Процессы развития дошкольного образования в Российской Федерации постоянно эволюционируют, поскольку появляются новые цели, правовая база, технологии, формы и методы организации образовательного процесса, требования к педагогическим кадрам.
Так с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 года все дошкольные образовательные учреждения работают по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Одной из важнейших образовательных областей ФОП является «Речевое развитие». В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в пункте 2.6 (изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955) в образовательную область «Речевое развитие» включено формирование предпосылок к обучению грамоте.
В содержательном разделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028) определены задачи и содержание образовательной деятельности по формированию предпосылок к обучению грамоте, которые представлены на слайде.
Согласно п. 20ФОП ДО в разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область предусматривает:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха;
- развитие грамматически правильной речи;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Подготовка к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
ФОП дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом, разработанным К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Подготовка к обучению грамоте начинается в возрасте 3-х лет. В этом возрасте дети учатся вслушиваться в звучание слова, знакомятся с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
В возрасте 4-5 лет дети учатся понимать и употреблять слова при выполнении различных упражнений, в речевых играх. Работа эта может осуществляться в ходе занятий по развитию речи и в ходе ролевых игр с детьми. Работаем над словами, постепенно переходя к составу слов, из чего состоят слова (состоят из звуков, слушаем, вслушиваемся), постепенно переходим к характеристикам, которым мы должны научить детей, каждому звуку на слух: твердый он или мягкий звук, определять изолированно. Произносим первые звуки в слове и называем слова с заданным звуком, выделяем голосом звук в слове, произносим заданный звук протяжно, громче, четче и т. д.
В 5-6 лет дети учатся производить анализ различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его месте в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки. Также воспитанники знакомятся со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
В возрасте 6-7 лет дети упражняются в составлении предложений из 2–4 слов, учатся делить на слоги, составляют слова с открытыми слогами; знакомятся с буквами, читают слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов. На данном этапе формируем у детей умение составлять схемы предложения.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове,
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
- определение места звука в слове.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.
Всё это требует специальной подготовки воспитателей, оснащения процесса работы педагога новыми необходимыми для работы методическими и дидактическими материалами.
В своей работе мы используем методический комплект программы Нищевой Н. В. «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО» на основе ФОП ДО, которая прошла экспертизу в Министерстве образования и включена в реестр «Навигатор образовательных программ» дошкольного образования.
К этой программе разработан методический комплект, включающий все необходимые методические и дидактические пособия: «Домашний букварь», «Домашние прописи», «Разрезная азбука».
Программа Н. В. Нищевой рассчитана на работу со 2 младшей группы, где проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц. Десять занятий в год.
В средней, старшей и подготовительной группах, программа рассчитана на 20 занятий, то есть 2 раза в месяц. Но мы понимаем, что такое количество занятий не даст нужного результата. Мы проводим 4 занятия. На каждом втором занятии мы закрепляем полученные знания и умения.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас – взрослых, от нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребенок чувствует свой успех от выполнения каждого задания.
Главным условием для полноценной работы по подготовке к обучению грамоты детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. Развивающая предметно-пространственная среда по обучению грамоте дошкольников должна соответствовать Федеральной Образовательной Программе. (ФОП). Основными принципами организации развивающей предметно-пространственной среды по обучению грамоте в соответствии с ФОП являются: безопасность, функциональность и уникальность.
Необходимо отметить, что расположение игр по обучению грамоте должно быть логичным и удобным (например: библиотеку, литературный центр, печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть столик, стулья, диван). Также РППС по освоению грамотой должна отвечать возрастным особенностям и потребностям. Расположение мебели, игрового оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и санитарно – гигиеническим требованиям (рост ребенка, световой режим работы) и эстетическим требованиям.
На первом этапе создания среды по обучению грамоте мы определили цель и разработали план по ее оснащению, учитывая потребности детей и требования ФОП. Затем продумали пространство, выбрали пособия и мебель, также в соответствии со стандартами ФОП. И на последнем создали обучающие зоны для взаимодействия с детьми в новой среде. Используя предметно-пространственную среду по обучению грамоте, мы предоставляем воспитанникам возможность для участия и взаимодействия с разнообразными обучающими материалами.
В развивающую среду по обучения грамоте мы включили пособия и игры, которые способствуют развитию фонематического слуха, звуковой культуры речи детей, а также обратила внимание на создание условий для индивидуального развития, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) Для работы с развивающей предметно-пространственной средой мы организуем драматические игры и сценки, стимулирующие детей к общению и выражению мыслей; проводим творческие упражнения, развивающие способность выразительной и артикуляционной речи.
Насыщать РППС по обучению грамоте мы начинаем с 3-летнего возраста. Детям младших групп даю возможность много играть. В группе размещено большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяем играм-драматизациям и театрализованным играм. В центре развития речи воспитанникам мы предлагаем игры и пособия для автоматизации звуков: альбом для автоматизации звуков, картотеки чистоговорок, скороговорок, стихов и потешек. Также в речевом центре много предметных и сюжетных картинок, заготовок для штриховок, кодирования, трафаретов, перфокарт для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.
Дети средней группы используют мозаики среднего размера, пазлы, игрушки с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, и небольшие доски для рисования. В книжном уголке размещены первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски. Также дети в своей игре используют наборы карточек с изображением предметов и цифр; настенный алфавит, настольный алфавит, слоговые таблицы; картотеку словесных игр. Воспитанники играют с магнитной азбукой на магнитной доске. Для четкого произношения гласных и согласных звуков мы используем различных предметные и сюжетные картинки. Для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков применяем пособия «Играем со звуками» «10 игр со звуками», «Говори правильно».
В старшем и подготовительном возрасте мы проводим с детьми словесные театрализованные игры. Используем мнемотехнические средства, символы – схемы, как основу для запоминания. В своей работе мы применяем детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки и др.); продолжаем работать с настольным алфавит и настенным алфавитом. Для индивидуальной работы мы используем разрезную азбуку, азбуку на кубиках, касса букв и цифр. Для совершенствования навыков языкового анализа используем дидактические игры «Слоговое лото», «Составь слово, Домино» (из карточек складывается изображение и его название), «Буква за буквой» ребусы, «Сложи слово» (игра учит выделять первый звук в слове, соотносить звук и букву, читать «зашифрованные» сообщения»), «Занимательная азбука» (к карточкам с буквами надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы), «Слоговое лото» (подобрать карточку со слогом, с которого начинается слово или подобрать предмет, на слог.) и др.
Сделать обучение грамоте детей более интересным, ненавязчивым, наиболее эффективным нам помогают интерактивные игры. Для этого мы используем интерактивный планшет, интерактивную доску и стол. Интерактивный планшет используем не только на занятии, но и в свободное от занятий время, как индивидуально, так и со всей группой.
Важно отметить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет функциональной и способствовать формированию предпосылок к обучению грамоте.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)