Главная
АИ #2 (288)
Статьи журнала АИ #2 (288)
Генезис легистской философской школы

Генезис легистской философской школы

Рубрика

Философия

Ключевые слова

легизм
правовая наука
закон
идеальный правитель
централизованное государство

Аннотация статьи

Статья посвящена генезису и развитию легистской школы, представителями которой было предложено новое конституирующее основание государственного строительства и организации общественной жизни, основанной на беспрекословном подчинении закону и равенству всех перед ним.

Текст статьи

Влиятельной философской школой древнего Китая была школа «фа-цзя» – законников. Исходя из названия, можно догадаться, что конституирующим элементом своей доктрины представители данной школы считали закон. Мыслители, относящиеся к школе «фа-цзя», в своей проповеднической практике по-разному трактовали детерминант в социально-политических, этических и правовых отношениях. Одни ставили на первое место власть и силу, другие – искусство управления, третьи – незыблемость закона. Однако все представители школы «законников» сходились воедино в убеждении, что управление страной следует осуществлять не на основе церемоний, ритуалов, традиции и так далее, как учили конфуцианцы, а на основе законов.

Легисты, апеллируя ко все более и более проявляющей себя централизованной администрации, давали свой вариант решения государственных проблем, суть которых сводилась к необходимости жесткого контроля над населением и четко отлаженного административного регулирования. При важности роли закона в обществе легисты все же отводили доминирующую роль в организации высшему чиновничеству. Не закон, как санкция, исходящая сверху, интерпретировался как доминирующая норма, а право администрации поступать по своему усмотрению, исходя из сложившейся ситуации.

В исторической литературе переходный период между Чуньцю и Чжаньго обоснованно называют переломным. Изменчивость социально-политических и социально-экономических процессов выдвигала новые требования к организации общества. Как отметил Л. С. Васильев: «Легизм как доктрина объективно наиболее отвечал духу времени, когда феодальная раздробленность Чжоу уступала место централизованной и в принципе весьма дееспособной администрации большой империи. Неудивительно поэтому, что не конфуцианство и моизм, но именно легизм стал выходить на передний план по мере того, как сражавшиеся друг с другом царства начинали все более настойчиво искать способ стать сильными и одолеть соперников в борьбе за господство в Поднебесной» [1, с. 292].

Первым виднейшим представителем легизма был Гуань Чжун (720–645 гг. до н. э.). С его именем связаны первые реформы, поставившие своей целью укрепление власти правителей. В 685 году до н. э. Гуань Чжун был назначен главным министром царства Ци. Четыре десятилетия пребывания в должности второго лица в государстве принесли свои плоды. Благодаря его деятельности царство Ци сумело в трудных обстоятельствах обрести силу, стало самым могущественным и легко отражало все внешние угрозы. 

Имя Гуань Чжуна дано трактату «Гуань-цзы», составленному через четыре столетия после проповеднической деятельности китайского протолегиста и состоящему преимущественно из его высказываний [2, с. 112].

Гуань Чжун был первым ученым-практиком, предложившим и обосновавшим концепцию управления страной на основе закона («фа»). Выдвинув теорию, согласно которой конституирующим элементом государственного управления должен выступать закон, древнекитайский реформатор обозначил краеугольный камень общей легистской теории государства и права: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону. Это и называется великим [искусством] правления» [3, с. 33].

Те положения, которые были сформулированы в «Гуань-цзы», стали объектом пристального внимания в грядущие годы и оказались важными в процессе формирования консолидированного китайского общества.

К числу ранних легистов относят двух выходцев из царства Вэй, которое считалось как самым могущественным в военной сфере, так и передовым в области экономического развития. Первый из них – Ли Куй, живший во второй половине V и начале IV века до н. э., стал известен как составитель свода законов «Фацзин».

Ли Куй был инициатором создания мощного бюрократического аппарата, максимально преданного правителю. Считая ведение сельского хозяйства самым важным видом деятельности в государстве, Ли Куй внес большой вклад в повышение производительности сельского хозяйства. Им были созданы государственные амбары для хранения зерна в неурожайные годы, что способствовало, в конечном счете, решению проблемы с голодом. Также им была создана и налажена система налогообложения, которая в дальнейшем была заимствована императорами империй Цинь и Хань.

Другим представителем раннего легизма был. У Ци. У Ци прослыл апологетом аскетизма и неприхотливости. «Будучи командующим, Ци одевался и питался, как простой солдат, спал, не подкладывая циновки. Во время похода он не ездил верхом или в колеснице, сам носил в мешке необходимый провиант, деля с солдатами и командирами трудности и тяготы (похода). Когда у одного из солдат образовался нарыв, (У) Ци сам высосал из него гной» [5, с. 66].

В полной мере талант законотворца и госуправленца У Ци проявился на службе в царстве Чу. Протолегист произвел ряд реформ, среди которых было ослабление аристократов и укрепление центра. Не забывал он и о военной сфере. «Законы ведения войны», выведенные легистом, стали на долгие столетия настольной книгой многих политиков, которые воспринимали военную отрасль как неотъемлемый сегмент государственного строительства. Несомненно, политика У Ци по централизации государственной власти и ущемлению интересов родовой знати (вплоть до запрета наследования титулов и чинов) не могла не вызвать недовольство со стороны последней.

Еще одним представителем раннего легизма был Шэнь Бу-хай, стоявший на позициях глубокого авторитаризма. Шэнь Бу-хая можно считать одним из основоположников школы «законников». Помимо этого, ведущими мировыми синологами он воспринимается как мыслитель, первым уделивший значительное внимание искусству управления («шу»).

Шэнь Бу-хай настаивал на сосредоточении власти в руках единственного абсолютного авторитета, держателя высшей власти. Сосредоточить же власть лишь в своих руках правитель сможет, если установит незыблемое правило – никто из его окружения не должен иметь слишком много власти, так как историческая мудрость демонстрировала, что нередко угроза для государства исходит не извне, а изнутри. Правитель должен занимать центральное место в политической системе.

В своем труде «Шэнь-цзы» Шэнь Бу-хай пишет, что власть ценна сама по себе, ей необходимо дорожить, ею ни в коем случае не стоит делиться. Умный монарх должен сделать себя центром власти [7, с. 343]. Рисуя облик идеального правителя, Шэнь Бу-хай награждает его множеством качеств, которые труднодостижимы. Помимо блестящего образования, мудрости, таланта управленца, дипломата, правитель должен обладать особым психологическим складом – способностью быть сдержанным, контролировать чувства, мысли, слова, жесты. По мнению Л. С. Васильева, идеальный правитель Шэнь Бу-хая осуществляет функции некоего небесного механика, который в случае необходимости слезает с трона и наводит порядок в дающей сбои административной машине [1, с. 308].

Скрытность – одно из важнейших качеств, необходимых политическому лидеру. Правитель, стремящийся к удержанию власти, обязан держать свои помыслы и желания в тайне, ибо если он будет прямо говорить о своих планах, то подчиненные смогут обмануть его, а то и хуже, предать. 

Еще одним принципом, а может, и центральным пунктом теории, которой должен придерживаться правитель, является принцип «у-вэй» («недеяние»), который дал повод Сыма Цяню в своих исторических хрониках ошибочно связать Шэнь Бу-хая с даосизмом. Термин «у-вэй» в концепции древнекитайского легиста означает следование особому стилю поведения: бесстрастность, непоколебимость, внешне кажущаяся пассивность при постоянной мобильности, видимость бездействия, отсутствие суетливости при размеренности совершаемых действий.

Не менее важным принципом при реализации власти Шэнь Бу-хай провозгласил принцип «чжэн-мин», то есть «исправление имен». Позиция Шэнь Бу-хая предельно очевидна и прозаична. Каждому желающему достичь успехов в административной деятельности, прежде всего, стоит позаботиться о том, чтобы все соответствовало своему именованию. По мнению В.А. Рубина, концепция «исправления имен» в легистской интерпретации получила более яркую выраженность, нежели это наблюдалось в конфуцианской традиции, поскольку легисты видели в нем один из способов сохранения контроля правителя над подданными [4, с. 178].

По мнению Г. Крила, термин «чжэн-мин» («исправление имен») в легистской интерпретации был трансформирован в термин «син-минь», и он стал пониматься как система административного контроля, автором которой был Шэнь Бу-хай [6, с. 86].

Созданная Шэнь Бу-хаем аутентичная теория отправления власти была направлена, в первую очередь, на устойчивое развитие общества. Выступив сторонником сильной и стабильной власти правителя, мыслитель поставил цель создать совершенную технологию управления, отлаженную систему государственного администрирования.

Список литературы

  1. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 3. М.: Университетская книга, 2019.
  2. Гою юй (Речи царств) Перевод с кит., вступл. и прим. В.С. Таскина. М.: Наука, 1987.
  3. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981.
  4. Рубин В. Личность и власть в Древнем Китае. М.: «Восточная литература» РАН, 1999.
  5. Сыма цянь. Ши цзин (Исторические записки). Избранное. В 2-х тт. – Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. Т. 2. М.: Нлис, 2006.
  6. Сгееl H.G. What is Taoism? Chicago.1970.
  7. Creel H.G. Shen Pu-hai. A Chinese Political Philosopher of the Fourth Century B.C. Chicago-London, 1974.

Поделиться

12

Караев Э. Т. Генезис легистской философской школы // Актуальные исследования. 2026. №2 (288). URL: https://apni.ru/article/14116-genezis-legistskoj-filosofskoj-shkoly

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Философия»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#2 (288)

Прием материалов

3 января - 9 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

14 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

21 января