К вопросу о тревожности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

К вопросу о тревожности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье рассматривается проблема проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Осуществлён анализ научной литературы по данному проблемному полю исследования. Статья рекомендована для изучения педагогам, взаимодействующим со школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, а также студентам психологических ВУЗов.

Аннотация статьи
тревожность
младший школьный возраст
тяжёлые нарушения речи
тревога
беспокойство
Ключевые слова

Актуальность данной статьи объясняется тем, что в последнее время особенно возрастает количество беспокойных детей, обучающихся в общеобразовательных организациях.

В свою очередь, период школьного детства во многом определяется младшим школьным возрастом. Ребёнок на данном этапе развития может раскрыть себя с разных сторон, показать свои потенциальные возможности.

Одним из первых, кто поднял вопрос о тревожности в психологической науке, был Зигмунд Фрейд. В своём труде «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926) он представил её в качестве неприятного переживания, которое выступает сигналом предвосхищаемой опасности. Представители теории психоанализа считали, что тревожность – это врождённое свойство личности. В результате столкновения первичных инстинктов человека и социальных запретов общества индивиду приходится приспосабливаться к ситуации, подавляя свои влечения. Это запускает механизм возникновения неврозов и тревожности, по мнению З. Фрейда.

В современной психологии слово тревожность принято обозначать эквивалентом английского слова «anxiety», которое в традиционном переводе на русский язык имеет два значения:

  1. особое эмоциональное состояние, возникающее у человека в определённые моменты;
  2. склонность к беспокойству как индивидуально-психологическая черта.

Наиболее важными факторами возникновения тревожности у детей являются обстановка в семье и школе. В последнее время педагоги-психологи, работающие с детьми, обучающимися в начальной школе, отмечают повышенный уровень тревожности у нынешних школьников, а именно: средний и высокий уровни. Для них характерны такие особенности поведения: беспокойство, эмоциональная лабильность, снижение самоконтроля, а также неуверенность в себе. Всё это указывает на наличие тревожности [4, c. 22].

Ещё одной причиной возникновения тревожности у детей может явиться неготовность к школе. Дизонтогенез – отклонение от нормального хода индивидуального развития – предполагает своеобразие процессов становления речи, когнитивного (познавательного), эмоционального и социального развития детей.

Из опыта и заключений учёных-физиологов института возрастной физиологии следует, что современные дети обладают более развитым лексиконом (словарным запасом), нежели дети того же возраста прошлых поколений. Однако, это не позволяет судить о том, что они готовы к обучению в школе раньше. В частности, об этом говорит академик РАО, директор данного института М.М. Безруких [1, с. 10]. Существуют определённые закономерности развития детей. Каждый ребёнок так или иначе проходит одни и те же возрастные этапы в процессе своего становления. Век компьютеризации не обусловливает более быструю подготовку к обучению.

Очень важно осознавать, что основной источник тревожности у детей – это взрослые, так как у детей тревожность проявляется в виде реакции на неприятные ситуации, а не в качестве устойчивой черты характера. Непринятие матерью, семейное воспитание через ограничения сильно ощущаются ребёнком. По настроению, поведению, мимике, взгляду и интонации взрослого, который находится рядом, ребёнок считывает настроение. Соответственно, он может тревожиться, не осознавая причин, транслировать эмоции и состояние окружающих. И родители часто не задумываются об этом, пока не начинают видеть последствия этого едкого ощущения у детей.

В психологической науке принято разделять реакции тревожности, проявляющиеся на психологическом и физиологическом уровнях.

Если понаблюдать за какой-либо группой младших школьников, среди них обязательно найдутся те, которые будут напряжены, нервозны, беспокойны, чем-то озабочены. Они будут ощущать себя беспомощными, бессильными, незащищёнными, неопределёнными. Их тяготит чувство одиночества, возможного неуспеха, отсутствия уверенности в собственных решениях. В таком случае следует говорить o тревожности, проявляющейся у данной группы на психологическом уровне.

Как описывала Прихожан А.М., реакции тревожности можно также проследить и на уровне физиологии ребёнка. Они проявляются в учащении сердечного ритма, дыхания, повышении общей возбудимости, нарушениях работы ЖКТ (тошнота, рвота), ритмов сна/бодрствования, наличии мигреней, нервных расстройств и т.д. [3, с. 6].

Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто имеют сопутствующие хронические соматические заболевания различных органов. Для того, чтобы обеспечить достаточную продуктивность и успешность такому ребёнку, необходимо к концу дошкольного возраста максимально уменьшить влияние физиологического фактора на психологическое здоровье будущего школьника. Ведь состояние тревоги истощает ресурсы организма и может вызвать новые болезни вследствие внутреннего конфликта, по данным Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой [2, с. 127].

У детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, проявляются отклонения в развитии всех компонентов речи: нарушенное звукопроизношение, нарушения устройства лексического и грамматического строёв речи, а также несформированные или недостаточно сформированные фонематический слух, восприятие и просодическая сторона речи [5, с. 94]. Всё это при обучении в школе ребёнок переносит в свои тетради. Его ругают учителя за постоянные ошибки, за недоученность правил, за некую «невнимательность». Однако, в этих случаях имеют место быть проявления серьёзных речевых нарушений. Таким образом создаётся пространство для возникновения у данной группы детей тревожного состояния.

Становление у ребёнка перцептивной, когнитивной и эмоционально-волевой сфер достаточно сильно зависят от своеобразия его речевого развития. Об этом в своих трудах говорили такие ученые, как Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Именно поэтому дети с тяжёлыми нарушениями речи оказываются сильно подверженными различным стрессам и переживаниями из-за повышенной чувствительности, как указывала Л.Н. Рожина. Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять невероятным жизненным условиям, перепрограммировать, перестроить себя адекватно наличной ситуации. Не случайно в основе одного из наиболее эффективных методов лечения неврозов лежат процедуры, поддерживающие и развивающие мышление [4, с. 85].

Можно сделать вывод, что в современных школьных образовательных организациях появляется всё больше учащихся с речевыми нарушениями, которые имеют достаточно высокий уровень тревожности и нуждаются в своевременной психокоррекционной работе по её снижению. Так как тревожность у младших школьников ещё не является устойчивой чертой характера, необходимо подобрать правильную стратегию психолого-педагогических мероприятий, чтобы она не укоренилась в подростковом возрасте.

Текст статьи
  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  2. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Изд-во Сфера, 2008. – 196 с.
  3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 191 с.
  4. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб.-метод. пособие / Л.Н. Рожина. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1999. – 257 с.
  5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. – Ч. I, II., 241 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня