Использование информационных технологий в уголовном судопроизводстве значительно расширяет возможности правоохранительных органов и судов при расследовании и рассмотрении уголовных дел. Цифровые следы, оставленные преступниками в сети, становятся важными доказательствами. Эксперты анализируют большие объемы данных, включая переписки, геолокацию, активность в социальных сетях, для установления связей и мотивов. Это позволяет быстрее выявлять преступников и предотвращать новые правонарушения.
Кроме того, использование информационных технологий при рассмотрении уголовных дел трансформировало судебную практику, предоставив новые возможности для сбора и анализа доказательств, а также повышения эффективности судопроизводства. Электронные документы, цифровые записи и метаданные становятся ключевыми элементами доказывания, требуя разработки четких правовых норм для их аутентификации и допустимости в суде.
Легальное определение «информационных технологий» можно найти в федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором законодатель четко определяет, что под информационными технологиями понимается «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [2].
Также стоит понимать, что само по себе понятие «уголовное судопроизводство» неоднозначно и многогранно. Стоит понимать, что под данным понятием понимается сложный и многогранный процесс, который, согласно действующему законодательству, включает в себе две стадии: досудебное и судебное производство по уголовному делу [1]:
- досудебное производство по уголовному делу;
- судебное производство по уголовному делу.
Под досудебным производством по уголовному делу понимается уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. Таким образом стадия досудебного производства включает в себя: получение сообщения о преступлении, проведение доследственной проверки, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, рассмотрение прокурором уголовного дела и направление его в суд.
Предварительное расследование, согласно части 1 ст. 150 УПК РФ может производиться в одной из двух форм – в форме предварительного следствия или в форме дознания (в общем порядке либо в сокращенной форме).
В современном мире информационные технологии коренным образом обновляют методы расследования преступлений на стадии предварительного расследования. Их применение при производстве следственных действий позволяет значительно повысить эффективность раскрытия и расследования преступлений.
В настоящее время при расследовании преступлений широко распространено применение информационных систем, под которыми в действующем законодательстве подразумевается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [2].
Одним из примеров информационных систем, широко применяемых в уголовном судопроизводстве, является интегрированный банк данных федерального уровня или «ИБД-Ф», который предназначен для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, по установлению местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, а также для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. Основной целью использования «ИБД-Ф» является обеспечение формирования и ведения централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных учетов органов внутренних дел с использованием интегрированных банков данных на федеральном уровне.
Еще одной информационной системой, которая дает возможность правоохранителям в кротчайшие сроки устанавливать лиц, совершивших преступление, является автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) «Папилон», работа по созданию и развитию которой ведется с 2002 года. Использование данной информационной системы помимо установления лиц, совершивших преступление, по отпечаткам и следам пальцев рук и ладоней, дает широкие возможности при идентификации неопознанных трупов.
Широкие возможности при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел также дают различного рода комплексы видеонаблюдения. Наиболее распространенным из таких является цифровой комплекс «Безопасный город», основное направление работы которого заключается в использовании систем видеонаблюдения и последующего применения аналитических решений, помогающих в кротчайшие сроки определить и оперативно отреагировать на произошедшие нештатные ситуации, а также принять меры по устранению их последствий.
Одной из форм использования информационных технологий можно считать дистанционное проведение следственных действий. По мнению многих правоведов и специалистов в области уголовного процесса, это одновременно способствует: обеспечению безопасности здоровья лиц, участвующих в уголовном процессе; проведению следственных действий в кратчайшие сроки; сокращению временных затрат следователя на вызов лиц для обеспечения явки.
Такая возможность в уголовном судопроизводстве появилась в конце 2021 года, и связана она с введением в уголовно-процессуальный кодекс новой статьи – 189.1, позволившей следователю или дознавателю проводить допрос, очную ставку и опознание посредством систем видео-конференц-связи. Введение статьи 189.1 УПК РФ, позволяющей использовать цифровые технологии в рамках предварительного расследования, свидетельствует о стойком направлении развития уголовного судопроизводства в сторону цифровизации.
