Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Развитие физических качеств у пловцов на этапе начальной подготовки

Развитие физических качеств у пловцов на этапе начальной подготовки

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

плавание
начальная подготовка
дети 8-9 лет
общая физическая подготовка
специальная физическая подготовка
физические качества

Аннотация статьи

В статье рассматривается динамика показателей общей и специальной физической подготовленности учащихся 8-9 лет в условиях учебно-тренировочного процесса по плаванию.

Текст статьи

Введение

Плавание – это тренировка для всего тела. В 2021-2022 годах в Белгородской области начали обучать плаванию школьников. Лучше всего начинать с детства, когда организм легко усваивает новое и не боится воды. Даже если у ребёнка есть способности, это не гарантирует успеха в профессиональном плавании. Для этого нужно много учиться, тренироваться и совершенствовать технику.

Плавание развивает физические качества, полезные в других видах спорта. Оно укрепляет мышцы, улучшает гибкость и контроль движений. Это особенно важно на начальном этапе тренировок, когда закладывается основа для будущих успехов.

Актуальность темы обусловлена критической важностью этапа начальной подготовки, где закладывается фундамент всех специальных физических качеств пловца. Научно обоснованное развитие гибкости, координации, чувства воды и аэробной выносливости именно в этот сенситивный период определяет будущий рост спортсмена и позволяет избежать ошибок, ведущих к раннему отсеву или травматизму. Поиск оптимальных методов такой подготовки отвечает на ключевой вызов детско-юношеского спорта: совместить разностороннее развитие, безопасность и долгосрочную результативность.

Основная часть

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по плаванию с учащимися 8-9 лет.

Предмет исследования: развитие физических качеств у учащихся 8-9 лет, занимающихся плаванием.

Гипотеза исследования: предполагалось, что тестирование показателей общей и специальной физической подготовленности позволит выявить соответствие или несоответствие нормативным требованиям к физической подготовленности учащихся 8-9 лет, занимающихся плаванием.

Цель исследования: выявить динамику показателей физической подготовленности учащихся 8-9 лет, в условиях учебно-тренировочного процесса по плаванию.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу и документальные материалы по вопросам общей и специальной физической подготовки учащихся, занимающихся плаванием.
  2. Определить тесты по общей и специальной физической подготовке для учащихся младших классов в условиях учебно-тренировочного процесса по плаванию.
  3. Выявить показатели по общей и специальной физической подготовленности учащихся 8-9 лет в условиях учебно-тренировочного процесса по плаванию.
  4. Разработать практические рекомендации для учащихся 8-9 лет, занимающихся плаванием.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы. Этот метод позволил изучить проблему физической подготовки детей школьного возраста. Были изучены учебники, методические пособия и статьи в научных журналах. Анализ литературы помог определить тему исследования, цель, задачи и методы.
  2. Педагогическое наблюдение. Этот метод включал наблюдение за учебным процессом в реальных условиях. Он позволил получить объективную информацию о методах общей и специальной физической подготовки.
  3. Тестирование. Для оценки уровня физической подготовленности были разработаны контрольные тесты. На начальном и заключительном этапах использовались тесты по общей и специальной подготовке.
  4. Педагогический эксперимент. Этот метод заключался в выявлении показателей физической подготовленности учащихся 8-9 лет, занимающихся плаванием в МАУДО СШОР «Спартак». Также определялось соответствие их результатов нормативным требованиям.
  5. Математическая обработка результатов. Использовались методы вычисления среднего арифметического, средней ошибки среднего, t-критерия Стьюдента и определения уровня достоверности.

Для педагогического исследования была выбрана группа из 15 учеников 8-9 лет: 7 девочек и 8 мальчиков.

Чтобы оценить изменения в физической подготовке детей, был проведён тест. Упражнения взяли из федерального стандарта по плаванию, утверждённого Минспортом России в 2022 году.

Для анализа изменений использовали математические методы. Результаты представлены в таблице 1:

Таблица 1

Динамика показателей по общей физической подготовленности учащихся 8-9 лет, занимающихся плаванием

Тесты

Этап тестирования

M

±m

t расч.

p

Бег на 30 м (с)

начальный

7,2

0,06

4,17

<0,001

итоговый

6,9

0,04

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

начальный

4,9

0,74

1,44

˃ 0,05

итоговый

6,4

0,73

Наклон вперед из положения стоя на гимн. скамье (см)

начальный

11,9

1,07

2,78

˂ 0,05

итоговый

7,9

0,97

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, (см)

начальный

155

3,4

0,17

˃ 0,05

итоговый

156

4,8

Анализ результатов тестирования с использованием методов математической статистики показал, что участники улучшили свои показатели физической подготовки. Отрицательной динамики не обнаружено.

Для сравнения показателей специальной физической подготовленности в начале и в конце исследования использовались методы математической обработки результатов исследования, которые представлены в таблице 2:

Таблица 2

Динамика показателей по специальной физической подготовленности учащихся 8-9 лет, занимающихся плаванием

Тесты

Этап тестирования

M

±m

t расч.

p

Плавание (вольный стиль) 50м (с)

начальный

60,7

0,4

2,5

˃0,05

итоговый

59,1

0,5

Бег челночный 3х10 м с высокого старта (с)

начальный

10,5

0,06

4,17

<0,001

итоговый

10,2

0,04

Бросок мяча вперед (см)

начальный

534,7

32,7

1,74

˃0,05

итоговый

582,0

35,8

Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назад (см)

начальный

23,9

2,86

0,84

˃0,05

итоговый

20,5

2,87

Сравнение данных о специальной физической подготовке до и после исследования показало, что, хотя прирост показателей невелик, он есть по всем тестам. Это говорит о положительном развитии специальных физических навыков у участников.

Наше исследование позволило сделать несколько важных выводов:

  1. Изучение научной и методической литературы, а также анализ официальных документов показывают, что проблема общей и специальной физической подготовки детей 8-9 лет требует дальнейшего исследования.
  2. Для оценки уровня физической подготовки мы использовали тесты, основанные на федеральном стандарте спортивной подготовки по плаванию, утверждённом Министерством спорта РФ 16 ноября 2022 года.
  3. Контрольные испытания показали, что участники значительно улучшили свои результаты в общей физической подготовке. Средние групповые показатели также возросли. Однако, сравнивая результаты с нормативами федерального стандарта, мы обнаружили, что тесты «бег на 30 метров», «наклон вперёд из положения стоя» и «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» не соответствовали нормативным требованиям даже к концу эксперимента.
  4. Показатели специальной физической подготовки тоже улучшились, хотя и незначительно. Это свидетельствует о положительной динамике развития специальных физических качеств участников.
  5. Сравнение результатов специальных тестов с нормативами показало высокий уровень подготовки группы. Однако средние результаты теста «Челночный бег 3×10 метров» не соответствовали нормативам, несмотря на достоверный рост показателей координации (p < 0,001).

Список литературы

  1. Авдиенко В.Б. Искусство тренировки пловца. Книга тренера [Текст] / Авдиенко В.Б., Солопов И.Н., 2019. – 320 c.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
  3. Булгакова Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для высш. Учеб. Заведений [Текст] / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  4. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктор-общественника [Текст] / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 160 с.
  5. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.Ф. Еремеева. – Детство: Пресс, 2005. – 112 с.

Поделиться

25

Маслаков А. И., Кадуцкая Л. А. Развитие физических качеств у пловцов на этапе начальной подготовки // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14043-razvitie-fizicheskih-kachestv-u-plovcov-na-etape-nachalnoj-podgotovki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января