Феномен эмоционального интеллекта (ЭИ) за последние три десятилетия прошел путь от популярной идеи до полноправного психологического конструкта, имеющего серьезное теоретическое и прикладное значение. Однако отсутствие единого концептуального подхода породило множество трактовок и моделей ЭИ. Данная статья ставит целью провести сравнительный анализ трех наиболее влиятельных моделей, предложенных Джоном Майером и Питером Саловеем [1, с. 185-211], Дэниелом Гоулманом [2] и Рувеном Бар-Оном [3, с. 13-25], что является фундаментальной задачей для любого исследования, связанного с измерением ЭИ и его взаимосвязей, в том числе в области межличностных отношений подростков.
Модель способностей (Дж. Майер, П. Саловей) [1, с. 185-211]
Данная модель, основанная на традиционном когнитивно-интеллектуальном подходе, рассматривает ЭИ как группу ментальных способностей к переработке эмоциональной информации. Это строгая научная модель, которая определяет ЭИ через его связь с общим интеллектом и измеряет его с помощью тестов, где задачи имеют правильные и неправильные ответы (например, MSCEIT).
Структура модели включает четыре компонента (ветви):
- Восприятие, идентификация и выражение эмоций – способность распознавать эмоции в себе, других людях, произведениях искусства.
- Использование эмоций для облегчения мышления – способность направлять эмоции на решение задач, использование разных настроений для различных видов деятельности.
- Понимание и анализ эмоций – способность к категоризации эмоций, пониманию их причин, переходных состояний и комплексных чувств.
- Сознательное управление эмоциями – способность регулировать собственные эмоции и влиять на эмоции других для достижения целей.
Смешанная модель (Д. Гоулман) [2]
Модель, популяризированная Д. Гоулманом, относится к смешанным моделям, так как объединяет когнитивные способности с личностными характеристиками, такими как мотивация, эмпатия, оптимизм. Гоулман делает акцент на практическом успехе в жизни, определяя ЭИ как совокупность навыков, которые можно развить.
Структура модели включает пять ключевых компетенций:
- Самосознание (понимание своих эмоций и их влияния).
- Саморегуляция (управление своими внутренними состояниями и импульсами).
- Мотивация (эмоциональная склонность к достижению целей).
- Эмпатия (осознание чувств, потребностей других людей).
- Социальные навыки (искусство вызывать у людей желаемую реакцию).
Модель социально-эмоциональной компетентности (Р. Бар-Он) [3, с. 13-25]
Модель Р. Бар-Она также является смешанной и фокусируется на потенциале человека к успешной адаптации и психологическому благополучию. Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» (Emotional Quotient, EQ) как аналог IQ.
Структура модели (Bar-On EQ-i) включает пять широких областей, разделенных на 15 субшкал:
- Внутриличностная сфера (самосознание, самооценка и др.).
- Межличностная сфера (эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения).
- Адаптивность (решение проблем, оценка реальности, гибкость).
- Управление стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсов).
- Общее настроение (оптимизм, счастье).
Наглядно модели, их компоненты, сильные и слабые стороны представлены в таблице.
Таблица
Сравнительный анализ моделей эмоционального интеллекта
Модель | Компоненты | Сильные стороны | Слабые стороны |
Модель способностей (Дж. Майер, П. Саловей) | Восприятие, идентификация и выражение эмоций | Модель обладает высокой дискриминантной валидностью (отделяет ЭИ от личностных черт), строгостью, объективностью измерения | Сложность создания валидных тестовых заданий, ограниченная связь с прямым поведением в реальных ситуациях |
Использование эмоций для облегчения мышления | |||
Понимание и анализ эмоций | |||
Сознательное управление эмоциями | |||
Смешанная модель (Д. Гоулман) | Самосознание | Широкая популярность, понятность, прямая связь с лидерством и успехом в профессии, нацеленность на развитие | Размытость границ конструкта (ЭИ практически сливается с личностью), субъективность измерений (часто через опросники), трудность отделения причин от следствий (успех – это результат ЭИ или его признак?) |
Саморегуляция | |||
Мотивация | |||
Эмпатия | |||
Социальные навыки | |||
Модель социально-эмоциональной компетентности (Р. Бар-Он) | Внутриличностная сфера | Комплексный подход, связь с психологическим благополучием и качеством жизни, хорошая операционализация в диагностическом опроснике EQ-i | Те же, что и у всех смешанных моделей – перекрывание с личностными чертами (например, с экстраверсией и невротизмом из «Большой пятерки») |
Межличностная сфера | |||
Адаптивность | |||
Управление стрессом | |||
Общее настроение |
Принципиальное различие лежит между моделью способностей и смешанными моделями. Первая измеряет максимальную эффективность («что вы можете»), вторая – типичную («как вы обычно поступаете»).
Для исследования межличностных отношений подростков выбор модели является определяющим:
- Если изучается способность понимать эмоции сверстников или управлять конфликтом как решением задачи, более адекватна модель Майера-Саловея.
- Если исследуется связь ЭИ с социальной адаптацией, психологическим благополучием, лидерством в классе, уместны модели Гоулмана или Бар-Она.
- Если стоит задача разработать программу развития социальных навыков, смешанные модели предлагают более удобную и структурированную карту для тренингов.
Ни одна из рассмотренных моделей не является исчерпывающей или абсолютно истинной. Каждая выделяет разные грани сложного феномена взаимодействия эмоций и познания. Модель Майера-Саловея остается эталоном научной строгости в академических исследованиях. Модели Гоулмана и Бар-Она демонстрируют высокую практическую ценность в прикладных областях: образовании, менеджменте, консультировании.
Для будущих исследований, в частности, касающихся подросткового возраста, продуктивным представляется комплексный подход: использование объективных тестов способностей (по Майеру-Саловею) в сочетании с опросниками, отражающими самооценку социально-эмоциональных компетенций (в традиции Бар-Она). Это позволяет получить объемную картину и лучше понять, как когнитивные эмоциональные способности трансформируются в реальное поведение и качество отношений подростка с окружающим миром.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)