Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Развитие творческих способностей и мелкой моторики дошкольников посредством тест...

Развитие творческих способностей и мелкой моторики дошкольников посредством тестопластики: методический опыт

27 декабря 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

тестопластика
дошкольники
мелкая моторика
творческое развитие
художественно эстетическая деятельность
ФГОС ДО

Аннотация статьи

В статье рассматривается потенциал тестопластики как средства развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольников. Описана методика организации занятий, представлены результаты её апробации, подтверждающие положительное влияние тестопластики на сенсомоторное, познавательное и художественно‑эстетическое развитие детей.

Текст статьи

Научная проблема и её актуальность

В современном образовательном пространстве дошкольного звена особую значимость приобретает поиск эффективных средств гармоничного развития личности ребёнка. Одним из ключевых аспектов такого развития выступает формирование мелкой моторики и творческих способностей. Недостаточная разработанность практических методик, сочетающих дидактическую ценность с высокой мотивационной привлекательностью для детей, определяет актуальность исследования потенциала тестопластики как педагогического инструмента.

Актуальность темы подкрепляется следующими факторами:

  • необходимостью реализации требований ФГОС ДО к развитию художественно‑эстетической и познавательной сфер дошкольника [9, разд. II, п. 2.6].;
  • потребностью в доступных, безопасных и многофункциональных материалах для детской творческой деятельности;
  • потенциалом тестопластики в интеграции образовательных областей (познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Объект и предмет исследования

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: методика организации занятий по тестопластике как средства развития мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель и задачи исследования

Цель: теоретически обосновать и апробировать методику занятий по тестопластике, направленную на развитие мелкой моторики и творческого потенциала дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить историко‑культурные истоки техники тестопластики и её педагогический потенциал.
  2. Разработать последовательность дидактических шагов по освоению техники тестопластики детьми дошкольного возраста.
  3. Определить набор материалов и инструментов, оптимальных для занятий с дошкольниками.
  4. Апробировать методику на практике и оценить её эффективность.
  5. Выявить влияние занятий тестопластикой на развитие мелкой моторики, координации движений и творческого мышления.

Методология и методы исследования

В работе применён комплекс методов:

  • теоретические: анализ психолого‑педагогической и методической литературы, систематизация, обобщение;
  • эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, опытно‑экспериментальная работа;
  • методы качественной интерпретации данных.

Методологическую основу составили:

  • теория развития детской изобразительной деятельности (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина) [3, с. 15-28; 7, с. 45-60];
  • концепции сенсорного и моторного развития дошкольника (М. Монтессори, Л. А. Венгер) [6, с. 88-102; 1, с. 112-134];
  • подходы к организации художественно‑эстетической деятельности в ДОО (Т. Г. Казакова, И. А. Лыкова) [2, с. 72-89; 5, с. 34-56].

Анализ научных источников

Исследования в области дошкольной педагогики (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова) подчёркивают значимость продуктивных видов деятельности для всестороннего развития ребёнка [3, с. 40-45; 5, с. 22-30]. В работах М. Монтессори акцентируется роль сенсорного опыта и манипуляций с материалами в когнитивном развитии [6, с. 144-158]. Современные авторы (Е. А. Янушко) отмечают высокий потенциал тестопластики как средства интеграции образовательных областей: она сочетает сенсорное исследование, развитие мелкой моторики, формирование пространственных представлений и творческую самореализацию [8, с. 12-25].

Историко‑культурный анализ показывает, что тестопластика имеет глубокие корни в народной традиции (обрядовые печенья, обереги), что придаёт ей дополнительную ценностно‑смысловую нагрузку в образовательном процессе.

Элементы научной новизны

Новизна исследования заключается в:

  • систематизации дидактических приёмов освоения тестопластики дошкольниками с учётом возрастных особенностей;
  • разработке комплексной методики, объединяющей познавательный, моторный и творческий компоненты;
  • обосновании роли тестопластики как средства междисциплинарной интеграции в ДОО.

Результаты исследования и их интерпретация

В ходе апробации методики (на базе МАОУ Городского округа Балашиха «Гимназия № 3» выборка – 20 детей 6 лет) выявлены следующие результаты:

  1. Развитие мелкой моторики: у 85% детей отмечено улучшение координации движений, точности манипуляций с тестом (отщипывание, раскатывание, сплющивание). Это подтверждается анализом продуктов деятельности и наблюдением за динамикой выполнения заданий.
  2. Познавательная активность: 90% воспитанников проявили устойчивый интерес к истории тестопластики, активно участвовали в обсуждении свойств муки, соли, воды. Это свидетельствует о потенциале методики в формировании познавательного отношения к окружающему миру.
  3. Творческая самореализация: 75% детей демонстрировали оригинальность в декорировании поделок (использование бусин, бисера, бечёвки), что указывает на развитие фантазии и эстетического восприятия.
  4. Эмоциональный фон: у всех участников зафиксирован высокий уровень удовлетворённости от процесса и результата деятельности (по данным бесед и наблюдений).

Интерпретация результатов позволяет утверждать, что тестопластика выступает эффективным средством:

  • сенсомоторного развития (укрепление кистей, синхронизация движений);
  • когнитивного развития (осмысление свойств материалов, причинно‑следственных связей);
  • художественно‑эстетического развития (формирование чувства формы, цвета, композиции).

Выводы:

  1. Тестопластика обладает значительным педагогическим потенциалом в дошкольном образовании, сочетая развивающую, познавательную и воспитательную функции.
  2. Разработанная методика позволяет системно формировать у дошкольников навыки работы с солёным тестом, развивая при этом мелкую моторику, творческое мышление и познавательный интерес.
  3. Занятия тестопластикой способствуют интеграции образовательных областей ФГОС ДО, обеспечивая комплексное развитие личности [9, разд. I, п. 1.6].
  4. Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой возрастных модулей тестопластики (для младших и старших дошкольников) и изучением её влияния на социально‑коммуникативное развитие детей.

Практические рекомендации:

  1. Использовать дифференцированный подход с учётом уровня развития мелкой моторики детей;
  2. Сочетать тестопластику с другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация) для усиления творческого эффекта.

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1969. – 365 с.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) / Т.Г. Казакова. – Москва: Просвещение, 1985. – 192 с.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова. – Москва: Карапуз‑Дидактика, 2007. – 208 с.
  6. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / сост., вступ. статья М.В. Богемской; пер. с итал. – Москва: Карапуз, 2000. – 272 с.
  7. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – Москва: Просвещение, 1982. – 208 с.
  8. Янушко Е.А. Солёное тесто: занятия с детьми 3–7 лет / Е.А. Янушко. – Москва: Мозаика‑Синтез, 2011. – 112 с. – (Библиотека воспитателя).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Официальный интернет‑портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.12.2025).
  10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа / Г.С. Швайко. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Поделиться

19

Чижова А. А. Развитие творческих способностей и мелкой моторики дошкольников посредством тестопластики: методический опыт // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14054-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-i-melkoj-motoriki-doshkolnikov-posredstvom-testoplastiki-metodicheskij-opyt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января