Введение
В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни. Однако, чрезмерное использование цифровых технологий привело к возникновению нового феномена – интернет-аддикции (кибер-зависимость/ интернет-зависимость), которая особенно актуальная в последние десятилетия и затрагивает миллионы людей по всему миру и требует комплексного подхода к её решению [2, с. 190-202].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на 2013 год 22% россиян признают, что проводят в Интернете слишком много времени (22%). О том, что долго не обходятся без общения в социальных сетях, сообщают 16%. Реже россияне признают, что много времени тратят на проверку электронной почты (11%) [4].
Распространенность интернет-зависимости среди подростков и молодых людей РФ составляет 4,25–22,6% [1, с. 235-241].
По данным Digital в 2020 г. в России количество интернет-пользователей, составило 118 млн (81,1%). Численность аудитории социальных сетей в России в 2020 г. составила 70 млн пользователей (48% от всего населения страны). В 2021 г. вышеприведенные цифры не изменились. С каждым годом число интернет-пользователей возрастает [3, с. 484-503].
Цель исследования – выявить группу риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского ВУЗа.
Результаты и их обсуждение
Среди студентов СГМУ им. В. И. Разумовского было проведено анкетирование, направленное на выявление признаков интернет-аддикции. Анкетирование прошли 66 студентов 1 курса (50 человек – 75,8%), 2 курса (13 человек 19,7%), 3 курса (1 человек – 1,5%), 4 курса (2 человека – 3%) возраста от 17 до 25 лет. В ходе исследования анализировались следующие аспекты: чувство времени, ежедневно проводимого в интернете: 39% опрашиваемых «иногда» замечают, что проводят много времени в интернете, 33% «часто» это замечают, по 12% замечают «очень часто» и «редко» и 4% опрашиваемых «никогда» не замечают, что проводят много времени в интернете; предпочтения респондентов проводить время в сети или общаться с близкими людьми: «очень часто» – 1%, «часто» – 14%, «иногда» – 30%, «редко» – 32%, «никогда» – 23%; отношение близких к степени увлечённости респондентов интернетом: «очень часто» – 3%, «часто» – 9%, «иногда» – 22,7%, «редко» – 29%, «никогда» – 36,3%; влияние интернет-активности на повседневную жизнь и учёбу: «очень часто» – 7%, «часто» – 19,5%, «иногда» – 21%, «редко» – 22%, «никогда» – 30,5%; субъективное отношение самих студентов к использованию интернет-ресурсов: «очень часто» – 3%, «часто» – 9%, «иногда» – 16%, «редко» – 25%, «никогда» – 47%.
В ходе исследования у подавляющего большинства (67%) респондентов признаки интернет-аддикции не обнаружены, а стойкое зависимое поведение не выявлено ни у одного участника. Это свидетельствует о том, что большинство студентов сохраняют контроль над своим онлайн-поведением. У 33% опрошенных зафиксирован риск формирования интернет-зависимости, что требует внимания со стороны педагогов и психологов университета. Данная группа может нуждаться в профилактических мероприятиях и психологической поддержке.
Таким образом, результаты исследования показали, что у студентов с 1 по 4 курсы СГМУ им. В. И. Разумовского умеренный уровень риска развития интернет-зависимости.
Заключение
Исследование показало, что среди студентов СГМУ им. В. И. Разумовского на текущий момент нет случаев стойкой интернет-зависимости, однако у трети присутствует риск её развития. Это подчёркивает важность проведения профилактической работы – просветительских мероприятий, тренингов по тайм-менеджменту, формирования осознанного подхода к использованию цифровых технологий, а также регулярного мониторинга цифрового поведения студентов в образовательной среде.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)