В 685 году до н. э. Гуань Чжун был назначен главным министром царства Ци. Четыре десятилетия пребывания в должности второго лица в государстве принесли свои плоды. Благодаря его деятельности царство Ци сумело в трудных обстоятельствах обрести силу, стало самым могущественным и легко отражало все внешние угрозы. Огромный вклад Гуань Чжуна в качестве умелого политического деятеля виден и в реализованных невоенных операциях по объединению китайских царств. С его именем также связан ряд реформ по усилению административного контроля и укреплению экономического могущества Поднебесной. Характерным для идеологии «первого легиста» было также стремление по построению могущественной армии и эффективной дипломатии.
Имя Гуань Чжуна дано трактату «Гуань-цзы», составленному через четыре столетия после проповеднической деятельности китайского протолегиста и состоящему преимущественно из его высказываний. В этом трактате многие главы посвящены диалогам Гуань Чжуна с циским правителем Хуань-гуном, которые изобилуют новаторскими предложениями преимущественно экономического характера. Вот какую характеристику Сыма Цянь в своих «Исторических записках» дал реформаторскому таланту Гуань Чжуна: «Его (Гуань Чжуна) управление было таким, что он умел [даже] несчастье превращать в счастье, а поражение – в успех. [При нем] тщательно регулировали цены и доходы, внимательно следили за мерами и весами» [4, с. 35]. Авторитет Гуань Чжуна был настолько велик, что правитель доверял ему во всех государственных делах [1, с. 285].
В «Гуань-цзы» обсуждались насущные проблемы ведущих царств периода Чжаньго. Проблемы земледелия и поддержка земледельцев, стабилизация зернового рынка, построение разумной администрации, регулирование налогообложения, организация внешней торговли, формирование продовольственных запасов, необходимость законодательной базы для эффективного управления всеми процессами, материальное благосостояние подданных – вот неполный перечень вопросов, ставившихся на повестке дня в «Гуань-цзы».
Согласно трактату, «Гуань-цзы», первый китайский легист проявил недюжий управленческий талант в должности второго лица в государстве Ци. Кардинальные изменения при Гуань Чжуне претерпело административно-территориальное деление страны. В столице, разделенной на три части, командование войсками осуществлялось тремя лицами, над чиновниками были поставлены три управителя, для ремесленников создали три района, подчинявшихся чиновникам, в местах проживания торговцев было создано три волости, для надзора над озерами поставили трех смотрителей [2, с. 112].
Что касается военной реформы, то помимо укрепления мощи государства она преследовала цель поставить чжухоу (аристократию) под непосредственный контроль правителя. Гуань Чжун предложил следующую модель формирования армии: 5 воинов объединялись в группу гуй, 10 гуй (50 воинов) составляли ли, 4 ли (200 воинов) – лянь, 10 лянь (2000 воинов) – сян, 5 сян (10 000 воинов) составляли армию [2, с. 113].
Возможно, опыт рыночной торговли, которой Гуань Чжун занимался в молодости, способствовал раскрытию его таланта в области экономической реорганизации китайского общества. Им была реформирована налоговая система, кредитно-денежная политика, введена монополия на добычу железа и на соляные промыслы. Считая земледелие, ремесленничество и торговлю тремя составляющими, обеспечивающими экономическую стабильность государства, Гуань Чжун предложил идею «несменяемости» труда, согласно которой людям, занятым в этих сферах, запрещалось менять свои профессии на иные. Это должно было обеспечить совершенствование их навыков и передачу знаний молодому поколению.
Центральное место в экономических построениях Гуань Чжуна занимал социально-экономический принцип «цин чжун» («становление баланса») – принцип, направленный на стабилизацию хозяйства посредством государственного контроля над экономикой страны. Согласно данному принципу, формирование товарных резервов и выпуск денег должны способствовать контролю над ценами на продовольствие и стимулировать развитие главной отрасли экономики – земледелия.
Согласно принципу «цин чжун», необходимо организовать государственные зернохранилища по всей территории страны, в которых должна была накапливаться половина всего урожая зерна. Государство, монополизируя торговлю зерном и продавая его по фиксированной цене в неурожайные годы, решало одновременно две задачи: эффективно боролось с голодом и препятствовало усилению роли крупных торговцев, наживавшихся на голодающем народе. «Амбарные» чиновники в зависимости от урожайности года должны были формировать фонды государственных зернохранилищ.
Гуань Чжун был первым ученым-практиком, предложившим и обосновавшим концепцию управления страной на основе закона («фа»). Выдвинув теорию, согласно которой конституирующим элементом государственного управления должен выступать закон, древнекитайский реформатор обозначил краеугольный камень общей легистской теории государства и права: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону. Это и называется великим [искусством] правления» [3, с. 33]. Закон провозглашался не только главным средством государственного управления. Противопоставленный традиционной конфуцианской категории «ли», «фа» выступал в качестве единственного способа регулирования общественных отношений. Декларируемая новая легистская идеологема «закон – это отец и мать народа», предложенная Гуань Чжуном, очевидно, выступала в качестве реакции на те события, которые стали происходить в чжоуском Китае начиная с VIII века до нашей эры. В условиях децентрализации власти, появления независимых политических образований на закон была возложена сакральная миссия возрождения централизованной государственности.
Те положения, которые были сформулированы в «Гуань-цзы», стали объектом пристального внимания в грядущие годы и оказались важными в процессе формирования консолидированного китайского общества. Широкая программа реформ, предложенная Гуань Чжуном, и реализация этих реформ, в том числе создание писаных норм Цзы Чанем, создали ту благодатную почву, на которой позже обильно взошли ростки легизма.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)