Актуальность данной статьи объясняется тем, что в последнее время особенно возрастает количество беспокойных детей, обучающихся в общеобразовательных организациях.
В свою очередь, период школьного детства во многом определяется младшим школьным возрастом. Ребёнок на данном этапе развития может раскрыть себя с разных сторон, показать свои потенциальные возможности.
Одним из первых, кто поднял вопрос о тревожности в психологической науке, был Зигмунд Фрейд. В своём труде «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926) он представил её в качестве неприятного переживания, которое выступает сигналом предвосхищаемой опасности. Представители теории психоанализа считали, что тревожность – это врождённое свойство личности. В результате столкновения первичных инстинктов человека и социальных запретов общества индивиду приходится приспосабливаться к ситуации, подавляя свои влечения. Это запускает механизм возникновения неврозов и тревожности, по мнению З. Фрейда.
В современной психологии слово тревожность принято обозначать эквивалентом английского слова «anxiety», которое в традиционном переводе на русский язык имеет два значения:
- особое эмоциональное состояние, возникающее у человека в определённые моменты;
- склонность к беспокойству как индивидуально-психологическая черта.
Наиболее важными факторами возникновения тревожности у детей являются обстановка в семье и школе. В последнее время педагоги-психологи, работающие с детьми, обучающимися в начальной школе, отмечают повышенный уровень тревожности у нынешних школьников, а именно: средний и высокий уровни. Для них характерны такие особенности поведения: беспокойство, эмоциональная лабильность, снижение самоконтроля, а также неуверенность в себе. Всё это указывает на наличие тревожности [4, c. 22].
Ещё одной причиной возникновения тревожности у детей может явиться неготовность к школе. Дизонтогенез – отклонение от нормального хода индивидуального развития – предполагает своеобразие процессов становления речи, когнитивного (познавательного), эмоционального и социального развития детей.
Из опыта и заключений учёных-физиологов института возрастной физиологии следует, что современные дети обладают более развитым лексиконом (словарным запасом), нежели дети того же возраста прошлых поколений. Однако, это не позволяет судить о том, что они готовы к обучению в школе раньше. В частности, об этом говорит академик РАО, директор данного института М.М. Безруких [1, с. 10]. Существуют определённые закономерности развития детей. Каждый ребёнок так или иначе проходит одни и те же возрастные этапы в процессе своего становления. Век компьютеризации не обусловливает более быструю подготовку к обучению.
Очень важно осознавать, что основной источник тревожности у детей – это взрослые, так как у детей тревожность проявляется в виде реакции на неприятные ситуации, а не в качестве устойчивой черты характера. Непринятие матерью, семейное воспитание через ограничения сильно ощущаются ребёнком. По настроению, поведению, мимике, взгляду и интонации взрослого, который находится рядом, ребёнок считывает настроение. Соответственно, он может тревожиться, не осознавая причин, транслировать эмоции и состояние окружающих. И родители часто не задумываются об этом, пока не начинают видеть последствия этого едкого ощущения у детей.
В психологической науке принято разделять реакции тревожности, проявляющиеся на психологическом и физиологическом уровнях.
Если понаблюдать за какой-либо группой младших школьников, среди них обязательно найдутся те, которые будут напряжены, нервозны, беспокойны, чем-то озабочены. Они будут ощущать себя беспомощными, бессильными, незащищёнными, неопределёнными. Их тяготит чувство одиночества, возможного неуспеха, отсутствия уверенности в собственных решениях. В таком случае следует говорить o тревожности, проявляющейся у данной группы на психологическом уровне.
Как описывала Прихожан А.М., реакции тревожности можно также проследить и на уровне физиологии ребёнка. Они проявляются в учащении сердечного ритма, дыхания, повышении общей возбудимости, нарушениях работы ЖКТ (тошнота, рвота), ритмов сна/бодрствования, наличии мигреней, нервных расстройств и т.д. [3, с. 6].
Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто имеют сопутствующие хронические соматические заболевания различных органов. Для того, чтобы обеспечить достаточную продуктивность и успешность такому ребёнку, необходимо к концу дошкольного возраста максимально уменьшить влияние физиологического фактора на психологическое здоровье будущего школьника. Ведь состояние тревоги истощает ресурсы организма и может вызвать новые болезни вследствие внутреннего конфликта, по данным Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой [2, с. 127].
У детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, проявляются отклонения в развитии всех компонентов речи: нарушенное звукопроизношение, нарушения устройства лексического и грамматического строёв речи, а также несформированные или недостаточно сформированные фонематический слух, восприятие и просодическая сторона речи [5, с. 94]. Всё это при обучении в школе ребёнок переносит в свои тетради. Его ругают учителя за постоянные ошибки, за недоученность правил, за некую «невнимательность». Однако, в этих случаях имеют место быть проявления серьёзных речевых нарушений. Таким образом создаётся пространство для возникновения у данной группы детей тревожного состояния.
Становление у ребёнка перцептивной, когнитивной и эмоционально-волевой сфер достаточно сильно зависят от своеобразия его речевого развития. Об этом в своих трудах говорили такие ученые, как Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Именно поэтому дети с тяжёлыми нарушениями речи оказываются сильно подверженными различным стрессам и переживаниями из-за повышенной чувствительности, как указывала Л.Н. Рожина. Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять невероятным жизненным условиям, перепрограммировать, перестроить себя адекватно наличной ситуации. Не случайно в основе одного из наиболее эффективных методов лечения неврозов лежат процедуры, поддерживающие и развивающие мышление [4, с. 85].
Можно сделать вывод, что в современных школьных образовательных организациях появляется всё больше учащихся с речевыми нарушениями, которые имеют достаточно высокий уровень тревожности и нуждаются в своевременной психокоррекционной работе по её снижению. Так как тревожность у младших школьников ещё не является устойчивой чертой характера, необходимо подобрать правильную стратегию психолого-педагогических мероприятий, чтобы она не укоренилась в подростковом возрасте.