Главная
АИ #21 (24)
Статьи журнала АИ #21 (24)
Роль международных институтов в формировании правовых норм в сфере противодейств...

Роль международных институтов в формировании правовых норм в сфере противодействия терроризму

Автор(-ы):

Ткаченко Галина Эдуардовна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

международный институт
правовая норма
международный терроризм
противодействие

Аннотация статьи

В статье анализируется деятельность международных и региональных организаций, направленная на противодействие терроризму. Раскрывается особенность правотворческой деятельности данных организации в формировании антитеррористической политики.

Текст статьи

Природа терроризма как способа выяснения межгрупповых, международных и межцивилизационных отношений имеет социальную сущность и уходит в глубины истории развития человеческого общества. Активизация терроризма на различных этапах этого развития связана с заострением конфликтов разного уровня и происхождения. Современная действительность объясняется глобализацией и интернационализацией основных политических, социальных, экономических, культурно-религиозных и других основ мироустройства. При этом выяснение международных и межгрупповых отношений, которые образуются на пути глобализации, сопровождается активизацией асимметричных методов в форме терроризма.

Терроризм – динамическое противоборствующая явление. Основное средство борьбы террористических формирований - террористические акты, сохраняя свою асимметричную сущность, приобретают феноменальность через разнообразие способов их совершения и отбора ситуаций оптимальной эффективности воздействия на противника.

В этой связи удачным усматривается определение понятия террористического акта, предлагаемое З.Ш.Матчановой «Террористический акт – это преступное общеопасное деяние террористической направленности по созданию условий воздействия на международную организацию, государство, юридических или физических лиц с целью принуждения совершить или воздержаться от совершения определенного действия, совершенное путем запугивания по наличию умысла на причинение гибели невинных людей» [1].

На фоне подтверждения международного «статуса» терроризма признается важность роли международных органов и институтов, их организационно-координационной функции по упорядочиванию на основе универсального международного права всего комплекса правовых и правоприменительных возможностей противодействия терроризму со стороны международных, региональных и субрегиональных организаций, а также внутригосударственных антитеррористических систем. Доктринальною базой для такого подхода является вывод по оценке качественных изменений роли международных организаций со второй половины ХХ века. Они (изменения) заключаются прежде всего в том, что международные организации оказывают решающее влияние на формирование и становление общеобязательных для всего международного сообщества универсальных международно-правовых норм и обязательств, таких как jus cogensи erga omnes, а также в определении дальнейших тенденций в развитии международного права, в частности, путем разработки и исследования этих процессов регионализации [2].

В международно-правовой практике в вопросах противодействия терроризму активную деятельность осуществляют большое количество организаций, в том числе и такие, как Европейский Союз, Африканский союз, Организация американских государств, Лига арабских государств, Содружество независимых государств и другие. В рамках таких региональных организаций формируется и оперируется соответствующее международное право, в том числе и его нормы антитеррористического толка. Это прежде всего учредительные договоры и региональные конвенции (Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977, Протокол, вносящий изменений в нее от 15 мая 2003, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005, Арабская конвенция о борьбе с терроризмом 1998,Конвенция американских государств о предотвращении и наказании терроризма 1971, Конвенция Организации «Исламская конференция» о прекращении международного терроризма 1999, Конвенция Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества о прекращении терроризма 1987 г., Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом 1999 и т.д.).

В сфере противодействия терроризму ООН все активнее сотрудничает с региональными организациями и другими участниками, использует меры, предусмотренные главой VIII Устава ООН. Например, в Африке это – Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.

Согласно ст. 2 (п. 2) и ст. 23 Устава ООН, «ее члены обязаны решать споры только мирными средствами:« ... так, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность», а ст. 52 (п.2) Устава обязывает государства-члены ООН использовать установленные региональными соглашениями связи между государствами и созданные ими механизмы разрешения споров. Такое обязательство определяется весьма четко и однозначно: «Члены Организации, заключившие такие соглашения или органы, которые осуществляют такую деятельность, должны приложить все свои усилия для достижения мирного решения местных споров при помощи таких региональных органов до передачи этих противоречий в совет Безопасности ». Стоит отметить, что, по Уставу ООН, региональные соглашения заключаются не только для обороны региона, но и для предотвращения разного рода столкновений между государствами. Последнее положение образует международно-правовую основу и для заключения соглашений антитеррористического направления, поскольку, во-первых, региональные конфликты все больше характеризуются террористическим наполнением, во-вторых, государственная субъективность таких конфликтов не исключает никаких сомнений в [3].

