Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
О современном значении цифровизации военного образовательного процесса

О современном значении цифровизации военного образовательного процесса

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

цифровизация
военное образование
подготовка офицеров
моделирование и симуляция
интеграция
цифровая система
платформа
виртуальная реальность
эффективность

Аннотация статьи

В статье описаны современные тенденции цифровизации военного образования, потенциал цифровых платформ и систем моделирования в подготовке офицерских кадров. Рассмотрены назначения, структура и функциональные возможности интегрированной цифровой платформы Synthetic Training Environment, реализуемой в вооружённых силах США. Особое внимание уделено значению STE для повышения эффективности подготовки командного состава, формирования профессиональных компетенций и развития адаптивных методов обучения в условиях современных военных и технологических вызовов.

Текст статьи

В условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий современная система военного образования переживает качественную трансформацию. Цифровизация учебного процесса становится неотъемлемым условием подготовки офицеров нового поколения, способных эффективно действовать в условиях динамичной, технологически насыщенной среды. Использование цифровых технологий – систем моделирования и симуляции, платформ искусственного интеллекта и виртуальной реальности – позволяет не только совершенствовать процесс обучения, но и формировать у курсантов стратегическое мышление, навыки анализа и принятия решений в сложных условиях обстановки.

Особое значение цифровые технологии приобретают в процессе интеграции образовательных программ с системами боевой подготовки и последующего анализа полученных результатов. Это обеспечивает единое информационное пространство, где теория и практика интегрируются посредством средств моделирования и симуляции, виртуальных тренажёров, цифровых полигонов и интеллектуальных обучающих систем. В результате создаются условия для непрерывного профессионального роста, индивидуализации обучения и повышения эффективности подготовки будущих офицеров, соответствующих требованиям современной армии.

Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым отмечено, что «в целях устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, что даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса. В современном мире цифровые технологии играют решающую роль во всех сферах» [1]. Кроме того, в 90 цели приложения 1 «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» Указа Президентом Республики Узбекистан № УП-60 от 20 января 2022 года «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» определено «Создание единой автоматизированной системы управления Вооруженных Сил, дальнейшее совершенствование цифровизации», «Создание единой информационно-коммуникационной системы и обеспечение информационной безопасности в Вооруженных Силах» [2].

Актуальность данной статьи состоит в рассмотрении возможностей цифровых платформ и систем моделирования, обзоре предназначения, возможностей и состава интегрированной платформы цифровой системы обучения Synthetic Training Environment, реализуемой в вооруженных силах США.

В армиях развитых стран активно применяются цифровые, виртуальные и симуляционные учебные среды для подготовки офицерского состава. В вооруженных силах США в целях повышения уровня подготовленности офицерского состава активно применяются симуляторы для командно-штабной подготовки, виртуальные тренажёры, что позволяет отрабатывать вопросы выработки и принятия решений, без выхода в полевые условия [3]. В данное время в США реализуется проект Synthetic Training Environment (STE) – комплексная цифровая учебная среда, в состав которой включены непосредственные, виртуальные и конструктивные тренировки [4], а на базе полигона Yano Range (штат Кентукки) создаётся цифровой дозорный диапазон (Digital Air-Ground Integration Range, DAGIR): компьютеризированный тренировочный полигон с наземными и воздушными компонентами [5]. Развитию цифрового обучения – средств моделирования и симуляции боевых действий, виртуальной подготовки – также придаётся большое внимание в армиях России, Германии, Франции, Индии, Китая, Австралии, Бразилии и других стран.

Современное развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на систему военного образования, открывая новые возможности для повышения эффективности подготовки будущих офицеров. Интеграция цифровых средств обучения, симуляторов и виртуальных тренажёров позволяет формировать у курсантов не только теоретические знания, но и практические навыки управления войсками, принятия решений в условиях быстроменяющейся обстановки и работы с современными средствами автоматизации управления.

Использование цифровых платформ и систем моделирования способствует созданию интерактивной образовательной среды, где каждый обучающийся может работать в индивидуальном темпе и получать мгновенную обратную связь. Такие технологии позволяют воссоздавать реальные боевые и тактические сценарии без риска для личного состава и техники, что делает процесс подготовки более безопасным, гибким и экономичным.

Внедрение цифровых инструментов также усиливает аналитическую и исследовательскую составляющую военного образования. Офицеры нового поколения осваивают методы обработки данных, искусственный интеллект и технологии анализа больших массивов информации, что становится важнейшей компетенцией для управления войсками в условиях современной войны и гибридных угроз.

Рассматривая частно проект Synthetic Training Environment (STE), важно отметить, что он направлен на создание единой цифровой системы обучения, объединяющей реальные, виртуальные и конструктивные тренировки. Его цель – полностью заменить разрозненные симуляционные системы (OneSAF, JCATS, VBS3 и др.) на интегрированную платформу нового поколения. С 2021 года Synthetic Training Environmentвнедряется поэтапно на военных базах – Fort Benning, Fort Campbell, Fort Hood, а полный ввод в эксплуатацию ожидается к 2027 году.

Основной идеей проекта является обеспечение «единого цифрового поля боя», где офицеры и военнослужащие будут тренироваться в условиях, максимально приближенных к реальным боевым сценариям (рис. 1). Платформа объединяет тренировки на реальных полигонах с датчиками и цифровыми метками, обучение в VR/AR-средах (танки, БТР, вертолёты, штабные операции), а также командно-штабные учения, моделируемые ИИ и симуляторами.

image.png

Рис. 1. Подготовка военнослужащих на базе платформы Synthetic Training Environment

Ключевыми компонентами интегрированной платформы цифровой системы обучения являются:

  • One World Terrain (OWT) – создание трёхмерной карты Земли на основе спутниковых и дрон-данных, чтобы моделировать любой район мира;
  • TrainingSimulation Software (TSS) – ядро, объединяющее все типы тренировок;
  • Training Management Tool (TMT) – инструмент для планирования и анализа обучения, даёт инструкторам возможность контролировать сценарии и отслеживать прогресс обучаемых;
  • Cloud-based STE Architecture – облачная архитектура, позволяющая подключать военные базы и учебные центры по всему миру.

