Выявление особенностей и взаимосвязей между взаимным субъективным восприятием родителями своего подростка и субъективным восприятием своих родителей подростком представляется актуальным.
Говоря об образе родителей, который складывается в сознании подростка, важно отметить, что в теоретическом анализе этой проблемы существуют определённые наработки.
Образ как результат межличностного восприятия выполняет не только осведомительную, но и регулятивную функцию. Образы определяют стиль и характер взаимодействия, ориентируют в ситуации общения и способствуют выбору средств воздействия на человека.
Восприятие своих родителей с точки зрения их социальной роли, родительской функции также выполняют регулирующую функцию в развитии взаимоотношений с другими. Определённый образ родителей появляется у ребёнка из опыта отношений с матерью, отцом, и зависит от характера этих отношений. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца, образ их родительской роли уже сами начинают определять специфику детско-родительских отношений. Бывают семьи, где ребенка воспитывают отчим или мачеха, однако функцию они выполняют родительскую, а значит у ребенка и в этих условиях формируется образ родителя.
Постоянство возникающих конфликтов подростков с родителями заставляет снова и снова возвращаться к изучению специфики отношений с окружающими в подростковом возрасте.
Последние годы отмечены интересными отечественными исследованиями, обращенными к проблеме восприятия подростками их отношений с родителями (О. А. Карабанова [1], Л. И. Вассерман [2, с. 86-95], Е. Е. Ромицына [2, с. 86-95]), в первую очередь к проблеме восприятия подростками родительских позиций и возрастным аспектам детско-родительских отношений.
Однако представления подростков об отношениях с родителями в преломлении через образ родителей как личностей, и «образ-Я» подростка, эмоциональный ракурс этих представлений остаются малоизученными.
Наряду с «образом-Я» и образом другого человека существуют образы отношений. Представления об отношениях с отцом, матерью и другими людьми также выполняют регулирующую функцию в развитии взаимоотношений с другими. Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют у ребенка определенный образ родителей.
В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца уже сами начинают определять специфику детско-родительских отношений. На отношения с родителями в подростковом возрасте, с нашей точки зрения, существенное влияние оказывает образ друга.
М. В. Розин [3, с. 91-99], изучавший неформальные подростковые группы, выявил, что образ родителей у подростков из неформальных групп в большинстве случаях окрашен негативно. Конфликты с родителями являются предметом гордости в подобных субкультурах, а это, в свою очередь, определяет негативный характер и содержание образа отца и матери.
Интимная дружба, которая зарождается в подростковом возрасте, служит важным ресурсом и поддержкой подростку в период обретения им автономии и отделения от родителей. И естественно, что образ друга (дружбы) оказывает влияние на формирование представлений об отношениях с родителями.
Еще одним фактором, определяющим отношения с родителями в подростковом возрасте, является «образ-Я» подростка. В структуру «образа-Я» входит как знание человека о своих особенностях (когнитивный компонент), так и отношение к себе (аффективный компонент).
Образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентирующей его в конкретной ситуации, направляющей на достижение поставленной цели. В образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей.
Исследования В. Виттрайха [4, с. 121-141] и К. Готтшальдта [4, с. 121-141] показывают, что дети десятилетнего возраста склонны воспринимать своих родителей более красивыми, чем самих себя или других людей. В противоположность этому подростки склонны приукрашивать собственные характеристики и более адекватно описывать родителей и посторонних.
Восприятие как родителей, так и других людей зависит от возраста человека, культуры и отношения к воспринимаемому. Знание о предмете или человеке (представление о чем-то) имеет двойственную природу: с одной стороны, оно выступает как единица общественного сознания, а с другой - как образующая индивидуального сознания.
В исследовании Васильченко Н. А. [5, с. 139-141] было выявлено, что девочки подросткового возраста описывают мать со следующими личностными особенностями: выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, гибкость в контактах, доброжелательность.
Они характеризуют мать как внимательную, стремящуюся проявлять заботу во всех ситуациях, зачастую лишая девочек самостоятельности решать возникающие вопросы. В то же самое время матери контролируют своих дочерей, часто используя только собственные аргументы в качестве доказательств.
Образ отца у девочек-подростков отражен следующими характеристиками: мягкосердечный, сверхобязательный, имеющий гиперсоциальность установок, уверенный в себе. Итак, девочки характеризуют своих родителей как ориентированных на социальные нормы, поддерживающих их.
Мальчики-подростки описывают матерей как уверенных в себе, склонных к доминированию, но добрых, отзывчивых, склонных соответствовать социальным нормам, выполнять социальные предписания. Также они представляются как нуждающиеся в признании, помощи со стороны окружающих, застенчивые, обладающие реалистической базой суждений.
Создается образ матерей, которые эмоционально привязаны к сыновьям и все требования предъявляются, опираясь на эту привязанность.
Образ отца для мальчиков подросткового возраста формируется из следующих характеристик: уверенные в себе, оптимистичные, активные, часто переоценивающие собственные возможности, склонных к доминированию, не терпящих критики. Также отцы представляются, авторитетные взрослые, строящие свое взаимодействие на доверии, возможности высказывать собственное мнение.
Проблема восприятия образа родителей подростками является актуальной. Важность изучения данного феномена отмечается как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)