Впервые описание образов возникает в структурализме, основателем которого принято считать В. Вундта [1]. Центральным предметом изучения автор считал процессы сознания. Как отдельный феномен «образ» не представлен в работах В. Вундта, но он описывает элементы сознания такие как ощущения и чувства. Именно это натолкнуло его ученика Э. Титченера [1] на изучение образов.
Э. Титченер [1] предложил считать тремя основными элементами структуры сознания следующие: ощущения, образы и эмоциональные состояния. Ощущения являются основными элементами восприятия и даются нам в виде звуков, зримых образов, запахов и других переживаний, вызываемых в нас физическими объектами окружающего пространства. Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом, – например, происходящие в нашей памяти. Эмоциональные состояния являются выражениями душевных переживаний и проявляются в таких чувствах, как любовь, ненависть или печаль.
Э. Титченер писал, что образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти [1, с. 73].
Категория образа подвергалась изучению и в рамках психоаналитического направления. Основоположник данного направления, З. Фрейд [2], обращался к анализу психических образов. Автор рассматривает образы с позиции воспроизведения в сознании инстинктов и влечений. Согласно данной точки зрения, образы связывают человека с его внутренним миром, отражают его сопротивление, конфликты.
Для изучения образов в психоанализе использовался метод свободных ассоциаций, метод анализа сновидений. Именно эти методы позволяют проследить проявления бессознательного в психической жизни каждого человека. Подчеркивается, что именно образы выступают единственным инструментом изучения бессознательного. Иными словами, З. Фрейд [2] считал образы психическими копиями инстинктов и влечений человека.
В середине XX века начинается широкое исследование образа как феномена в русле теории и практики в отечественной психологии. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются такие ученые-психологи как: С. Л. Рубинштейн [3], А. Н. Леонтьев [3], П. Я. Гальперин [4], Б. Г. Ананьев [4], Н. А. Бернштейн [4].
Согласно теории отражения П. Я. Гальперина [4], главное, что связывает образ и оригинал – это отношение отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Однако по-разному решается вопрос о том, какое отражение формирует образ. Нахождение ответа на данный вопрос является основополагающим, так как позволит раскрыть особенности понимания образа.
Одними из первых стали изучаться сенсорно-перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия, советскими психологами Б. Ф. Ломовым [3] и Л. М. Веккером [3]. Основная характеристика сенсорно-перцептивного представления состоит в том, что оно появляется только при воздействии предметов и их свойств на органы чувств человека и реализуется в реальном масштабе времени.
В отечественной психологии под образом понимается взаимосвязь внешнего и внутреннего мира. Образ предстает в виде способа, помогающего перетекать параметрам реальности (времени, последовательности и т. д.) в характеристики внутреннего психического пространства, формируя его.
Перцептивные образы представляют собой основу для возникновения более сложных по структуре и функциям образов. Среди них следует выделить так называемые вторичные образы, проявляющиеся в представлении, образах памяти, образах воображения. Главная характеристика вторичных образов проявляется в их образовании без непосредственного воздействия объектов реального мира, посредством операционализации и трансформации чувственных образов, которые сохранились в памяти. В то же время структура образа объекта может претерпеть изменения.
Следующее направление психологии, в рамках которого изучаются образы – гештальтпсихология Данное направление выдвинуло программу изучения психики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался здесь как функциональная структура, которая по присущим ей законам регламентирует многообразие отдельных явлений. Такое толкование первоначально применялось к описанию психики, а затем распространилось на область физических, физиологических, социальных и других явлений.
Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Е. А. Климов, считающий одним из фундаментальных понятий психологии термин «образ». Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми».
Мы видим, что в психологической литературе, образ рассматривают в качестве носителя информации, и, в связи с этим исследуется его гносеологическая функция, в первую очередь роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении.
Кроме этого, в психологической литературе достаточно часто встречается использование понятия «образ» и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о многообразности, многокатегориальности и полимодальности образов, но и об их многофункциональности.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)