Отсюда общая роль региональных организаций в сфере нормотворчества видится в обеспечении процессов унификации, гармонизации и приближения национальных правовых систем государств определенного региона, что, в свою очередь, способствует их политически-правовой интеграции и консолидации вокруг проблемы противодействия терроризму. В основном именно благодаря правотворчества и правоприменительной практике региональных международных организаций создается тот международно-правовой массив антитеррористических норм и принципов, которые постепенно формируют и развивают региональные международно-правовые подсистемы универсального международного права в сфере борьбы с терроризмом. Согласно доминирующей в международном праве концепции социальной обусловленности его норм и принципов, последние возникают, изменяются, развиваются и исчезают в зависимости от условий общественной жизни. Это касается функционирования международного права регионального уровня. Мы согласны с утверждением И. Зубарь, что все региональные международно-правовые подсистемы в общем формате регулирующих вопросы сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, культурной сферах, однако в зависимости от особенностей регионов формируется специфика содержания и направления норм международного права.

Действенность норм международного права по противодействию терроризму на региональном во многом зависит от институционального соответствия структуры региональных организаций реалиям международной жизни. Причем важно, что такие тенденции имеют как прямой, так и обратный характер. Как ответ на мощные процессы региональной интеграции второй половины ХХ века на универсальном уровне созданы региональные комиссии ООН - Экономическая комиссия для Европы, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна, Экономическая комиссия для Африки и Экономическая и социальная комиссия для региона Западной Азии.

Жизненная потребность в создании региональных антитеррористических органов и систем подтверждается специалистами. Опыт создания и функционирования таких органов указывает на практическую пригодность и перспективу превращения их в действенное звено глобальной системы противодействия терроризму при условии предоставления правовых возможностей влияния на формирование и применение мер социально-экономической и культурно-цивилизационной сфер. При этом, эффективная деятельность региональных антитеррористических систем обусловлена осознанием странами-участницами наличии реальных для них террористических угроз; наличием слаженной оперативно-розыскной системы получения предупредительной информации; средством и высокой степенью гармонизации правовых систем государств-участников; наличием предпосылок адаптации к международным (глобальным) органам и организаций антитеррористического назначения; мобильностью развертывания максимально унифицированных антитеррористических сил специальных операций и созданием организационно-координационных и материально-технических условий обеспечения их оперативно-боевых действий; наличием государства-лидера (государств) с мощной постоянной материально-технической и учебно-методической базой антитеррористического направления, способной обеспечить необходимый уровень противоборства в террористическом конфликте [4].

Подытоживая, можно резюмировать, что действенность антитеррористических мероприятий на региональном уровне обусловлена учетом условий возникновения терроризма в регионе и специфики его «местных» проявлений. Борьба с терроризмом на региональном уровне позволяет углубленно понять особенности преступных механизмов, мотивацию и целенаправленности террористических формирований. Но для этого необходимо организовывать превентивные меры политического, социально-экономического, культурно-цивилизационное и иного характера по устранению определенных детерминантов терроризма. Актуальным также является, по нашему мнению, создание при ООН аналитической структуры международно-криминологического характера, которая сосредоточена на выработке и предоставлении выводов и рекомендаций региональном сообществу государств по политическим, социально-экономических и культурно-цивилизационных причин и условий возникновения и эскалации терроризма, путей их устранения в рамках координации совместного противодействия терроризму как одного из общих принципов м международный права.

Список литературы

  1. Матчанова З.Ш. Борьба с терроризмом: формирование правовых традиций международных организаций // Экономика, педагогика и право. 2016. № 1. С. 8.
  2. Хаматшина Г.А. Значение организации объединенных наций в борьбе с международным терроризмом//Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 334-337.
  3. Янькова А.Д. Участие международных организаций в борьбе с терроризмом // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей V международной научно-практической конференции. 2016. С. 358-360.
  4. Абрамова А.А. Опыт международных организаций в противодействии финансированию терроризма и экстремистской деятельности // В сборнике: Европейские научные исследования сборник статей победителей II международной научно-практической конференции. 2017. С. 136-141.

Поделиться

1730

Ткаченко Г. Э. Роль международных институтов в формировании правовых норм в сфере противодействия терроризму // Актуальные исследования. 2020. №21 (24). С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/1407-rol-mezhdunarodnikh-institutov-v-formirovanii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля