Главная
АИ #22 (25)
Статьи журнала АИ #22 (25)
Анализ зарубежного опыта формирования уголовной ответственности за совершение те...

Анализ зарубежного опыта формирования уголовной ответственности за совершение террористических актов

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

террористический акт
зарубежный опыт
ответственность

Аннотация статьи

В статье анализируется уголовное законодательство России и зарубежных стран в части, касающейся ответственности за преступления террористической направленности. Проводится сравнительный анализ определения террористических актов и ответственности за их совершение, делаются выводы о направлениях совершенствования отечественного законодательства по борьбе с терроризмом.

Текст статьи

Борьба с террористическими актами является крайне актуальной как для мирового сообщества, так и для национальных государств. Террористические акты регистрируются в России и других странах в довольно значительном количестве с растущими по количественным показателям общественно опасным последствиям. По данным авторитетных международных институтов, только 34 страны не испытывают то террористических проявлений, а Российская Федерации в 2018 занимает уже 17 место по уровню террористической влияния всех стран мира [1, с. 12, 13].

Террористические акты во многих странах признаются преступлениями. При этом наблюдаются различные подходы к терминологическому определению террористического акта и других видов террористических политических преступлений, их места в Особой части ни УК (при его наличии). В РФ понятие террористического акта дается в статье 205 УК РФ – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

В качестве обстоятельств, отягчающих совершение деяние, является совершение теракта группой лиц по предварительному сговору, повлекшие по неосторожности и умышленно смерть человека, повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

При этом в зависимости от обстоятельств совершенного деяния законодатель предусматривает санкцию в виде лишения свободы от 10 лет и до пожизненного лишения.

Рассмотрим подходы, применяемые в уголовном законодательстве зарубежных стран относительно определения понятия «террористический акт» или похожих за содержание ом преступлений (по сравнению с украинским законодательством). Так, в УК Республики Польша 1997 в редакции по состоянию на 1 января 2019 года преступления, связанные с террористической деятельностью, размещены в главе ХХХI «Преступления против публичного порядка» с использованием в ст. 255А термина «преступление террористического характера». В названной статье содержится наказание за распространение или публичное представление материалов, которые могут способствовать совершению преступления террористического характера, с намерениями, чтобы такое преступление было совершено. Определение преступлений террористического характера в УК Республики Польша отсутствует [1].

О преступлениях террористического характера также говорится в § 2 и 4 ст. 258 упомянутого УК. При чем в § 2 настоящей статьи цель совершения преступлений террористического характера выступает обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность за участие в организованной группе или объединении, о чем указано в § 1. Значительно строже наказывается создание группы или объединения, имеющего целью совершение преступления террористического характера, а также управления такой группой или объединением. По такому преступлении предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 лет.

Уголовная ответственность за ряд террористических преступлений предусмотрена в разделе XXII «Преступления против общественного порядка» в главе VII «О террористических организациях и группах и террористических преступлениях» УК Королевства Испания, которая состоит из части 1 «О террористических организациях и группах» (ст. 571) и части 2 «О террористических преступлениях» (статьи 572-580). В ч. 1 ст. 573 УК Испании приведено определение террористического преступления, которым признается любое тяжелое преступление против жизни, физической неприкосновенности, свободы, нравственной целостности, половой свободы и целостности, собственности, природных ресурсов и окружающей среды, общественного здоровья; причинение риска катастрофы, пожара; против интересов Короны; владение, торговля и хранение оружия, боеприпасами и взрывчатыми веществами, а также за захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, если оно совершено для достижения любой цели из следующего списка:

  • свержение конституционного строя, дестабилизация функционирования политических институтов, экономических или социальных структур государства или принуждение публичной власти совершить определенное действие или не совершать такого;
  • серьезное нарушение общественного спокойствия;
  • серьезная дестабилизация функционирования международной организации;
  • провокация состоянию страха среди населения или его части.

Согласно ч. 2 ст. 573 УК Испании террористическими преступлениями также признаются другие формационные преступления, предусмотренные статьями 197 и 198 УК [2].

В ч. 1 ст. 574 УК Испании предусмотрена уголовная ответственность в виде по лишения свободы на срок от 8 до 15 лет за хранение оружия или боеприпасов, владение или хранение взрывчатых, легковоспламеняющихся, зажигательных или удушающих устройств или веществ, их компонентов, изготовление, продажа, транспортировка или поставку этих предметов в любой форме, их размещение или использования с целью совершения террористических преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 573 УК Украины. Согласно ч. 2 ст. 574 УК Испании уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет установлена за те же действия, совершенные с целью терроризма в отношении ядерных, радиоактивных, химических или биологических веществ. Такое же наказание предусмотрено в ч. 3 этой же статьи за разработку химического или биологического оружия, перевозку или любое содействие в обращении с ядерными веществами, устройствами или материалами, которые производят радиоактивное излучение [2].

