Главная
Конференции
Экономика и социум: преодоление неравенства через гуманитарные практики
Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игров...

Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инновационные технологии
дети
дошкольный возраст
старший дошкольный возраст
детский сад
квест-технология
ТРИЗ-технология
технология «Лэпбук»
технология мнемотехники
технология развивающего диалога
синквейн

Аннотация статьи

В статье рассмотрены инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме. Перечислены основные их характеристики, представлены примеры и результаты применения инновационных методов.

Текст статьи

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста – важная задача педагогов и родителей, ведь именно этот период закладывает основу будущих успехов в учебе и социальной адаптации. Традиционные подходы постепенно уступают место современным методикам, основанным на инновационных технологиях и активных формах взаимодействия. Эти подходы делают процесс обучения увлекательным и доступным даже для малышей.

Современный мир предъявляет высокие требования к качеству подготовки детей к школьному обучению. Развитие речи – ключевой аспект, определяющий уровень готовности ребенка к восприятию сложных образовательных программ. Устаревшие методики, основанные исключительно на механической тренировке произношения и запоминании отдельных слов, теряют эффективность. Сегодня востребованы современные, комплексные подходы, обеспечивающие активное вовлечение ребенка в учебный процесс.

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, которые можно успешно использовать для речевого развития старших дошкольников: квест-технология, ТРИЗ-технология, технология «Лэпбук», технология мнемотехники, технология развивающего диалога, синквейн.

Вот подробное описание каждого метода инновационных технологий для развития речи старших дошкольников:

Квест-технология – это игра-путешествие, основанная на выполнении заданий, решение которых ведет к достижению общей цели. Для дошкольника квест создает ситуацию успеха, усиливает желание говорить и общаться, учит планировать шаги, выстраивать последовательность действий и формировать связную речь.

Как работает:

Ведущий заранее разрабатывает сценарий квеста с несколькими этапами-заданиями. Задания включают игру в детектива, собирание подсказок, загадок, выполнение физических упражнений, постановку вопросов.

Участники проходят уровни последовательно, добиваясь конечной цели.

Преимущества:

  • Повышение мотивации к говорению.
  • Развитие инициативности, внимания, произвольности поведения.
  • Активизация познавательной активности.

ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) – метод направлен на развитие творчества, критического мышления, умение находить оригинальные идеи и выходы из нестандартных ситуаций. В процессе игры и размышлений ребёнок постепенно усваивает приёмы сопоставления, синтеза и сравнения.

Как работает:

Воспитатель ставит перед детьми проблему, которую нужно решить творчески. Детям предлагается обсудить её, предложить варианты решений.

Далее идёт обсуждение лучших идей, выбор оптимального варианта.

Преимущества:

  • Стимулирует фантазию и воображение.
  • Учит думать гибко, свободно рассуждать вслух.
  • Улучшает способность аргументированно доказывать свою точку зрения.

Технология «Лэпбук» – это папка или книга, созданная специально для изучения какой-то отдельной темы. Внутри нее находятся материалы для занятий, поделки, инструкции, памятки, карты, схемы и др., которые становятся стимулом для беседы и объяснения ребенком своих мыслей.

Как работает:

Тематическое оформление папки помогает ребенку визуально структурировать материал. Заполнение каждой части лэпбука требует пояснений и рассуждений, что автоматически развивает речь.

Каждый элемент вызывает живой интерес и готовность поделиться впечатлениями.

Преимущества:

  • Закрепление новых знаний путем повторения и комментирования.
  • Расширение кругозора и словарного запаса.
  • Формирование основ самостоятельной учебной деятельности.

Технология мнемотехники основана на использовании визуальных образов для лучшего запоминания информации. Картинки, символы, ассоциации помогают ребенку легче воспринимать и воспроизводить учебный материал.

Как работает:

Изображается предмет или явление в виде наглядного образа.

Ребёнок рассказывает, вспоминает признаки предмета, называет характерные черты. Понимание приходит через зрительное представление, которое подкрепляется вербальным описанием.

Преимущества:

  • Помогает быстро запомнить новую информацию.
  • Укрепляет связь между словом и предметом.
  • Способствует лучшему пониманию текста и смысловых связей.

Технология развивающего диалога

Диалоговая работа строится на открытых вопросах, способствующих самостоятельному поиску решений и освоению навыков выражения собственных мыслей. Такой подход стимулирует когнитивное развитие и совершенствование языкового аппарата.

Как работает:

Педагог регулярно задает вопросы, провоцируя детальное осмысление ситуации. Важно поощрять попытки детей отвечать развернуто, полнее раскрывая свое мнение. Необходимо поддерживать активное взаимодействие между детьми и взрослым.

Преимущества:

  • Углубленное знакомство с языком и культурой речи.
  • Развитие умения обосновывать своё мнение, аргументировать позицию.
  • Подготовка к активной коммуникации и обсуждению любых жизненных вопросов.

Синквейн – поэтическая форма из пяти строк, отражающая основное понятие темы. Каждая строчка имеет четкую структуру, что упрощает написание и даёт свободу самовыражения.

Как работает:

Название темы.

Два прилагательных, характеризующих тему.

Три глагола, показывающих действия.

Фраза из четырех слов, подводящая итог.

Одно слово-синоним исходного понятия.

Преимущества:

  • Учится лаконично и точно выражать свои мысли.
  • Упрощает процесс знакомства с литературными жанрами.
  • Побуждает анализировать, сравнивать, обобщать.

Эти шесть методик являются отличным инструментом для комплексного подхода к развитию речи старшего дошкольного возраста, обеспечивая полноценное интеллектуально-речевое развитие ребенка.

Результаты применения инновационных методов

Исследования подтверждают высокую эффективность инновационных методов в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети демонстрируют значительное улучшение показателей:

  • Увеличение объема активного словарного запаса.
  • Улучшение звукопроизношения и восприятия устной речи.
  • Повышение уверенности в собственных силах и мотивации к обучению.

Таким образом, внедрение инновационных методов позволяет создать оптимальные условия для полноценного развития речи у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивая плавный переход к начальному этапу школьного обучения.

Список литературы

  1. Пежемская Ю.С. «Развивающий диалог в образовании» https://psyjournals.ru/education21/issue/54308_full.shtml.
  2. Береговых М.М. «Направляемый развивающий диалог». https://www.tellee.ru/activities/uchebnyy_tsentr/razvivayushchiy_dialog/.
  3. Идрисова А.М. Использование технологии «Мнемотехника» в образовательном процессе в ДОУ. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/27/ispolzovanie-tehnologii-mnemotehnika-v-obrazovatelnom.
  4. Исаева М.В. «Использование ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников» https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/21/ispolzovanie-triz-tehnologiy-v-razvitii-rechi-doshkolnikov.
  5. Каленская А. «Квест-игра как средство для речевого развития детей дошкольного возраста». https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-kak-sredstvo-rechevogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html.
  6. Винокурова В.Г. «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/lepbuk-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-doshkolnogo-obucheniya.

Поделиться

6

Кудинова Е. А., Сабельникова М. М., Ковалева М. Ю. Инновационные методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме // Экономика и социум: преодоление неравенства через гуманитарные практики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 декабря 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/14021-innovacionnye-metody-razvitiya-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoj-forme

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января