Юридический процесс и процедура: понятие, сущность, различия

Юридический процесс и процедура: понятие, сущность, различия

Настоящая статья посвящена, прежде всего, проблематике процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов и поиску путей решения выявленных проблем.

Аннотация статьи
законодательство
нормативно-правовой акт
законодательный процесс
процедура подготовки нормативно-правового акта
Ключевые слова

На сегодняшний день в Российской Федерации (далее – РФ) система законотворчества, а, вместе с ней и правовая система, нуждаются в обязательном упорядочивании, систематизации и согласованности нормативно-правовых актов (далее – НПА).

Основной источник, регламентирующий законодательный процесс в России – Конституция РФ [1], однако, полноценного и легального определения самого процесса не существует. Равно, как нет четкого понятия и для «процедуры» в системе правотворчества. Вместе с тем процедурность синонимичная с нормативностью, реализовала себя в правовом регулировании, где существуют многочисленные и разнообразные процедурные отрасли: гражданское право, уголовно право, семейное право и так далее.

Процедурный механизм процесса законотворчества является важнейшей и неотделимой частью механизма всего правового урегулирования, так как процедура касается не только реализации, но и создания, а также отмены юридических норм.

Именно из-за отсутствия юридически грамотно оформленного и нормативно-закрепленного понятия, определяющего значение «процедура» и «процесс», возникают закономерные трудности в восприятии и последующей реализации некоторых НПА.

Так что же всё-таки несут в себе понятия «процедура» и «процесс» и в чем их различия? Возможно ли, что эти понятия тождественны, тогда почему реализация процедуры невозможна без процесса и наоборот? Для ответа на эти вопросы необходимо определиться, для начала, с такими понятиями как законодательство и законотворчество.

Правотворчество – это деятельность по созданию (изменению или отмене) правовых норм. Правотворчество классифицируется в зависимости от субъекта, принимающего основное участие в самом процессе [2, с. 113]. Так выделяют правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (федеральных и субъектов федерации); корпоративное правотворчество (локальное правотворчество организаций).

Законодательство – это совокупность федеральных и региональных НПА, действующих в стране. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства – нормативный акт. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению. В основе системы законодательства лежат такие институты как право, судебная система и система государственного управления, которые направлены на обеспечение правого поля в государстве и слаженных действий всех правовых институтов, например силовые ведомства, судебная система и иные [4, с. 5].

Правотворческая деятельность – это определенная операция с неким набором стадий, последовательность, регламентированная и урегулированная правом, направленная на достижение определенного результата [5, с. 33]. В основе правотворчества лежит любая юридическая процедура, которая направлена на упорядочивание осуществления юридической деятельности [6, с. 129]. Как правило, она четко изложена и нормативно закреплена. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура, то есть процедура издания законов [3, с. 35].

Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Реализация права законодательной инициативы, то есть право официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в РФ перечислены в ст. 104 Конституции. 2. Стадия обсуждения законопроекта, которая в РФ происходит на заседании Государственной Думы. 3. Стадия принятия законопроекта путем референдума в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятельности высших органов государственной власти. 4. Стадия официального опубликования закона.

На наш взгляд последовательность осуществления этих стадий (процедур) можно считать процессом законотворчества. Представим, что процесс – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которые используют входы для достижения предполагаемых результатов, тогда «предполагаемый результат» процесса – выход. Чтобы достичь этого результата, необходимы определенные методы осуществления деятельности процесса – процедуры. То есть, если процесс – это движение, то процедура – это некий набор правил, который указывает, как это движение выполнять.

Говоря о юридической процедуре, стоит отметить, что она направлена на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, которые охраняются от нарушений правовыми санкциями. Юридической процедуре, как и любой иной присущи определенные признаки, а именно: она ориентирована на достижение конкретного правового и или социального результата; состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения и как деятельность внутренне структурирована правовыми отношениями; обладает моделью развития, предварительно установленной на нормативном или индивидуальном уровне; иерархически построена; постоянно находится в динамике, развитии; выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения.

Неотделима от понятия «юридическая процедура» категория основного правоотношения, то есть правоотношения, ради которого процедура возникает и реализации которого служит [7, с. 465]. По признаку основного отношения процедуру в правовой системе можно разделить на материальную, процессуальную и правотворческую. Основное правоотношения для материальной процедуры – регулятивное материальное правоотношение, где цель – осуществление позитивного поведения участников процесса. Для правотворческой процедуры характерно правоотношение, единственная цель которого, формирование правовых норм.