Согласно ч. 1 ст. 575 УК Испании наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет лицо, которое прошло военное или боевое обучение или подготовку, а также обучение или подготовку для разработки химического или биологического оружия, изготовления взрывчатых, огнеопасных, зажигательных, удушающих или других опасных веществ с целью совершения террористических преступлений. Согласно частям 2 и 3 этой же статьи УК Испании такое же наказание предусмотрено за разного рода подготовку к совершению преступлений, представленных ч. 1 ст.575 УК Испании, в частности за предоставление услуг связи (в сети Интернет и т.п.), а также за подготовку тех или иных документов, если эти деяния совершены умышленно и даже на территории других государств. В ст. 576 УК Испании предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа от 3 до 5 его минимальных размеров за любое прямое или косвенное использование любых ценностей или товаров для осуществления террористической деятельности (финансирования терроризма). Более жесткое наказание может быть назначено в том случае, если ценности или товары переданы лицу, ответственному за совершение террористического преступления. За финансирование террористической деятельности в ст. 576 УК Испании предусмотрена уголовная ответственность юридического лица в виде штрафа.

О террористических актах говорится в главах I «О терроризме» и II "Особые положения» раздела II «О терроризме» книги IV «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия» УК французской Республики в редакции по состоянию на 1 января2017 г.. [2]. Кодекс предоставляет определение террористического акта, которым является любые преступные действия, индивидуальные или коллективные, если они осуществляются с целью нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, а именно:

  1. Умышленное посягательство на жизнь, умышленное посягательство на неприкосновенность личности, похищение и незаконное лишение свободы, а также угон воздушного судна, корабля или любого другого транспортного средства, определенного книгой II данного кодекса;
  2. Кражи, вымогательства, уничтожение, повреждение и порча, а также преступные деяния в сфере информатики, определенные книгой III данного кодекса;
  3. Преступные деяния по делам о боевых группах и бандитских формированиях, определенные статьями 431-13 по 431-17, и преступные деяния, определенные ст. 434-6 и статьями с 441-2 по 441-5;
  4. Преступления в сфере оружия, взрывчатых веществ, ядерных веществ, определенных указанными статьями Кодекса обороны, а также статьями 317-4, 317-7, 317-8, за исключением оружия 6 категории, Кодекса внутренней безопасности;
  5. Сокрытие продукта одного из преступных деяний, предусмотренных п. 1, п. 4 данной статьи;
  6. Преступления в сфере отмывания денег, предусмотрены ГЛАВА IV книги III данного кодекса;
  7. Проступки, предусмотренные статьей 465-1Финансового кодекса [3].

Итак, французский законодатель четко определяет цель террористического акта – нарушение общественного порядка путем запугивания или террора. Кроме того, приводится конкретный перечень деяний, признаваемых террористическими актами, а также статей УК, Кодекса обороны, кодекса внутренней безопасности, финансового кодекса, где указанные деяния (определенные преступления или проступки), имеющих признаки, указанные в ст. 421-1 УК [4].

В целом опыт законотворческой деятельности зарубежных стран является полезным для совершенствования отечественного законодательства об уголовной ответственности за террористический акт.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие промежуточные выводы:

1. В результате изучения и анализа законодательных актов можно подытожить, что уголовное законодательство многих стран предусматривает уголовно-правовые меры борьбы с террористическими актами, однако в каждой стране имеются определенные национальные особенности в борьбе с данным явлением.

2. Полезным для дальнейшего совершенствования отечественного законодательства может быть испанский и французский опыт борьбы с террористическими актами по цели такого преступления и определения общего понятия террористической деятельности, преступлений террористического характера и их разграничения также для построения модели уголовного ответственности за террористические акты.

Список литературы

  1. Kodeks karny [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arslege.pl/kodeks-karny/k1/
  2. Espana Código Penal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/espana/codigo_penal/read_online.html
  3. Code penal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070719
  4. Дорофеев Н.А. Уголовно-правовая ответственность за террористический акт в зарубежном законодательстве // В сборнике: Инновации в науке и практике сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 12-16.

Поделиться

4047

Ткаченко Г. Э. Анализ зарубежного опыта формирования уголовной ответственности за совершение террористических актов // Актуальные исследования. 2020. №22 (25). С. 123-126. URL: https://apni.ru/article/1416-analiz-zarubezhnogo-opita-formirovaniya-ugol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря