Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Эмоциональный интеллект как психологический конструкт: анализ моделей (Дж. Майер...

Эмоциональный интеллект как психологический конструкт: анализ моделей (Дж. Майер, П. Саловей, Д. Гоулман, Р. Бар-Он)

27 декабря 2025

Рубрика

Психология

Ключевые слова

эмоциональный интеллект
модели ЭИ
способности
смешанные модели
социальная компетентность
психодиагностика
подростковый возраст

Аннотация статьи

В статье представлен аналитический обзор ключевых теоретических моделей эмоционального интеллекта (ЭИ), ставших классическими в психологической науке. Рассматриваются когнитивная модель Дж. Майера и П. Саловея, смешанная модель Д. Гоулмана и модель социально-эмоциональной компетентности Р. Бар-Она. Особое внимание уделяется методологическим различиям в подходах к определению, структуре и измерению ЭИ, а также их значению для эмпирического исследования, в частности, в подростковой среде.

Текст статьи

Феномен эмоционального интеллекта (ЭИ) за последние три десятилетия прошел путь от популярной идеи до полноправного психологического конструкта, имеющего серьезное теоретическое и прикладное значение. Однако отсутствие единого концептуального подхода породило множество трактовок и моделей ЭИ. Данная статья ставит целью провести сравнительный анализ трех наиболее влиятельных моделей, предложенных Джоном Майером и Питером Саловеем [1, с. 185-211], Дэниелом Гоулманом [2] и Рувеном Бар-Оном [3, с. 13-25], что является фундаментальной задачей для любого исследования, связанного с измерением ЭИ и его взаимосвязей, в том числе в области межличностных отношений подростков.

Модель способностей (Дж. Майер, П. Саловей) [1, с. 185-211]

Данная модель, основанная на традиционном когнитивно-интеллектуальном подходе, рассматривает ЭИ как группу ментальных способностей к переработке эмоциональной информации. Это строгая научная модель, которая определяет ЭИ через его связь с общим интеллектом и измеряет его с помощью тестов, где задачи имеют правильные и неправильные ответы (например, MSCEIT).

Структура модели включает четыре компонента (ветви):

  1. Восприятие, идентификация и выражение эмоций – способность распознавать эмоции в себе, других людях, произведениях искусства.
  2. Использование эмоций для облегчения мышления – способность направлять эмоции на решение задач, использование разных настроений для различных видов деятельности.
  3. Понимание и анализ эмоций – способность к категоризации эмоций, пониманию их причин, переходных состояний и комплексных чувств.
  4. Сознательное управление эмоциями – способность регулировать собственные эмоции и влиять на эмоции других для достижения целей.

Смешанная модель (Д. Гоулман) [2]

Модель, популяризированная Д. Гоулманом, относится к смешанным моделям, так как объединяет когнитивные способности с личностными характеристиками, такими как мотивация, эмпатия, оптимизм. Гоулман делает акцент на практическом успехе в жизни, определяя ЭИ как совокупность навыков, которые можно развить.

Структура модели включает пять ключевых компетенций:

  1. Самосознание (понимание своих эмоций и их влияния).
  2. Саморегуляция (управление своими внутренними состояниями и импульсами).
  3. Мотивация (эмоциональная склонность к достижению целей).
  4. Эмпатия (осознание чувств, потребностей других людей).
  5. Социальные навыки (искусство вызывать у людей желаемую реакцию).

Модель социально-эмоциональной компетентности (Р. Бар-Он) [3, с. 13-25]

Модель Р. Бар-Она также является смешанной и фокусируется на потенциале человека к успешной адаптации и психологическому благополучию. Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» (Emotional Quotient, EQ) как аналог IQ.

Структура модели (Bar-On EQ-i) включает пять широких областей, разделенных на 15 субшкал:

  1. Внутриличностная сфера (самосознание, самооценка и др.).
  2. Межличностная сфера (эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения).
  3. Адаптивность (решение проблем, оценка реальности, гибкость).
  4. Управление стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсов).
  5. Общее настроение (оптимизм, счастье).

Наглядно модели, их компоненты, сильные и слабые стороны представлены в таблице.

Таблица

Сравнительный анализ моделей эмоционального интеллекта

Модель

Компоненты

Сильные стороны

Слабые стороны

Модель способностей (Дж. Майер, П. Саловей)

Восприятие, идентификация и выражение эмоций

Модель обладает высокой дискриминантной валидностью (отделяет ЭИ от личностных черт), строгостью, объективностью измерения

Сложность создания валидных тестовых заданий, ограниченная связь с прямым поведением в реальных ситуациях

Использование эмоций для облегчения мышления

Понимание и анализ эмоций

Сознательное управление эмоциями

Смешанная модель (Д. Гоулман)

Самосознание

Широкая популярность, понятность, прямая связь с лидерством и успехом в профессии, нацеленность на развитие

Размытость границ конструкта (ЭИ практически сливается с личностью), субъективность измерений (часто через опросники), трудность отделения причин от следствий (успех – это результат ЭИ или его признак?)

Саморегуляция

Мотивация

Эмпатия

Социальные навыки

Модель социально-эмоциональной компетентности (Р. Бар-Он)

Внутриличностная сфера

Комплексный подход, связь с психологическим благополучием и качеством жизни, хорошая операционализация в диагностическом опроснике EQ-i

Те же, что и у всех смешанных моделей – перекрывание с личностными чертами (например, с экстраверсией и невротизмом из «Большой пятерки»)

Межличностная сфера

Адаптивность

Управление стрессом

Общее настроение

Принципиальное различие лежит между моделью способностей и смешанными моделями. Первая измеряет максимальную эффективность («что вы можете»), вторая – типичную («как вы обычно поступаете»).

Для исследования межличностных отношений подростков выбор модели является определяющим:

  1. Если изучается способность понимать эмоции сверстников или управлять конфликтом как решением задачи, более адекватна модель Майера-Саловея.
  2. Если исследуется связь ЭИ с социальной адаптацией, психологическим благополучием, лидерством в классе, уместны модели Гоулмана или Бар-Она.
  3. Если стоит задача разработать программу развития социальных навыков, смешанные модели предлагают более удобную и структурированную карту для тренингов.

Ни одна из рассмотренных моделей не является исчерпывающей или абсолютно истинной. Каждая выделяет разные грани сложного феномена взаимодействия эмоций и познания. Модель Майера-Саловея остается эталоном научной строгости в академических исследованиях. Модели Гоулмана и Бар-Она демонстрируют высокую практическую ценность в прикладных областях: образовании, менеджменте, консультировании.

Для будущих исследований, в частности, касающихся подросткового возраста, продуктивным представляется комплексный подход: использование объективных тестов способностей (по Майеру-Саловею) в сочетании с опросниками, отражающими самооценку социально-эмоциональных компетенций (в традиции Бар-Она). Это позволяет получить объемную картину и лучше понять, как когнитивные эмоциональные способности трансформируются в реальное поведение и качество отношений подростка с окружающим миром.

Список литературы

  1. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 1990. 9, P. 185-211.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: МИФ, 2022. 544 с.
  3. Bar-On R. The Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence (ESI). University of Texas Medical Branch, 2006. 18, P. 13-25.

Поделиться

19

Федина Е. И. Эмоциональный интеллект как психологический конструкт: анализ моделей (Дж. Майер, П. Саловей, Д. Гоулман, Р. Бар-Он) // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14049-emocionalnyj-intellekt-kak-psihologicheskij-konstrukt-analiz-modelej-dzh-majer-p-salovej-d-goulman-r-bar-on

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января