Заслуживающими внимания качествами данной интегрированной платформы цифровой системы обучения, кроме использования для обучения принятию решений в реальном времени с применением искусственного интеллекта и аналитики, экономии ресурсов, является возможность моделирования сложные операции офицерами штабов на любом уровне – от индивидуальной подготовки (подготовки экипажей) (рис. 2) до межвидовых командных тренировок.

image.png

Рис. 2. Индивидуальная подготовка военнослужащего и экипажа

Цифровой полигон проекта Synthetic Training Environment состоит из нескольких типов учебных модулей, которые связаны в единую сеть. Каждая модуль отвечает за отдельный уровень подготовки – от индивидуальной до штабной. В нижеследующей таблице показаны назначение основных модулей.

Таблица

Основные учебные модули проекта Synthetic Training Environment

Название учебного модуля и уровень подготовки

Краткое описание и назначение

Выполняемые задачи

Training and Simulation Center (TSC)

Центральный командно-учебный центр на базе крупных военных гарнизонов (например, Fort Benning, Fort Hood). Здесь размещаются серверы, аналитика, инструкторы и управление всеми локальными тренингами.

 

Soldier Virtual Trainer (SVT)

Индивидуальный

Индивидуальные VR-станции, где военнослужащие и курсанты отрабатывают навыки стрельбы, ориентации, взаимодействия в отделении. Оснащены шлемами VR, системами обратной связи и датчиками оружия.

Тактические навыки, огневая и инженерная подготовка

Squad Immersive Virtual Trainer (SIVT)

Индивидуальный

Цифровая капсула/комната для обучения отделения или взвода в полном виртуальном окружении – бой в городе, патруль, зачистка зданий и т. п.

Synthetic Collective Trainer (SCT)

Малые подразделения

Средний уровень – взаимодействие рот, батальонов, штабов. Используется для тренировки офицеров среднего звена (командиров рот, штабных офицеров). Поддерживает связь с реальными полигонами (Live).

Взаимодействие взвода/роты, командование, связь

Live Training Environment (LTE)

Малые подразделения

Цифровое оснащение реальных полигонов. Военнослужащие с датчиками на экипировке, оружии и технике; все данные передаются в систему STE для анализа действий.

Integrated Training Facility (ITF)

Штабной/стратегический

Объединённый комплекс, где проходят учения с комбинированием Live-, Virtual- и Constructive-элементов. Например, часть подразделений действует на реальном полигоне, а другая – в цифровом пространстве.

Планирование операций, анализ решений, межвидовое взаимодействие

Mission Command Training Center (MCTC)

Штабной/стратегический

Учебная точка для офицеров и штабов. Используется для командно-штабных игр, анализа решений, моделирования операций на уровне бригады или дивизии.

Home Station Training Node (HSTN)

Мобильный или стационарный модуль на базе воинской части, позволяющий проводить занятия без выезда в главный центр. Подключён к облаку STE.

 

Все модули объединены через облачную сеть STE Cloud и Common Synthetic Environment (CSE), где каждый участник (курсант, офицер, штаб) работает в едином цифровом пространстве, где данные синхронизируются в реальном времени, а результаты обучения (видео, телеметрия, карта действий) автоматически передаются в Training Management Tool (TMT) для анализа.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что современные цифровые полигоны становятся ключевым элементом подготовки курсантов и офицеров, обеспечивая переход от традиционных методов обучения к интегрированным, моделируемым и интерактивным формам военной подготовки. Использование симуляционных технологий, виртуальной и дополненной реальности позволяет воспроизводить сложные боевые сценарии в безопасной и контролируемой среде, где обучающиеся могут совершенствовать тактическое мышление, навыки управления подразделениями и принятие решений в условиях неопределённости.

Внедрение цифровых полигонов в образовательный процесс способствует повышению эффективности боевой и штабной подготовки, сокращает материальные затраты и временные ресурсы, а также обеспечивает непрерывную адаптацию учебных программ к реалиям современных конфликтов. Таким образом, цифровые полигоны выступают важным инструментом формирования профессиональных компетенций будущих офицеров, способных действовать в условиях информационно-сетевых войн и высокотехнологичной боевой среды.

Список литературы

  1. Подготовка кадров в эпоху цифровизации: современные стандарты и новые решения. Газета Правда востока № 98 (29868) от 18 мая 2022 года.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-60 от 20 января 2022 года «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы». Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5841077. Дата обращения – 09.11.2025 г.
  3. Training Solutions For Land Forces. Режим доступа: https://www.cae.com/media/documents/Defence_Security/Training_Solutions_For_Land_Forces.pdf. Дата обращения – 09.11.2025 г.
  4. Военное моделирование и виртуальное обучение – глобальный стратегический бизнес-отчёт. Режим доступа: https://www.researchandmarkets.com/reports/6110292/military-simulation-virtual-training-global. Дата обращения – 09.11.2025 г.
  5. Simulation and Training – Recent World News. Режим доступа: https://www.raes-fsg.org.uk/directdocs/2019-09-20World_Sim_News.pdf. Дата обращения – 09.11.2025 г.

Поделиться

9

Мекамбаев Б. А. О современном значении цифровизации военного образовательного процесса // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14031-o-sovremennom-znachenii-cifrovizacii-voennogo-obrazovatelnogo-processa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января