Процедура должна быть последовательной и обладать вариативностью в реализующем праве. Помимо прочего, один и определяющих факторов процедуры – ее доступность и детализация. Фактически, имеется в виду, как доступ к информации о способах и возможностях реализации те или иных законодательных процедур, так и проработка всех стадий запуска механизма юридической процедуры. Процедура должна быть надежной и выступать в роли гаранта положительного результата.

Для надежности процедуры необходима детальная и многофакторная проработка. Так же любой нормативной модели необходима отработка по временному параметру, то есть испытание временем. Именно из-за загруженности процедуры она требует на первоначальном этапе от законодателя постоянного анализа для быстрого реагирования при возникновении трудностей и срывов в ее нормативной работе. Нормативной процедуре присуща неотступная строгая очередность последовательных действий.

Таким образом, процедура, на наш взгляд, должна определять: свое целевое назначение; тип основных отношений круг лиц, участвующих в ней; акты поведения, которые должны совершить участники процедуры; последовательность совершения актов поведения; сроки (время) и место осуществления как отдельных процедурных действий, так и процедуры в целом; правовые средства, обеспечивающие функционирование процедуры.

Проанализировав все вышеизложенное, необходимо выделить сходство и различие процесса и процедур, отвечая на вопрос о тождественности этих двух понятий [8. с. 31].

1) процесс относится к какому-либо явлению в целом, а процедура – всего лишь к поведению; 2) процесс включает элемент последовательности просто по самой своей природе (именно поэтому, применительно к нему и принято говорить о закономерном развитии явления), в то время как процедура носит более «рукотворный» характер, то есть может и не быть последовательной (например, если в официально установленном порядке пропущено какое-нибудь логически необходимое звено); 3) в отличие от процедуры, у процесса сугубо официальная «привязка» отсутствует.

Нами были изучены три позиции по вопросу соотношения понятий «процесса» и «процедуры».

Первая из них уделяет более широкое значения юридической процедуре, при этом юридический процесс выступает лишь разновидностью одноименной процедуры. Вторая позиция говорит о синонимичности этих двух понятий. Данная позиция основывается на том, что нет необходимости разграничивать смысловую нагрузку в отношении одних и тех же явлений. Третья позиция основывается на преобладании правового процесса над юридической процедурой.

На наш взгляд третья позиция является самой логичной, так как понятие процесса наделяется по отношению к процедуре более широким значением. Соответственно, процедура рассматривается в качестве части процесса. Таким образом, понятия «процесс» и «процедура» не идентичны и понятие правового процесса в соотношении с одноименной процедурой представляется более объемным.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что понятия «процесса» и «процедуры» не являются тождественными, однако оба эти понятия обладают этапностью действий.

На сегодняшний день из-за отсутствия понятий «процесса» и «процедуры» правотворчества затрудняется их разграничение. В связи с данной проблемой нами были разработаны следующие определения:

Процедура в правотворчестве – это определенный, нормативно закрепленный порядок действий в правотворческом процессе, ориентированный на принятие, изменение или отмену нормативно-правового акта, в то время как процесс в правотворчестве – это закономерный ход развития какого-либо явления.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Синюков С.В. О понятии правотворчества // Известия Саратовского университета, – 2011. – С.113.
  3. Бялт В.С., Трипутин С.Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика / В.С. Бялт., С.Н. Трипутин// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД № 2. Спб., - 2016. – С. 35.
  4. Бошно С.В. Система права и система законодательства. Право и современные государства. М., - 2013. – С. 5.
  5. Борисов А.С. К вопросу о понятии правотворчества // Вестник государственного и муниципального управления. № 3. Орел. – 2014. – С. 33.
  6. Исаев И.Э. Юридический процесс и юридическая процедура // Вестник Московского университета МВД России. М., - 2011. – С.129.
  7. Мамай Е.А. Модель юридической процедуры как технико-юридическая конструкция. // Журнал: Юридическая техника. – 2013. - № 7 (ч.2). – С. 465.
  8. Соколов Т.В. Процесс vs. процедура: синонимичные понятия или различные правовые явления? (теоретические аспекты) // Журнал: Юридические записки. СПб., - № 2. – С. 31.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря