Террористическая угроза является одной из самых актуальных для Российской Федерации в настоящее время. ЗА последние годы в нашей стране произошло большое количество преступлений террористического характера, многие из которых имели большой общественный резонанс.
Усилия правоохранительных органов приводят к тому, что количество преступлений террористического характера в последние годы постепенно сокращается. Так в 2018 году было зафиксировано 1679 подобных преступлений, что на 10% меньше чем в 2017 году и на 22% меньше, чем в 2016 году). Вместе с тем, трансформируется содержание преступлений террористической направленности, с развитием современных технологий увеличивается разнообразие видов и форм терроризма. В современном мире происходит трансформация и развитие финансовых институтов, появляются и развиваются новые платежные системы, финансовые инструменты. Все это неизменно сказывается и на таком негативном явлении, как терроризм.
Финансирование терроризма в настоящее время является одной из самых актуальных проблем, ведь для построения и развития террористической организации необходима финансовая база. Без финансирования террористы не могут приобретать оружие, оборудование, предметы снабжения или заказывать услуги. Источник финансирования терроризма может быть законным или незаконным, и финансирование часто осуществляется в форме нескольких небольших пожертвований, а не одной крупной денежной суммы. Террористические группы могут быть прямо или косвенно связаны с организованными преступными группами и могут заниматься преступной деятельностью, включая торговлю наркотиками или оружием, вымогательством и похищением людей с целью получения выкупа. Финансирование терроризма является глобальным явлением, которое не только угрожает безопасности государств, но и может подорвать экономическое развитие и стабильность финансовых рынков. Поэтому крайне важно пресечь приток средств террористам [1].
Финансирование терроризма включает предоставление финансовой или финансовой поддержки отдельным террористам или негосударственным субъектам. В некоторых странах действуют законы о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Так, к примеру закон о патриотах США, принятый после терактов 11 сентября, наделяет правительство полномочиями по борьбе с отмыванием денег для мониторинга финансовых учреждений. Патриотический закон вызвал много споров в Соединенных Штатах с момента его принятия. Соединенные Штаты также сотрудничали с Организацией Объединенных Наций и другими странами в создании Программы отслеживания финансирования терроризма.
Финансирование террористической деятельности часто требует перемещения средств в пределах или за пределами юрисдикций. Это может быть сделано через официальные каналы финансового рынка и денежные переводы, через нерегулируемые каналы или с использованием денежных курьеров. Четкое сходство можно выявить между финансированием терроризма и отмыванием денег, поскольку в обоих случаях предпринимаются усилия, чтобы скрыть средства от проверки со стороны государственных органов.
Опираясь на Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (1999 год), резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности ООН призывает государства-члены ООН предотвращать и пресекать финансирование терроризма, в частности путем криминализации сбора и предоставления средств для террористических целей, и настоятельно призывает их создать эффективные механизмы замораживания средств и других финансовых активов лиц, причастных к терроризму или связанных с ним, а также не допускать предоставления этих средств террористам. После первоначального рассмотрения мер по борьбе с финансированием терроризма вместе с мерами по борьбе с отмыванием денег ФАТФ в последнее время делает упор на выявлении различий между этими двумя явлениями с целью адаптации своих стандартов к особенностям финансирования терроризма (например, на основе тот факт, что не все источники финансирования терроризма имеют незаконное происхождение, например, акцент делается на злоупотреблениях НКО). Целевая группа по финансовым мероприятиям (ФАТФ) также разработала подробные рекомендации по борьбе с финансированием терроризма. Значительные суммы, собранные террористическими организациями, такими как "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ, также известное как "ДАИШ"), и финансирование иностранных боевиков-террористов (ФТФ) подчеркивают важность нацеливания террористических ресурсов. В своей резолюции 2178 (2014) Совет безопасности настоятельно призывает государства-члены пресечь деятельность по финансированию терроризма.
Таким образом, анализируя как международную, так и внутреннюю ситуацию, можно отметить, что проблема финансирования терроризма является крайне значимой, как для международного сообщества, так и для отдельных государств [2].
В Российской Федерации финансирование терроризма раскрывается как в Уголовном кодексе, так и в Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ, и в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Последний определяет его как предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений [3].
Важно рассмотреть квалификацию финансирования терроризма, которое выражается в финансовом обеспечении деятельности незаконных вооруженных формирований, сформированных или предполагающихся к формированию в целях совершения преступлений террористической направленности. Во-первых, указанный вид преступности определяется в Уголовном кодексе РФ в качестве формы содействия террористической деятельности, соответственно, квалифицировать такие действия следует по ст. 205.1 УК РФ. Во-вторых, в ч.1 ст. 208 УК РФ финансирование незаконного вооруженного формирования рассматривается как действия по организации такого формирования, следовательно, квалифицировать их необходимо по данной статье.
По объему охватываемых явлений норма, предусмотренная ст. 208 УК РФ является общей, а предусмотренная ст. 205.1 УК РФ – специальной. По правилам преодоления конкуренции общей и специальной норм при квалификации следует отдавать предпочтение специальной норме, т.е. квалифицировать содеянное по ст. 205.1 УК РФ.
В этой связи нелогичным видится разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, данное в Постановлении «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» от 9 февраля 2012 г. № 1 п.26: «когда лицо содействует террористической деятельности путем финансирования незаконного вооруженного формирования, его действия охватываются частью 1 статьи 208 УК РФ и дополнительной квалификации по части 1 статьи 205.1 УК РФ как финансирование терроризма не требуется». Видится, что Пленум ВС РФ рассматривает преступление, предусмотренное ст. 208 УК РФ как частный случай содействия терроризму. Иначе, как ещё объяснить разницу в санкции по этим статьям: ч.1 ст. 205.1 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, а наказание по ч.1 ст. 208 УК РФ - лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет [4].
В связи с этим, видится три подхода в решении данной проблемы.
- Не внося изменений в УК РФ, внести корректировки в ППВС РФ от 9 февраля 2012 г. №1 и квалифицировать финансирование незаконного вооруженного формирования, созданного или создаваемого для совершения хотя бы одного из указанных в ст. 205.1 УК РФ преступлений как содействие террористической деятельности.
- Исключить из ч.1 ст. 208 УК РФ указание на финансирование незаконного вооруженного формирования как разновидность действий по его организации и квалифицировать подобные действия как участие в незаконном вооруженном формировании - по ч.2 ст. 208 УК РФ, или как содействие террористической деятельности по ст. 205.1 УК РФ, если незаконное вооруженное формирование создается для преступлений террористической направленности.
- Исключить незаконное вооруженное формирование из п.1 примечания к ст. 205.1 УК РФ, содержащего определение финансирования терроризма и квалифицировать финансирование незаконного вооруженного формирования как вид организации незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ).
Видится, что третий подход наиболее точно отражает потребности противодействия финансированию терроризма, к тому же и Пленум Верховного Суда РФ, и санкция ст. 208 УК РФ подтверждают это.