Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Освоение грамоты в детском саду в рамках реализации ОП в соответствии с ФОП. Осо...

Освоение грамоты в детском саду в рамках реализации ОП в соответствии с ФОП. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения грамоте детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность и особенности реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО) в контексте подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Описание направлено на воспитателей детских садов и педагогов, стремящихся развить у детей начальные навыки грамотности через игровые методики, логическое мышление и повседневное взаимодействие.

Текст статьи

Процессы развития дошкольного образования в Российской Федерации постоянно эволюционируют, поскольку появляются новые цели, правовая база, технологии, формы и методы организации образовательного процесса, требования к педагогическим кадрам.

Так с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 года все дошкольные образовательные учреждения работают по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Одной из важнейших образовательных областей ФОП является «Речевое развитие». В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в пункте 2.6 (изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955) в образовательную область «Речевое развитие» включено формирование предпосылок к обучению грамоте.

В содержательном разделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028) определены задачи и содержание образовательной деятельности по формированию предпосылок к обучению грамоте, которые представлены на слайде.

Согласно п. 20ФОП ДО в разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область предусматривает:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха;
  • развитие грамматически правильной речи;
  • формирование предпосылок к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

ФОП дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом, разработанным К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Подготовка к обучению грамоте начинается в возрасте 3-х лет. В этом возрасте дети учатся вслушиваться в звучание слова, знакомятся с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

В возрасте 4-5 лет дети учатся понимать и употреблять слова при выполнении различных упражнений, в речевых играх. Работа эта может осуществляться в ходе занятий по развитию речи и в ходе ролевых игр с детьми. Работаем над словами, постепенно переходя к составу слов, из чего состоят слова (состоят из звуков, слушаем, вслушиваемся), постепенно переходим к характеристикам, которым мы должны научить детей, каждому звуку на слух: твердый он или мягкий звук, определять изолированно. Произносим первые звуки в слове и называем слова с заданным звуком, выделяем голосом звук в слове, произносим заданный звук протяжно, громче, четче и т. д.

В 5-6 лет дети учатся производить анализ различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его месте в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки. Также воспитанники знакомятся со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

В возрасте 6-7 лет дети упражняются в составлении предложений из 2–4 слов, учатся делить на слоги, составляют слова с открытыми слогами; знакомятся с буквами, читают слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов. На данном этапе формируем у детей умение составлять схемы предложения.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения.

Всё это требует специальной подготовки воспитателей, оснащения процесса работы педагога новыми необходимыми для работы методическими и дидактическими материалами.

В своей работе мы используем методический комплект программы Нищевой Н. В. «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО» на основе ФОП ДО, которая прошла экспертизу в Министерстве образования и включена в реестр «Навигатор образовательных программ» дошкольного образования.

К этой программе разработан методический комплект, включающий все необходимые методические и дидактические пособия: «Домашний букварь», «Домашние прописи», «Разрезная азбука».

Программа Н. В. Нищевой рассчитана на работу со 2 младшей группы, где проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц. Десять занятий в год.

В средней, старшей и подготовительной группах, программа рассчитана на 20 занятий, то есть 2 раза в месяц. Но мы понимаем, что такое количество занятий не даст нужного результата. Мы проводим 4 занятия. На каждом втором занятии мы закрепляем полученные знания и умения.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас – взрослых, от нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребенок чувствует свой успех от выполнения каждого задания.

Главным условием для полноценной работы по подготовке к обучению грамоты детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. Развивающая предметно-пространственная среда по обучению грамоте дошкольников должна соответствовать Федеральной Образовательной Программе. (ФОП). Основными принципами организации развивающей предметно-пространственной среды по обучению грамоте в соответствии с ФОП являются: безопасность, функциональность и уникальность.

Необходимо отметить, что расположение игр по обучению грамоте должно быть логичным и удобным (например: библиотеку, литературный центр, печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть столик, стулья, диван). Также РППС по освоению грамотой должна отвечать возрастным особенностям и потребностям. Расположение мебели, игрового оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и санитарно – гигиеническим требованиям (рост ребенка, световой режим работы) и эстетическим требованиям.

На первом этапе создания среды по обучению грамоте мы определили цель и разработали план по ее оснащению, учитывая потребности детей и требования ФОП. Затем продумали пространство, выбрали пособия и мебель, также в соответствии со стандартами ФОП. И на последнем создали обучающие зоны для взаимодействия с детьми в новой среде. Используя предметно-пространственную среду по обучению грамоте, мы предоставляем воспитанникам возможность для участия и взаимодействия с разнообразными обучающими материалами.

В развивающую среду по обучения грамоте мы включили пособия и игры, которые способствуют развитию фонематического слуха, звуковой культуры речи детей, а также обратила внимание на создание условий для индивидуального развития, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) Для работы с развивающей предметно-пространственной средой мы организуем драматические игры и сценки, стимулирующие детей к общению и выражению мыслей; проводим творческие упражнения, развивающие способность выразительной и артикуляционной речи.

Насыщать РППС по обучению грамоте мы начинаем с 3-летнего возраста. Детям младших групп даю возможность много играть. В группе размещено большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяем играм-драматизациям и театрализованным играм. В центре развития речи воспитанникам мы предлагаем игры и пособия для автоматизации звуков: альбом для автоматизации звуков, картотеки чистоговорок, скороговорок, стихов и потешек. Также в речевом центре много предметных и сюжетных картинок, заготовок для штриховок, кодирования, трафаретов, перфокарт для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

Дети средней группы используют мозаики среднего размера, пазлы, игрушки с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, и небольшие доски для рисования. В книжном уголке размещены первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски. Также дети в своей игре используют наборы карточек с изображением предметов и цифр; настенный алфавит, настольный алфавит, слоговые таблицы; картотеку словесных игр. Воспитанники играют с магнитной азбукой на магнитной доске. Для четкого произношения гласных и согласных звуков мы используем различных предметные и сюжетные картинки. Для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков применяем пособия «Играем со звуками» «10 игр со звуками», «Говори правильно».

В старшем и подготовительном возрасте мы проводим с детьми словесные театрализованные игры. Используем мнемотехнические средства, символы – схемы, как основу для запоминания. В своей работе мы применяем детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки и др.); продолжаем работать с настольным алфавит и настенным алфавитом. Для индивидуальной работы мы используем разрезную азбуку, азбуку на кубиках, касса букв и цифр. Для совершенствования навыков языкового анализа используем дидактические игры «Слоговое лото», «Составь слово, Домино» (из карточек складывается изображение и его название), «Буква за буквой» ребусы, «Сложи слово» (игра учит выделять первый звук в слове, соотносить звук и букву, читать «зашифрованные» сообщения»), «Занимательная азбука» (к карточкам с буквами надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы), «Слоговое лото» (подобрать карточку со слогом, с которого начинается слово или подобрать предмет, на слог.) и др.

Сделать обучение грамоте детей более интересным, ненавязчивым, наиболее эффективным нам помогают интерактивные игры. Для этого мы используем интерактивный планшет, интерактивную доску и стол. Интерактивный планшет используем не только на занятии, но и в свободное от занятий время, как индивидуально, так и со всей группой.

Важно отметить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет функциональной и способствовать формированию предпосылок к обучению грамоте.

Список литературы

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Издательство «творческий центр Сфера», 2023.
  2. ФАОП ДО для ТНР / Детство-Пресс, 2023.
  3. Методические рекомендации по реализации ФОП ДО / Издательство «творческий центр Сфера», 2023.
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / «Мозаика-синтез», 2016.

Поделиться

3

Печагина М. М., Грибовская Н. Е., Прийма И. В. Освоение грамоты в детском саду в рамках реализации ОП в соответствии с ФОП. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения грамоте детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14026-osvoenie-gramoty-v-detskom-sadu-v-ramkah-realizacii-op-v-sootvetstvii-s-fop-osobennosti-organizacii-razvivayushej-predmetno-prostranstvennoj-sredy-dlya-obucheniya-gramote-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января