Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Персонализация учебных заданий в магистратуре психолого-педагогического профиля ...

Персонализация учебных заданий в магистратуре психолого-педагогического профиля с использованием инструментов искусственного интеллекта

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

персонализация обучения
искусственный интеллект в образовании
магистратура психолого-педагогического профиля
доказательный подход
индивидуальная образовательная траектория
цифровое портфолио
профессиональные компетенции

Аннотация статьи

Статья посвящена разработке модели персонализации учебных заданий в магистратуре психолого-педагогического профиля с интеграцией инструментов искусственного интеллекта (ИИ). Модель основана на трёх взаимосвязанных блоках: диагностическом, содержательно-процессуальном и оценочно-рефлексивном, что позволяет учитывать профессиональный контекст и индивидуальные запросы магистрантов. В результате реализации модели обеспечивается формирование практико-ориентированных компетенций, развитие цифровой и ИИ-грамотности, а также усиление доказательного подхода в образовании. Предложенная модель может служить ориентиром для обновления магистерских программ, сочетающих научную обоснованность, персонализацию и этичное использование ИИ.

Текст статьи

Введение

Развитие современного психолого-педагогического образования в магистратуре определяется сразу несколькими тенденциями: укреплением доказательного подхода (evidence-based education) [4], переходом к персонализированным образовательным траекториям [3; 5, с. 244-247] и активной интеграцией инструментов искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс [1; 2, с. 12-20]. В этих условиях от магистранта ожидается не только знание теории, но и готовность применять доказательные практики и цифровые инструменты для решения конкретных профессиональных задач в образовании, психолого-педагогическом сопровождении и управлении.

В такой ситуации становится особенно важной разработка курсов, которые:

  • опираются на доказательный подход и критическую работу с данными;
  • поддерживают индивидуальные образовательные траектории магистрантов с разным профессиональным профилем (педагог, психолог, методист, тьютор, управленец, исследователь);
  • целенаправленно используют ИИ-инструменты для персонализации заданий, усиления обратной связи и формирования цифровых и метакомпетенций.

В статье рассматривается обновленная модель персонализации учебных заданий в магистерском курсе психолого-педагогического профиля «Доказательный подход в образовании» (на примере образовательной программы «Развитие личностного потенциала: персонализация и цифровизация», реализуемой на базе Московского городского педагогического университета).

Модель ориентирована на:

  • интеграцию доказательного подхода с задачами психолого-педагогической практики;
  • системное использование цифровых и ИИ-инструментов на всех этапах работы с магистрантами;
  • поддержку ответственного и этичного использования ИИ в профессиональной деятельности.

Модель включает три взаимосвязанных блока:

  1. Диагностический – определение стартовых позиций, профессионального профиля и индивидуального запроса магистранта с использованием цифровых и ИИ-инструментов.
  2. Содержательно-процессуальный – проектирование и реализация персонализированных заданий с учетом психолого-педагогического контекста и профиля магистранта.
  3. Оценочно-рефлексивный – фиксация индивидуального прогресса, формирование цифрового портфолио и осмысление роли доказательного подхода и ИИ в будущей профессиональной деятельности.

Ключевая идея – построение индивидуальной траектории внутри общего содержательного ядра курса с опорой на данные диагностики и сопровождаемое интеллектуальными цифровыми помощниками.

1. Диагностический блок: стартовая точка, профессиональный контекст и запрос магистранта.

Диагностический блок служит основой для персонализации заданий. Его задачи:

  • выявить профессиональный контекст магистрантов (образовательная организация, целевая аудитория, специфика деятельности);
  • определить их целевые профессиональные роли (педагог, психолог, тьютор, методист, управленец, исследователь и др.);
  • зафиксировать исходный уровень методологической и исследовательской компетентности;
  • обнаружить индивидуальные образовательные запросы, связанные с доказательным подходом и использованием ИИ в профессиональной практике;
  • собрать данные для алгоритмической (в том числе ИИ-поддерживаемой) маршрутизации заданий.

2. Содержательно-процессуальный блок: персонализированные задания с ИИ-поддержкой

Общее ядро курса

Независимо от профиля, все магистранты осваивают единое теоретико-методологическое ядро:

  • основы доказательного подхода в образовании и психологии развития;
  • уровни доказательности и типы исследований;
  • принципы критического мышления и научного скептицизма;
  • этические стандарты в исследованиях с участием детей и взрослых;
  • основы ответственного использования ИИ в образовании и психолого-педагогической практике (приватность, защита данных, недопустимость подмены профессиональной экспертизы ИИ).

Примеры инвариантных заданий:

  • работа с глоссарием: составление и уточнение определений ключевых понятий;
  • поиск 1-2 систематических обзоров по заданной теме (например, «эффективность программ развития саморегуляции у детей»), их краткий анализ;
  • задание на распознавание и обсуждение ограничений исследований (выборка, дизайн, контекст).

Магистранты осваивают и базовую работу с ИИ:

  • формулировка запросов к ИИ для поиска литературы и генерации вопросов;
  • критическая оценка ИИ-ответов (проверка ссылок, выявление «галлюцинаций», уточнение формулировок);
  • обсуждение рисков и рамок использования ИИ в учебных и профессиональных задачах.

Персонализированные задания: дифференциация по профилю и уровню.

На основе диагностического профиля курс предлагает магистранту набор заданий, которые:

  • связаны с его реальным профессиональным контекстом;
  • различаются по уровню методологической сложности;
  • включают уровневую и вариативную интеграцию ИИ.

3. Оценочный и рефлексивный блок: цифровое портфолио и защита индивидуальной траектории

Цели оценочно-рефлексивного блока:

  • зафиксировать динамику освоения доказательного подхода и навыков работы с ИИ;
  • показать, как полученные знания и умения встраиваются в реальный профессиональный контекст;
  • стимулировать рефлексию над границами и возможностями ИИ в психолого-педагогической деятельности;
  • обеспечить преемственность между курсом и будущей выпускной квалификационной работой (ВКР).

Итоговая аттестация: защита портфолио.

Итоговая аттестация по курсу строится в формате защиты цифрового портфолио, где магистрант:

  • демонстрирует освоение теоретических основ доказательного подхода;
  • показывает, как он применяет их к своему профессиональному запросу;
  • аргументирует свои решения (методические, исследовательские, управленческие, тьюторские);
  • объясняет, как и зачем использовал ИИ, какие ограничения осознает.

Критерии оценивания:

  • связность и целостность представленных артефактов;
  • глубина методологического и этического анализа;
  • степень опоры на научные данные;
  • качество и осознанность интеграции ИИ;
  • соответствие выбранных решений профессиональному профилю.

Обсуждение

Представленная модель персонализации учебных заданий в курсе магистратуры психолого-педагогического профиля интегрирует:

  • доказательный подход – как основу для анализа и проектирования программ;
  • персонализированное обучение – через диагностику, профилирование и индивидуальные траектории;
  • цифровизацию и ИИ – как инструменты усиления персонализации, аналитики и моделирования профессиональных ситуаций.

Выделение диагностического блока позволяет перейти от усредненного сценария освоения курса к гибким маршрутам, связанным с реальными профессиональными задачами магистрантов.

Содержательно-процессуальный блок дифференцирует задания по профилям и уровням сложности, обеспечивая:

  • развитие практико-ориентированных компетенций у педагогов и психологов;
  • формирование управленческих и аналитических компетенций у администраторов и методистов;
  • углубление исследовательских и цифрово-аналитических навыков у будущих ученых и аналитиков;
  • развитие тьюторских и сопроводительных компетенций в условиях персонализированного обучения.

Системное использование ИИ-инструментов:

  • расширяет возможности моделирования профессиональных ситуаций (симуляции диалогов, кейсы, сценарии);
  • поддерживает персонализацию заданий (адаптация под профиль, помощь в поиске данных и литературы);
  • формирует критическое и этичное отношение к ИИ (через рефлексию, фиксацию использования и разбор ошибок ИИ).

Оценочно-рефлексивный блок в форме цифрового портфолио позволяет:

  • рассматривать результаты курса как целостную «доказательную траекторию» развития магистранта;
  • напрямую связывать задания курса с будущей ВКР и профессиональными проектами;
  • сделать ИИ-грамотность и доказательную культуру не абстрактными темами, а реальными практиками магистранта.

Заключение

Модель персонализации учебных заданий в магистерском курсе психолого-педагогического профиля с использованием инструментов искусственного интеллекта показывает потенциал:

  • трехблочной структуры (диагностика – персонализированное содержание – оценка и рефлексия);
  • гибкого сочетания инвариантного ядра и вариативных заданий, ориентированных на профессиональные профили магистрантов;
  • осмысленной интеграции ИИ как инструмента разработки кейсов, поддержки анализа и сопровождения рефлексии.

Персонализация достигается за счет:

  • учета профессионального контекста и реальных задач магистрантов;
  • вариативности глубины и типа заданий (от прикладных до методологически сложных);
  • связки заданий с будущими исследовательскими и практико-ориентированными проектами (включая ВКР);
  • формирования цифровой и ИИ-грамотности как неотъемлемой части профессиональной компетентности.

Перспективы развития модели:

  • эмпирическая оценка влияния персонализированных маршрутов и ИИ-поддержки на качество формирования доказательных практик у выпускников;
  • расширение спектра ИИ-инструментов (адаптивные обучающие системы, рекомендательные сервисы, автоматизированные аналитические модули);
  • разработка методических рекомендаций и этических регламентов по использованию ИИ в магистратуре психолого-педагогического профиля.

Такая модель может служить ориентиром для обновления магистерских программ, стремящихся сочетать научную обоснованность, персонализацию обучения и ответственное использование ИИ.

Список литературы

  1. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 45 с.
  2. Комиссаров А. ИИ в образовании: направления применения и основные решения // EduTech. 2022. № 4 (49). С. 12-20.
  3. Лескова И.А. Субъектоцентрированный подход к построению содержания высшего образования: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / Лескова Инна Александровна. М., 2019. 48 с.
  4. Преподавание основ доказательного управления и анализа образовательной политики: опыт магистерской программы «Доказательное развитие образования»: учеб.-метод. пособие / Т.А. Мерцалова, П.С. Сорокин, И.Д. Фрумин, Е.А. Позднухова; под ред. В.А. Мальцевой. М.: ВШЭ, 2023. 138 с. 
  5. Цилицкий В.С., Богачев А.Н., Столбова Е.А., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е. Управление персонализацией образовательного процесса через проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 244-247.

Поделиться

22

Сибагатова М. И. Персонализация учебных заданий в магистратуре психолого-педагогического профиля с использованием инструментов искусственного интеллекта // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14034-personalizaciya-uchebnyh-zadanij-v-magistrature-psihologo-pedagogicheskogo-profilya-s-ispolzovaniem-instrumentov-iskusstvennogo-intellekta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января