать доброжелательную атмосферу. В совместной игре с детьми не допускать принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры. Также Е. А. Воронович, Т. А. Марковой, Е. А. Смирновой предлагали формировать у детей умение играть в совместные игры: проявляет интерес к играм детей и, задавая вопросы, тем самым постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли.

Исследования Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко свидетельствуют о том, что при правильном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образного мышления, воображения, развитию речи. «Обучение ребёнка ролевому поведению лучше начинать с наиболее близких ему по содержанию ролей», – считает Н. Я. Михайленко.

Научить ребёнка роли, можно только играя вместе с ним. При этом важно, чтобы ребёнок в ходе общения понял, что он должен делать в соответствии с принятой ролью. Ролевые взаимодействия, ролевой диалог в старшем возрасте становится более длительным и выразительным.

В игровой деятельности развивается воображение, изобретательность, фантазия и творчество. По мнению, А. К. Харченковой сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для развития речи. В них происходит общение детей, осваиваются новые понятия, расширяется словарный запас.

А. К. Харченкова описывает свой опыт по развитию ролевого поведения в игре у детей старшего возраста. Она считает, что «…при организации сюжетно-ролевых игр важное значение имеет субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка, где взрослый является не руководителем, а партнёром детей в творческом процессе». 

Игра строится так, чтобы для ребёнка возникла необходимость ролевого взаимодействия с другими детьми, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это достигается при соблюдении следующих условий:

  1. Использование многоперсонажных сюжетов с ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
  2. Персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Для того чтобы сформировать у детей ролевое поведение, А. К. Харченкова предлагает перед началом игры предлагает проводить предварительную работу: наблюдения с учётом темы предстоящей игры, беседы об увиденном на экскурсиях, целевых прогулках, чтение художественной литературы по теме, рассматривать иллюстрации, совместно создавать атрибуты для предстоящей сюжетно-ролевой игры.

Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы. Когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребёнку 7–10 минут.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии игры и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Г.А. Забудько в своих работах указывает на то, что во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать своё мнение, умению настоять на своём, а также совместно строить и реализовывать планы.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Она предлагает детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей используются различные методические приёмы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.

Г. А. Забудько предлагает использовать следующие приёмы для формирования ролевого поведения детей в играх: показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, участие воспитателя в играх детей, составление рассказа, обучение планированию игры, предлагает проводить беседы с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы, совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр, предлагает использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью, изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения.

«Обучение ребёнка ролевому поведению лучше начинать с наиболее близких ему по содержанию ролей», – считает автор.

Научить ребёнка роли, можно только играя вместе с ним. При этом важно, чтобы ребёнок в ходе общения понял, что он должен делать в соответствии с принятой ролью. Ролевые взаимодействия, ролевой диалог в старшем возрасте становится более длительным и выразительным.

Таким образом, изучение методической литературы, программы, позволило прийти к выводу, что работа по формированию ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешной, если педагогом определены способы обучения ролевому поведению в игре с учётом возрастных особенностей, используются косвенные методы руководства, применяются различные формы работы с родителями.

Список литературы

  1. Игра сюжетная // Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007 – С. 176.
  2. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / И.О. Карелина [Текст] – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.
  3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова [Текст] – Ростов н /Д: Феникс, 2013. – 250 с.
  4. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. – 3-е изд., испр [Текст] – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин [Текст] – М.: Педагогика, 1978. – 143 с.

Поделиться

6

Вусатюк В. А., Ясонова В. Г., Шабанова П. Е. Сюжетно-ролевые игры как средство развития ролевого взаимодействия в старшем дошкольном возрасте // Экономика и социум: преодоление неравенства через гуманитарные практики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/14014-syuzhetno-rolevye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-rolevogo-vzaimodejstviya-v-starshem-doshkolnom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января