Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Интернет-аддикция: современная ситуация и пути решения

Интернет-аддикция: современная ситуация и пути решения

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

интернет-аддикция
интернет-зависимость
киберзависимость
цифровое поведение
социальные сети
студенты
медицинский вуз

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема интернет-аддикции как одной из наиболее актуальных форм поведенческих зависимостей в условиях повсеместной цифровизации.

Текст статьи

Введение

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни. Однако, чрезмерное использование цифровых технологий привело к возникновению нового феномена – интернет-аддикции (кибер-зависимость/ интернет-зависимость), которая особенно актуальная в последние десятилетия и затрагивает миллионы людей по всему миру и требует комплексного подхода к её решению [2, с. 190-202].

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на 2013 год 22% россиян признают, что проводят в Интернете слишком много времени (22%). О том, что долго не обходятся без общения в социальных сетях, сообщают 16%. Реже россияне признают, что много времени тратят на проверку электронной почты (11%) [4].

Распространенность интернет-зависимости среди подростков и молодых людей РФ составляет 4,25–22,6% [1, с. 235-241].

По данным Digital в 2020 г. в России количество интернет-пользователей, составило 118 млн (81,1%). Численность аудитории социальных сетей в России в 2020 г. составила 70 млн пользователей (48% от всего населения страны). В 2021 г. вышеприведенные цифры не изменились. С каждым годом число интернет-пользователей возрастает [3, с. 484-503].

Цель исследования – выявить группу риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского ВУЗа.

Результаты и их обсуждение

Среди студентов СГМУ им. В. И. Разумовского было проведено анкетирование, направленное на выявление признаков интернет-аддикции. Анкетирование прошли 66 студентов 1 курса (50 человек – 75,8%), 2 курса (13 человек 19,7%), 3 курса (1 человек – 1,5%), 4 курса (2 человека – 3%) возраста от 17 до 25 лет. В ходе исследования анализировались следующие аспекты: чувство времени, ежедневно проводимого в интернете: 39% опрашиваемых «иногда» замечают, что проводят много времени в интернете, 33% «часто» это замечают, по 12% замечают «очень часто» и «редко» и 4% опрашиваемых «никогда» не замечают, что проводят много времени в интернете; предпочтения респондентов проводить время в сети или общаться с близкими людьми: «очень часто» – 1%, «часто» – 14%, «иногда» – 30%, «редко» – 32%, «никогда» – 23%; отношение близких к степени увлечённости респондентов интернетом: «очень часто» – 3%, «часто» – 9%, «иногда» – 22,7%, «редко» – 29%, «никогда» – 36,3%; влияние интернет-активности на повседневную жизнь и учёбу: «очень часто» – 7%, «часто» – 19,5%, «иногда» – 21%, «редко» – 22%, «никогда» – 30,5%; субъективное отношение самих студентов к использованию интернет-ресурсов: «очень часто» – 3%, «часто» – 9%, «иногда» – 16%, «редко» – 25%, «никогда» – 47%.

В ходе исследования у подавляющего большинства (67%) респондентов признаки интернет-аддикции не обнаружены, а стойкое зависимое поведение не выявлено ни у одного участника. Это свидетельствует о том, что большинство студентов сохраняют контроль над своим онлайн-поведением. У 33% опрошенных зафиксирован риск формирования интернет-зависимости, что требует внимания со стороны педагогов и психологов университета. Данная группа может нуждаться в профилактических мероприятиях и психологической поддержке.

Таким образом, результаты исследования показали, что у студентов с 1 по 4 курсы СГМУ им. В. И. Разумовского умеренный уровень риска развития интернет-зависимости.

Заключение

Исследование показало, что среди студентов СГМУ им. В. И. Разумовского на текущий момент нет случаев стойкой интернет-зависимости, однако у трети присутствует риск её развития. Это подчёркивает важность проведения профилактической работы – просветительских мероприятий, тренингов по тайм-менеджменту, формирования осознанного подхода к использованию цифровых технологий, а также регулярного мониторинга цифрового поведения студентов в образовательной среде.

Список литературы

  1. Басенкова О.А., Тушнова Ю.А. Концептуализация понятия «Интернет‑зависимость» // Вестник науки. – 2022. – № 5. – С. 235-241.
  2. Денисов А. Психология интернет‑зависимости // Развитие личности. – 2014. – № 1. – С. 190-202.
  3. Каспаров Э.В., Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю. Распространённость, критерии оценки и методы диагностики Интернет‑аддикции // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. – 2022. – № 6. – С. 484-503.
  4. Интернет‑зависимость: сколько россиян подвержены «болезни XXI века»? // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/internet-zavisimost-skolko-rossiyan-podverzheny-bolezni-xxi-veka?ysclid=mjfs636cz4727487481 (дата обращения: 16.12.2025).

Поделиться

20

Сергеева М. П., Ильясова А. С. Интернет-аддикция: современная ситуация и пути решения // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14047-internet-addikciya-sovremennaya-situaciya-i-puti-resheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января