Автор(-ы):
Кислица Дина Владимировна
Дудникова Лариса Викторовна
Постика Надежда Викторовна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлено теоретическое обоснование художественного метода стилизации и его значение в декоративно-прикладном искусстве.
Текст статьи
Люди во все времена и эпохи проявляли интерес к произведениям и изделиям декоративно-художественного творчества. Это объясняется тем, что произведения декоративно-прикладного творчества имеют не только декоративное, но и прикладное назначение и составляют предметную среду в общественной и частной жизни людей, эстетически её обогащая.
Стилизация является основным художественным методом в декоративной живописи. Об особенностях создания декоративной работы. К. Юон писал: «Всякая хорошая картина должна быть не только понятна по смыслу и технически совершенна, она должна быть красивой красочными созвучиями, ритмической тканью линий и поверхностей, взаимодействием цветовых пятен, всем своим живописно – графическим строем…с первого прикосновения с ней взгляда зрителя она должна притягивать к себе, заинтересовывать своей зрительно – музыкальной стороной…» [4, c. 11].
При создании декоративного живописного изображения необходимо учитывать, что оно должно быть выполнено в определенном стиле, выстроено в едином творческом ключе. Слово «стиль» (греч. стилос) означало у древних римлян и греков почерк. Стиль представляет собой совокупность особенностей произведения и его составляющих, в которых проявляется эпоха и личность автора. Можно понимать, что стиль является индивидуальной характеристикой или формой изложения произведения художника. С понятием «стиль» в изобразительном искусстве тесно связано понятие «стилизация», которое имеет множество толкований. Например, в словаре синонимов русского языка метод стилизации представлен как имитация, обобщение и подражание [5, с. 245]. В словаре терминов Российской академии художеств понятие «стилизация» трактуют следующим образом: «…это декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения рисунка и формы, цвета и объёма; имитация образной системы и формальных особенностей одного прошлого, использованных в новом художественном контексте» [6, с. 320]. В словаре С.И.Ожегова находится следующее определение: «Стилизовать – представлять предметы, фигуры в условно-упрощённой форме» [1, с.767].
Обобщая вышеуказанные понятия стилизации, приходим к заключению, что цель стилизации – это художественное выражение основной сущности реального объекта. Объекты для условно-стилизованного изображения находятся вокруг нас и обладают определенными признаками и свойствами. Задача художника состоит в способности «видеть» натуру, в умении преобразовывать наиболее существенные для нее признаки и свойства в выразительный художественный образ.
Л.В. Шорокова в своей работе подразделяет стилизацию в зависимости от степени изменения первоначальной формы изображаемых объектов:
Подражательная стилизация используется в графическом дизайне, в изделиях прикладного искусства, в дизайне одежды и др. Подражательная стилизация должна обладать художественной новизной и выражать индивидуальность художника, его новое видение историко-культурного образца, перенесенного в новые условия и новые материалы (рис. 1).
Рис.1. Подражательная стилизация (иконописный стиль). Кислица Д.В. (учебные работы)
Абстрактная стилизация основывается на личных ассоциациях, которые могут быть вызваны явлениями природы, музыкой, звуком, визуальной узнаваемостью форм. Абстрактные изображения могут рождаться как из реалистичного образца, так и быть беспредметными, не имеющими аналогов.
При создании декоративных композиций чаще всего используется метод творческой стилизации. Цель, которой заключается в создании нового художественного образа, обладающего наибольшей выразительностью, стоящего как бы над природой, над объектами реального мира (рис. 2).
Рис. 2. Декоративная стилизация. Кислица Д.В. (учебные работы)
В зависимости от выбранного стиля и материала стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения изображаемых объектов до предметных символов, а может наоборот, усложняться по форме, активно заполняться декоративными элементами, превращаясь в максимально выразительную декоративную композицию.
С целью усиления эмоциональной выразительности художественного образа используют следующие способы художественного обобщения: типизация, индивидуализация, идеализация, схематизация, комбинация, агглютинация, акцентирование, метафора.
В зависимости от используемых методов художественного обобщения, свойств используемого материала существуют различные способы формообразования при выполнении стилизации: геометрический, пластический, скульптурный, смешанный.
Для усиления впечатления декоративности в живописной композиции используют ряд приемов стилизации:
Существуют различные подходы к организации процесса стилизации при создании декоративного образа, среди них выделяют три метода:
Обобщая вышесказанное можно утверждать, что на протяжении всей истории развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства перед художниками – мастерами стояла и стоит задача по созданию нового, максимально выразительного цельного художественного образа. Рассмотренные в этой статье способы, приемы и методы стилизации позволяют создать богатые возможности по художественному преобразованию объектов реального мира в яркие, выразительные, декоративные образы.
Список литературы
Поделиться
Кислица Д. В., Дудникова Л. В., Постика Н. В. Теоретическое обоснование понятия стилизации как художественного метода в декоративно-прикладном искусстве // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 96-99. URL: https://apni.ru/article/1417-teoreticheskoe-obosnovanie-ponyatiya-stiliz