Вместе с тем, вполне справедливым будет высказать точку зрения о том, что введение статьи 189.1 УПК РФ было во многом вызвано необходимостью в связи с пандемией, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и ограничением коммуникации людей, но, несмотря на данные обстоятельства. Однако, данное направление развития уголовного судопроизводства было намечено еще за 10 лет до введения вышеуказанной статьи – в 2011 г. возможность использования таких систем появилась в рамках судебного разбирательства в соответствии с частью 4 статьи 240 УПК РФ. Тогда законодатель предоставил суду право применять такую систему для допроса и иных судебных действий. Кроме того, несмотря на действительную необходимость введения статьи 189.1 УПК РФ на момент пандемии, дальнейшее применение дистанционного формата проведения следственных действий имеет большие перспективы для развития уголовного судопроизводства в общем, и производства по уголовным делам на стадии предварительного расследования, в частности. Кроме того, проведение ряда следственных действий в дистанционном формате, посредством использования цифровых технологий, способствует выполнению большинства задач предварительного расследования, а именно быстрое и полное раскрытие преступления; изобличение виновных путём сбора достаточного количества доказательств; выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Кроме того, ключевым аспектом при расследовании преступлений на стадии предварительного и судебного расследования является использование цифровых носителей информации в качестве доказательств. Электронная переписка, цифровые фотографии, видеозаписи, данные геолокации – все это может служить ценным источником информации.
На стадии судебного производства, основным способом применения средств цифровизации можно считать использование систем видеоконференцсвязи в судебных заседаниях. В настоящий момент ВКС используется как действенное средство проведения судебных заседаний и коммуникации между судом и участниками процесса.
В последнее время, при производстве по уголовным делам на стадии как предварительного, так и судебного расследования, широко используется вызов на следственные действия или судебные заседания потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства путем отправки сообщения на электронную почту или СМС-сообщения, в случае их согласия на уведомления таким способом и при фиксации факта отправки и доставки извещения адресату. При этом факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой, наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом, указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется. В свою очередь, широкое распространение электронной почты как средства обмена информацией между правоохранительными или судебными органами и гражданами, предоставляет хорошую возможность мгновенного доведения до вызываемого лица всей необходимой информации, связанной с его вызовом к следователю, дознавателю или в суд.
В настоящее время, при повсеместной цифровизации и перехода к использованию цифровых технологий в документообороте, электронные документы в уголовном процессе становятся основным средством обмена информацией, что обусловливает потребность в правовом регулировании порядка взаимодействия в цифровом формате, в том числе в сфере уголовного судопроизводства [5, с. 124].
Под электронным документом законодатель понимает «документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» [2].
Отправной точкой во внедрении цифрового документооборота в уголовном судопроизводстве можно считать введение приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [3].
Максимального развития электронного документооборота в настоящее время удалось добиться в делопроизводстве судебной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 610-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» была предусмотрена возможность подачи в суд ходатайства, заявления, жалобы, а также изготовления судебного решения в форме электронного документа. Спустя год, федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 672-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», законодательно были утверждены элементы электронного документооборота в досудебное производство по уголовному делу.
Актуальность использования цифровых технологий в уголовном судопроизводстве обусловлена необходимостью повышения эффективности и оперативности расследования преступлений, а также обеспечения защиты прав участников процесса. Внедрение электронного документооборота, видео-конференц-связи для допросов и судебных заседаний, а также использование цифровых доказательств, получаемых из электронных устройств и социальных сетей, значительно ускоряют процедуры и снижают затраты.
Существенным шагом по дальнейшей цифровизации уголовного судопроизводства стало введение возможности электронного документооборота в ходе досудебного производства по уголовному делу, как альтернативы действующей системы.
Вместе с тем применение цифровых технологий сопряжено с рядом проблем. Во-первых, это вопросы аутентификации и целостности цифровых доказательств, обеспечения их юридической значимости. Во-вторых, защита персональных данных и соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни при сборе и обработке информации. В-третьих, необходимость обеспечения доступа к технологиям для всех участников процесса, включая лиц, не обладающих достаточными цифровыми навыками. Решение вышеуказанных проблем требует разработки соответствующей нормативно-правовой базы и внедрения эффективных мер информационной безопасности.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)