Введение. Значимость точных бросков в баскетболе со штрафной линии трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки – одна из важных забот тренера [1].
Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально. Конструкция такого возвращающего желоба и его функционирование и являются основным предметом данной статьи. Авторы статьи являются профессиональными тренерами по баскетболу и имеют большой опыт работы, в частности, при подготовке женской сборной команды Уральского федерального университета в Екатеринбурге – ЖБК Сима-ленд Урфу. Работа примыкает к исследованиям из работ [1-3].
Конструкция щита с возвращающим желобом. Эта конструкция достаточно проста и доступна. Как известно [4] площадка, утвержденная ФИБА (Международной федерацией баскетбола) имеет следующий вид (рис. 1)
Рис. 1. Площадка для игры в баскетбол
Возвращающий мяч желоб к точке броска представляет из себя прямоугольный отрез ткани – желательно максимально гладкий. Верхним краем ткань крепится к низу баскетбольного кольца и протягивается внутрь площадки до места выполнения баскетболистом штрафного броска – точки. Затем он складывается и укрепляется стойками так, чтобы образовался некоторый желоб. Тогда при выполнении броска, даже если мяч не попадает в кольцо, он по желобу скатывается (или скользит) назад к месту выполнения броска (рис. 2).
Рис. 2. Выполнение броска в кольцо с возвращающим желобом
При этом тренирующийся может выполнять самостоятельно любое количество бросков за доступное время тренировки без участия каких-либо еще игроков, возвращающих ему мяч после броска. Также не требуется держать у точки броска большое количество мячей. Известно, что такой метод тренировки долгое время использовался при тренировках баскетболистов НБА в США [3]. Например, легендарный Уилт Чемберлен [5] (рис. 3)
Рис. 3. Легенда НБА Уилт Чемберлен
тренировал так броски по кольцу с центра баскетбольной площадки. Кроме того, что если учесть, что и наши спортсмены иногда устраивают на тренировках соревнования – каждый по 1000 бросков (некоторые достигают при этом 100% попаданий), то использование такого устройства заметно уменьшит время выполнения бросков. К сожалению, по мнению авторов, такой способ тренировки броска по кольцу с возвращающим желобом, если и использовался когда-то, то в настоящее время таких фактов неизвестно. Может быть проще и легче использовать традиционные способы тренировки с участием одного – трёх игроков, подбирающих и возвращающих мяч игроку, выполняющему бросок.
Заключение [1-3]. Самооценка бросковых способностей тесно связана с реальным бросковым потенциалом. Заставляя спортсменов раз за разом забивать мяч при бросках, вы повышаете их уверенность. Они знают, что никто не сможет остановить их, поскольку тренировка подтверждает это.